fantlab ru

Михаил Зенкевич «Мужицкий сфинкс»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Мужицкий сфинкс

Повесть


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Сказочная эра
1994 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть беспощадна. Сюжет заключается в том, что автор, то есть, Зенкевич, бывший в прошлом, наверное, самым нестандартным участником «Цеха поэтов» и, — впоследствии, — кружка акмеистов (кто не знает, «акмеистами», пусть и с оговорками, но все же себя называли всего шестеро поэтов — Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут и, собственно, Михаил Зенкевич), то ли умирает от холода, то ли угорает в душной спальне, потому что растопил печку (а дело происходит в голодных и холодных послереволюционных годах военного коммунизма) сырыми дровами, после чего начинается, собственно, самый «сок».

Послереволюционный полуразрушенный Петербург сам по себе выглядит как зловещий неоплаканный мертвец, и эта гнетущая атмосфера враждебно настроенного по отношению к тебе города, чем-то напоминающая схожую у Гоголя и Достоевского (см. также стихотворение Зенкевича «Петербург летом»), просто не может не давить на нервы. Однако герой оказывается замешан просто в чудовищной водоверти событий.

Мертвецы оживают, явь сплетается со снами, сюжеты стихов поэтов серебряного века (если вы не знаете о серебряном веке больше школьной программы, будьте готовы испытывать жесточайшее недоумение — кто этот поэт? Почему он так описан? Чьи это строчки и откуда?) становятся одним целым с сюжетом голодной и полуразрушенной действительности, время идёт вспять, и, похоже, ни за что не собирается останавливаться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Становится понятно, что Зенкевич был страстно влюблен в Ахматову, и ненавидел Гумилева за то, что она досталась ему. Помимо этого выясняются также шокирующие подробности: Григорий Распутин, утопленный в проруби, живет и не тужит, а Ахматова (названная почему-то Эльгой Густавовной) — его большая подруга. Николай II, убитый в восемнадцатом году, работает истопником в нарзанной галерее, а расстрелянный Гумилев вполне спокойно гуляет по Петербургу в сопровождении прочих «цехушников».

Сюжет, где следующие друг за другом неостановимые события одновременно и дополняют, и на одинаковых правах исключают друг друга, напоминает описание страшного сна, от которого невозможно пробудиться — ты словно бы являешься актером в спектакле, сценарий который пишется сумасшедшим режиссером по ходу действия, и никто, кроме тебя, этого не замечает. Лично мне это очень напомнило одновременно литературные статьи Льва Гаспарова, сразу двух «Алис» Льюиса Кэролла, и абсурдистскую прозу Хармса.

К прочтению рекомендую.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх