Игорь Прососов «Не чуя страны»
Красные не победили. Но стало ли лучше? Диктатура, цензура и секретная агентура может быть и белой...
Входит в:
— антологию «1917-й: красные не победили», 2017 г.
Номинации на премии:
номинант |
Басткон, 2018 // «Карамзинский крест» | |
номинант |
Басткон, 2018 // Премия «Чаша Бастиона» | |
номинант |
Басткон, 2018 // Премия «Иван Калита» |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amlobin, 30 ноября 2017 г.
Сложноватое такое вышло произведение, психоделическое, я бы сказал.
В общем, Москва 193.. года, у власти Врангель, Корнилов и Савинков. Красные не победили, потому что корниловцы в Ледовом походе взяли Екатеринодар, а другие отбили царя в Екатеринбурге, спасли от расстрела. Жизнь однако тяжкая — местами голод, разруха, экономика работает пока трудно, начали индустриализацию и т.д., хотя кое-где в Европе живут и похуже. В политике тоже все трудно, потому что начались чистки — Деникина и Май-Маевского ушли в отставку, Унгерна и Семенова судят — в общем, получилась калька советской действительности, только фамилии правителей и актуальная риторика другие. Но все это дано фоном и пунктиром, а главное содержание — поток сознания ГГ.
ГГ у нас Борис Пастернак, который демобилизовался из армии, стихов не пишет, оружие и награды выбросил. Он ранен в голову и не вполне здоров по части неврологии — пуля в голове жить мешает. Он идет по городу, беседует с Мандельштамом, который сочиняет злые стихи про «кремлевского горца» Врангеля и вообще ругает власть. Пастернак идет дальше и видит почему-то картины параллельной советской реальности. В его воспаленном мозгу мелькают воспоминания о Ларисе Рейснер, Есенине и Маяковском, он беседует с бывшим священником о жизни, пересекается с неубитым Ленькой Пантелеевым, а в конце принимает участие в интересном эксперименте — отправляется исследовать ноосферу и оказывается в августе 1991, в разгар ГКЧП. Вся повесть таким образом, населена легендами и мифами советской истории, призраками революции и персонажами романов (мне, к примеру вспомнился и Булгаков, и Валентинов с его Ноосферой, и вряд ли я все углядел).
Сумбурно, эклектично, напряженно, туманно, тревожно, таинственно.
volodihin, 14 февраля 2018 г.
Вещь сделана в чистом виде «за белых», но сделана тонко, поэтому расшифровывается не на раз. Разговаривают друг с другом Мандельштам с Пастернаком, гуляя по стране победивших белых, печалятся: стесняют власти, цензура... Вот если бы победили красные, наверное, могло быть лучше: некоторые говорят, что была бы вообще сплошная расстрельщина, но ведь это просто невероятно, господа, подумайте сами — у нас в России такого быть не может...
Lady Vader, 3 декабря 2017 г.
Это еще один текст из антологии против красных, в котором победа белых, такая... сомнительная....
Автор ставит очень серьезную проблемы: а какой ценой далась эта победа и приходит к неутешительному выводу: чтобы победить красных, белые должны стать еще хуже, еще жестче, еще «краснее».
Никакого качественного изменения хода истории не произошло... Альтернативы нет...
Впору задуматься, а почему так? Почему этот унылый XX век был неизбежен? Неужели нельзя иначе?
Дальше — спойлеры и дальше — критика.
Пастернак, который называет Маяковского — Вовкой? Не могу себе представить. Пьет пиво на улице — не могу себе представить.
Заступлюсь за Есенина. Я не большой поклонник Есенина, это очень странная фигура, весьма далекая от его сусально-хрестоматийного образа, который вошел в обиход. И да , с Блюмкиным дружил, так же как Маяковский дружил с Аграновым. Но «не расстреливал несчастных по темницам» Говорить об обратном даже в игровом варианте — , мне кажется, нельзя.