fantlab ru

Всеволод Алфёров «Мгла над миром»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.58
Оценок:
19
Моя оценка:
-

подробнее

Мгла над миром

Роман, год; цикл «Анхарский цикл»

Аннотация:

Молодой чародей Аджит — целитель, а значит, имеет право покидать обитель. Попав в Круг, чародей был разлучен с семьей, однако тайно поддерживает связь со своей сестрой и племянником. Когда у мальчика проявляется колдовской Дар, Аджит вынужден совершить убийство.

В охваченном мятежом городе единственный маг-защитник осажденной крепости, чародей Ханнан теряет всех близких людей, однако ему удается выстоять, пока из столицы не приходит с подмогой носящий уже новое имя и новое лицо Аджит.

Верховный маг царства, Газван, узнав о готовящемся против Царя Царей заговоре, понимает, что даже узурпатор, по чьему приказу маги были заключены в обители — лучше участи, уготованной Кругу рвущимися к трону придворными. У Верховного осталось всего пять дней до посвященного богу плодородия празднества, которое закончится большой кровью…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 314

Активный словарный запас: средний (2737 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Мгла над миром
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мне, так вещь очень неоднозначная. Фэнтези в восточном стиле – вообще жанр специфический, на любителя. Берясь за него, надо отдавать себе отчет, что ты здорово рискуешь, – велика вероятность провала, потому что нашего читателя атмосфера типа арабского востока цепляет очень выборочно. Поэтому, чтобы вещь выстрелила, она должна быть написана очень сильно. Получилось ли тут? На мой взгляд, не совсем.

Начну, однако, с хорошего. Однозначный плюс – великолепно проработанный мир. Видно, что автор знает о нем очень много и грамотно, дозированно подает эту информацию читателю. И правильно делает, ибо специфика иномирового аналога арабского востока и так-то затрудняет восприятие, поэтому читателя надо вводить в мир постепенно, не сваливая на него сразу лавину новой информации. Хорошо проработана социальная структура Царства, его история, взаимоотношения и мотивации всех его группировок: узурпатора и его сторонников-ревнителей, ненавидящих магов; магов Круга, которые пытаются одновременно и не дать истребить себя окончательно, и вернуть себе если не былое влияние, то хотя бы свободу; военную элиту и аристократию, стакнувшуюся с чужестранными магами против магов своих; финансовую элиту, стремящуюся дергать всех за ниточки, как марионеток; жреческую касту, плетущую свои интриги. Видно, что автор все это основательно продумал. Еще бесспорный козырь – снайперское попадание в стиль восточного повествования, который автор, очевидно, тонко чувствует и которым хорошо владеет.

Переходим к самой истории. Вернее, к составляющим роман трем последовательным историям с тремя разными фокальными персонажами, хотя все они принадлежат к магической братии. Первая часть – о маге-целителе Аджите, вынужденном жить не своей жизнью, спасая близких и в угоду политическим интересам Круга перейти на службу другой борющейся за власть группировке. Вторая — о маге Ханнаане, которому поставлена задача восстановить обитель-школу магов в провинции, где маги пали жертвами жестокой резни, и где поднимают голову жрецы-вахуриты – еще одна стремящаяся к власти группировка. Третья, объединяющая, – о верховном маге Газване, который в обстановке начинающейся битвы за власть при еще живом, но дышащем на ладан узурпаторе пытается спасти Круг магов и создать общество, в котором они стали бы равноправными и свободными гражданами, а не париями, объектами всеобщей ненависти.

В такой структуре романа заложен, на мой взгляд, существенный минус. Восточная специфика и неторопливое погружение в мир замедляет сближение читателя с героями. Они раскрываются очень неторопливо, и поначалу трудно проникнуться к ним симпатией – слишком они чужеродны, и слишком специфичны их проблемы. Но только мы погружаемся в их внутренний мир, начинаем сопереживать, как бац! – происходит переключение фокального персонажа, и начинается история про совсем другого героя, сближаться с которым требуется с нуля. Лично меня это вышибало из повествования, и приходилось с некоторым трудом в него возвращаться. Дважды. С одной стороны, третья, объединяющая часть, где главный герой – верховный маг, а персонажи первых двух историй у него на подтанцовке, – это вроде бы и неплохо придумано – от частностей к общему с увеличением масштаба и вывода истории из местечковых заморочек на государственный уровень. Но, по-моему, автор этим несколько обесценил героев первых двух частей – Аджита и Ханнаана, хоть они и действуют в третьей части и выполняют какую-то свою роль. В результате получилось, что я так толком и не проникся симпатией ни к одному из главных героев – просто не успел.

В зубодробительных интригах и борьбе за власть в третьей части автор, конечно, развернулся будь здоров, но, как мне кажется, наплодил многовато сущностей и не все их органично вписал в историю, а некоторых, похоже, так и не придумал, как вписать. Тот же верховный маг в конце третьей части, при всей своей мудрости, задается вопросами типа: «а эти тут при чем?», «а те почему так поступили?» Почти все эти вопросы в итоге остаются подвешенными, хотя финал вроде бы и достаточно определенный.

Ну и напоследок – о названии «Мгла над миром». Смысл его стал мне понятен только в самом конце. Это метафора. Никакой такой материальной мглы там нет, есть атмосфера глухой безнадеги, несмотря на, в общем, позитивный финал, ибо в перспективе у героев, по большому счету, все та же задача – бороться с ветряными мельницами, разгонять эту мглу над миром, только на новом витке, при новом правителе, но без особой надежды ее таки разогнать. Видно, что история будет повторяться вновь и вновь, косное общество не готово к реальным переменам. Метафора мглы олицетворяет общий пессимизм по поводу будущего, возможности построить гармоничное и счастливое общество.

Резюме. Вещь написана качественно, стильно, со смыслом, но плениться ею я так и не смог. Впрочем, допускаю, что это особенности чисто моего восприятия.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что хочется сказать о «Мгле над миром», я бы разделил на две части.

Первая касается не только «Мглы», а и всего творчества Алферова. Скажем так, общие черты. К ним относятся:

- колоритные смачные описания жизни, местностей, быта. Описания, затрагивающие все органы чувств читателя — не только зрение, но и слух, и обоняние. Автор умеет с любовью подавать свой мир.

- отличная работа с эмоциями. Персонажи — живые люди, они чувствуют, волнуются, страдают. Автор умело отслеживает и передает их эмоции, что наполняет текст драматизмом.

- идейная начинка всегда присутствует. Фэнтези Алферова всегда затрагивает вопросы, волнующие автора и в нашем реальном мире. Главная тема (насколько я ее понял) — пацифизм, ненависть к войне, и одновременно — бессилие человека против тех сил, которые вовлекают его в войну.

- весьма любопытное положение магов. Нам привычно видеть, что маги — очень круты, почти непобедимы, и единственное, что может угрожать герою-магу, — это антигерой-маг. Так вот, Алферов успешно разрушает этот штамп. Маги в его мире — изгои, ущемленный класс, подверженный гонениям. Непривычно и потому интересно видеть их в столь униженном положении. Любопытно наблюдать, как же поведут себя бывшие всемогущие, свергнутые ниже уровня простых смертных.

Теперь о том, что касается только «Мглы».

Это приквел «Царя без царства», размещенный на оси времени, по моему мнению, несколько странно. Мы знаем из «Царя», что не так давно, лет двадцать назад, воин Азас Черный разбил войска Круга Магов, захватил престол и объявил магов вне закона. Слыша слово «приквел». я ждал увидеть собственно мятеж Азаса, эпические битвы воинов с колдунами, трагичное низвержение магов. Но нет, «Мгла» показывает события уже после воцарения Азаса, то есть — ту же историческую эпоху, что и «Царь», только несколькими годами раньше.

Все главные герои «Мглы» — маги. В «Царе» автор размещал видеокамеры так, чтобы увидеть мир с разных сторон: глазами Первого Мага, чужестранной посланницы, нищего паренька. В «Мгле» автор полностью фокусируется на проблемах и чувствах магов: один лишается права видеться с сестрой, другой не может вернуться в родной город из-за преследований, третий — старый Газван — уже устал от жизни и войны, но не смеет уйти на покой, бросив Круг Магов в отчаянном положении. Именно Газван вызвал у меня больше всего сопереживания: его чувства переданы идеально, отлично видно, какими силами дается ему каждое новое колдовство, чего стоит каждая крохотная победа. С ним же связана и одна из самых трогательных сцен: встреча старых лютых врагов, каждый из которых теперь стоит на пороге смерти.

Присутствует несколько ярких батальных сцен, которых малость недостает «Царю». Особенно впечатляет битва главного героя против нескольких шахва — мрачна и зрелищно жутка. Собственно, сами по себе шахва (искалеченные рабы-колдуны, лишенные рук и глаз) всегда несут с собой драматизм. Где появляются они, там кончаются шуточки.

Что следует отметить в минус «Мгле», так это атмосферу безнадеги. Она как бы естественно вытекает из униженного положения магов... Но было бы также логично, чтобы маги стремились к реваншу и возврату на высоты — ан нет. Главная их эмоция — отчаяние, тоска, тщетность всех усилий. Любая победа выглядит не только трудной, но еще и бесполезной. Мол, как ни напрягайся, а счастья не будет, какие жертвы ни принеси, а войны не выиграть. Вероятно, в этом проявляется пацифизм автора: мысль о том, что войну нельзя выиграть, что от войны так или иначе обе стороны только теряют.

На этом, пожалуй, все. Жду следующей книги цикла.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Жил да был чёрный маг за углом, и его ненавидел весь дом…»

Ну ладно, маг не обязательно был именно чёрным, но всё остальное, увы, имело место быть.

«Мгла над миром» — восточная сказка с отсылками к нашей с вами реальности. В ней – три истории, связанные общими героями и общим миром. В каждой – героям приходится становиться перед выбором, решать задачу, в которой нет правильного ответа. Выпутываться из ситуации, где любое решение – сделка с совестью.

Молодой маг Аджит, защищая сестру с племянником, полностью перекраивает свою жизнь. Кромсает её в клочья, можно сказать, чтобы только уберечь близких людей от беды.

Маг Ханнан возвращается в родной город, спустя годы, и становится чуть ли не единственным его защитником. Когда-то он потерял в этом городе всё. Сейчас… Сейчас он находит девочку – юную магичку, так похожую на мальчика, которым когда-то был сам. Сейчас он надеется выстоять, дать отпор, защитить того, кто дорог. Но если Аджит думает только о сестре и её сыне, то здесь первоочерёдная задача – спасти весь город. А значит, и жертв будет больше…

И, наконец, верховный маг Газван. Его задача – уберечь уже не одного, не двух близких людей, а всех своих собратьев-магов. И для этого надо спасти, ни много, не мало, а самого Царя Царей, а значит – и всю страну.

Таким образом, одновременно с задачами отдельных героев решается задача целого мира. Мира, в котором, как и во многих других, невозможно достичь равновесия. Либо маги бесчинствуют у власти, либо они – изгои на грани уничтожения. Третьего не дано. Не хватает, видимо, на третье мудрости ни магам, ни людям. И неважно, что маг магу рознь – проще же грести всех под одну гребёнку. И неважно, что новые маги – дети, у которых проснулся дар – вынуждены приходить в этот мир с осознанием, что ты – изгой, второй сорт, проклятое ничтожество. И неважно, что действие рождает противодействие; чем сильнее давишь, тем на большее сопротивление однажды напорешься, и так до бесконечности.

Эта книга – для неторопливого прочтения с последующим «подумать о всяком – вечном и не очень…»

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приквел «Царя без царства», история, на мой взгляд, более острая и угловатая, что ли. Поначалу может показаться, что это о том, как трудно быть магом, но ничего подобного, уже очень скоро читатель поближе знакомится с магами, их деяниями, возможностями, прошлым, с внутренними интригами Круга… в общем, чем дальше он во всё это погружается, тем чаще и подумывает: эй, не маловато ли досталось магам, на самом деле? Не короток ли список запрещенных заклинаний, не слишком ли слаб контроль над ними? Может, их еще как-нибудь это, того?

По большому счету, это сказ о ксенофобии, толковый и сложный, нет тут хороших решений, однозначных ответов и даже правильных чувств.

Атмосфера, антураж, яркие образы и метафоры – на месте.

На месте также персонажи разной сложности, светлости и гнусности, которые пытаются пробегать по краям пропастей с большим и меньшим успехом, а пробежали они или нет – это как посмотреть.

Вот это, на самом деле, очень интересно: ведь «Мгла…» – приквел «Царя…» и, казалось бы, читатель может запросто достать из широких карманов пост-знание и ответить на вопрос, хорошее ли решение нашли главгерои, когда развязывали навязанные узлы. Но фишка в том, что читатель и тут, даже зная продолжение, не сможет найти однозначного ответа.

Роман оставляет мрачно-солнечно-фруктовое послевкусие и множество мыслей о вечном в голове.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мгла над миром» — роман из трех историй, и в каждой из них описывается отдельная часть авторского мира. Разные герои со своей правдой и отстаивающие собственные интересы. Но благодаря этому приему писателю удалось показать Империю изнутри, и столицу вместе с Обителью магов и далекий юг, в котором маги были уничтожены двадцать лет назад.

В первой истории мы знакомимся с Аджитом, который вынужден помочь сестре и защитить своего племянника от собственного отца. Из-за принятого решения ему приходится полностью изменить свою жизнь и отправиться шпионом в чужие земли.

Вторая часть описывает приключения Ханнана, который возвращается в родной город Сакар через десятилетия после сожжения своей Обители. На юге до сих пор с большой настороженностью и недоверием относятся к магам, но не это станет главной проблемой героя. Ханнан также встречает девочку-мага с сильными способностями, которая напомнила ему самого себя в детстве.

В третьей истории главным героем становится Газван, Верховный столичной Обители, который противостоит всему миру, защищая своих собратьев – магов. Эта часть самая живая и насыщена событиями: здесь и непонятные замыслы Царя

Царей, и придворные интриги, и покушение на Верховного, и осада Обители многочисленными черными братьями.

Весь роман объединяет борьба магов за право на существование, на свободную жизнь без страха и постоянного ожидания новой волны ненависти против них. Роман заинтересует любителей эпичного фэнтези с множеством интриг. Мне лично было бы интереснее следить за судьбой одного из героев (больше всего понравился Ханнан, показался наиболее человечным, ему сочувствовала сильнее всего).

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хитросплетения политики и интриги на фоне восточного колорита.

В этой книге, пожалуй нет ни одного положительного героя. У всех свои скелеты в шкафу.

Упадок империи. Молодые и зубастые государства медленно и неизбежно отщипывают кусочки «дряхлеющего льва». В своем снобизме их все еще называют варварами, не замечая угрозы. Внутренние свары захватили все внимание власть имущих.

Предыдущее правление магов довело страну до переворота. Новая власть низвела магов до состояния париев.

Три части, три истории, три судьбы. Каждый из героев очень хотел бы просто жить. Но они родились магами, а значит, их ненавидят все окружающие.

Аджит, просто хочет счастья для своей семьи. И для этого он готов пойти на убийство. Поступок, который лишит его даже собственной внешности, и сделает пешкой в игре политиков.

Ханнан вынужден противостоять религиозным фанатикам, которых, прикрываясь именем полузабытого святого, вслепую используют для получения власти ревизионисты-теократы. Магия снова будет прерогативой храма, остальные будут уничтожены.

Газван вознесен на верхушку магического сообщества. Десятилетиями, он тихой сапой, мягко и ненавязчиво старался сгладить ненависть обычный людей к магам. Но по всем законам жанра, он втянут в борьбу за трон. И если не принять меры, то магов ждет своя «Варфоломеевская ночь», а государство утонет в крови.

Политический детектив, имеет свою специфику и своих поклонников. Автор прекрасно передал ощущение «политической ходьбы по лезвию ножа».

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на сказочный восточный антураж, «Мгла над миром» – роман с серьезной социальной и психологической проблематикой. Однако в нем нет места скучным нравоучениям. Витиеватость и многозначительность Востока передана понятным языком, повествование без заминок и провисаний – читается влет. Здесь и прописанный мир, в котором при желании можно «бродить», приглядываясь к мелочам, и герои – каждый со своим характером, видением ситуации, непростыми обстоятельствами и еще более непростыми решениями. На страницах романа читатель найдет приключения и придворные интриги, проблемы своих и чужих, моменты для подумать и посопереживать, а также насыщенную шелестом шелка и ароматом пряностей атмосферу Востока.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх