Яна Вагнер «Кто не спрятался»
- Жанры/поджанры: Детектив | Реализм | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Девять друзей приезжают на неделю в уединенный горный отель.
В первую же ночь ледяной дождь обрывает электрические провода, и единственная связь с окружающим миром — канатная дорога — временно недоступна. Нет и телефонной связи, а рацию кто-то разбил.
Не сразу друзья замечают исчезновение одной из них, и только читатель знает, что знаменитая актриса зверски избита и заколота лыжной палкой.
Читатель ...И убийца.
Яне Вагнер принес известность роман «Вонгозеро», который вошел в лонг-листы премий «НОС» и «Национальный бестселлер», был переведен на 11 языков и стал финалистом премий Prix Bob Morane и журнала Elle. Сегодня по нему снимается телесериал.
Новый роман «Кто не спрятался» — это история девяти друзей, приехавших в отель на вершине снежной горы. Они знакомы целую вечность, они успешны, счастливы и готовы весело провести время. Но утром оказывается, что ледяной дождь оставил их без связи с миром. Казалось бы — такое приключение! Вот только недалеко от входа лежит одна из них, пронзенная лыжной палкой. Всё, что им остается, — зажечь свечи, разлить виски и посмотреть друг другу в глаза.
Это триллер, где каждый боится только самого себя. Детектив, в котором не так уж важно, кто преступник. Психологическая драма, которая вытянула на поверхность все старые обиды.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 414
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2968 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 16 декабря 2019 г.
Я соблазнилась обложкой (домик в снегах, герметичный детектив и все такое), а также когда-то прочитанными хорошими отзывами. И зря.
Детектива практически нет, хотя все составляющие вроде как налицо. Т.е. есть дом, временно отрезанный от мира; компания людей, знакомых со студенческих лет; и, конечно же, труп. И даже человек, который бы в принципе, сгодился на роль местечкового Пуаро. Но потенциальный Пуаро тихо забивается в угол, а вместо расследования читателю предлагают нескончаемый унылый набор историй о человеческих жизнях, каждая в стиле «все несчастные семьи несчастливы по своему». Надоедает уже после второй. Тогда же становится ясно, что автор пытался написать большой роман о людях, характерах и отношениях, прикрывшись, на всякий случай, детективным плащом. На мой взгляд, не вышло ни первое, ни второе. Ну точнее как. Про людей, пожалуй, получилось. Но только уж больно скучно.
Удивительно неинтересная книга, прочитав половину которой, уже даже не хочется знать, кто убийца. Я честно долистала до конца, но ни кому не советую тратить время. Удовольствия от этого текста не получишь.
vorpol, 31 декабря 2023 г.
Зачем-то отодвинув в сторону очередь из уважаемых скандинавских авторов, я решил прочитать эту... книгой это не назвать, скажем так «буквосодержащий продукт с заменителями сюжета и персонажей, идентичнимы каноническим». Спойлер — это была моя большая ошибка.
Проблем в книге выше крыши. Что главное для детектива? Сюжет. И вот с этим огроменные проблемы. В попытке «раскрыть персонажей» автор делает огромную экспозицию — более 10% книги тратятся на детализацию персонажей и чуток — локации — без единого детективного действия. Скучно? Да не то слово.
Одним из канонов хорошего триллера (по Дэну Брауну) является «заключение контракта» с читателем, то есть прописывание крючка интриги, за которым будет интересно наблюдать. Вместо этой интриги Вагнер сыплет бесконечными метафорами и описаниями персонажей. Метафоры это хорошо, и она умеет их выписывать, но вот только...метафоры — это специи литературы, а никто в здравом уме не готовит блюдо из 80% перца-гвоздики-орегано...
Главная «вишенка» книги — персонажи. Для саспенса или борьбы для выживание важно, чтобы читатель сопереживал или хотя бы интересовался персонажами... а не искренне ненавидел их и желал удачи антогонистам. А нам представлена «Омерзительная девятка «(С) Тарантино сошедшая прямо со страниц «Духлесса». Классические московские мажоры, которые в с первых строчек романа вызывают только одно желание... удачи местному Крюггеру, Чикатиле, Вурхезу или кто там объявит охоту на эту группу. Барское поведение, понты итальянскими сапогами и 40-ка летним виски, глупость, пьянство, стремление заполучить «трофейную Лору», отношение к местным (Польша или Словакия) как царская оккупационная армия... читайте-наслаждайтесь.. если сможете.
Сей «продукт» стоит максимум 1 из 10.
yulic, 25 июля 2023 г.
Прекрасная книга. Понравилась очень. Две важные книги за последнее время: эта и Павел Чжан. Очень радует, что на русском языке рождаются такие настоящие Книги. 10 баллов.
majj-s, 23 декабря 2020 г.
Отель «У погибшей альпинистки» или Ода к безнадежности
«История ползет через нас, тяжелая, как ледник. Наваливается и ломает наши кукольные домики, наши маленькие нелепые жизни. Она раздавила наших родителей, а следом по инерции раздавила нас.»
Они приезжают в зимний отель в маленькой восточноевропейской стране, чтобы... Чтобы что? Вволю накататься на лыжах? Отдохнуть несколько дней от забот и треволнений московской жизни? Вкусить прелестей дольче вита, когда ради приятельского междусобойчика девяти человек откупается целый отель, в потенциале способный вместить две сотни гостей? Обсудить и скоординировать дальнейшие творческие планы (среди присутствующих знаменитая актриса, режиссер, писательница, юрист, журналист)? В очередной раз подтвердить незыблемость дружбы длиной в двадцать лет?
Вряд ли. Участникам поездки чуть за сорок — не двадцать, когда шумная компания предел мечтаний. Планы, буде таковые возникнут, можно обсудить и дома. Красивой жизни все они уже попробовали, да она ведь в достаточной мере завязана на социализацию: других посмотреть и себя показать, а на кого смотреть и кому чего показывать, когда вокруг те, кого полжизни знаешь. И здесь не модный курорт. Вот разве что лыжи. На которые за четыре дня, проведенных в отеле, ни один из них так и не встанет. Хотя лыжная палка сыграет значительную роль в событиях.
Но по порядку. Кто они? Соня, гениальная актриса. Без преувеличений и не для красного словца. Действительно гений с потрясающим умением убедительно сыграть что угодно, что не мешает ей быть психопаткой. Не в бытовом «человек, закатывающий истерики» смысле, а в медицинском: эмоционально глуха, не испытывает, но блистательно имитирует. Искусный беспринципный манипулятор.
Вадим, талантливый режиссер. В последние годы спивается и халтурит, снимая сериалы, где на главных ролях неизменно Соня. Таня и Петя. Она писатель, в свое время выпустила серьезную умную книгу, которую обсуждали. Но заметных высот в профессии не достигла (лауреатом престижных премий не стала, тиражи не зашкаливают, гонорары не поражают воображение, Голливуд не покупает прав на экранизации). Двадцать лет замужем за Петей, который не любит ее.
Лиза и Егор. Она жена, мать, хозяйка, воплотившая в себе сверхидею женственности. Из тех, у кого дом сияет чистотой, к обеду готово семь перемен блюд мишлненовского класса, крахмальные простыни, домашние ухожены, а в вазах дивно гармоничные букеты из роз собственной оранжереи. В долгом счастливом браке с преуспевающим адвокатом Егором, который обожает ее.
Ваня и Лора. Он бизнесмен, на чьи деньги весь этот праздник жизни. Солидный, с несколько нарочитой барственностью в стиле первичного накопления капитала, и столь же нарочитой неотесанностью. До сих пор воспринимает друзей, этих беззаботных москвичей, двадцать лет назад принявших его в компанию — как эльфов и фей, снизошедших до смертного. Лора, трофейная девочка-жена Вани, дивной красоты куколка, от которой женщины вежливо-насмешливо дистанцируются, мужчины сдержанно вожделеют, но всерьез никто не воспринимает.
Маша успешная журналистка и большая женщина. В смысле, под метр девяносто. Одинока. Трепетно привязана к маме и совсем не близка с отцом, впрочем, родители давно в разводе и нет необходимости поддерживать с ним отношения. Училась с Соней в одном классе. И есть еще Оскар, смотритель отеля из местных, ответственный за тепло и свет, наполняемость холодильника и качество-количество алкоголя в баре. Маленький аккуратный человек, отлично говорит по-русски, но ненавидит коммунистов и большой любви к россиянам не питает.
В первый же вечер все напьются до бесчувствия и кто-то из них погибнет. А наутро выяснится, что буря с ледяным дождем обесточила отель, отрезав девять человек, оставшихся в живых, от мира. Связи тоже нет. Приходится ждать, предаваясь единственному доступному персонажам герметичного детектива занятию — попыткам выяснить, кто убил. Попутно узнавая о себе и окружающих много такого, чего никогда предпочли бы не знать, но одновременно изживая и прорабатывая застарелые травмы этим невольным родом расстановок по Хеллингеру.
Стилистически очень хорошо, это мое первое знакомство с прозой Яны Вагнер, не могу сказать, что прямо совсем-совсем оригинально, много общего с тем, как пишет Виктория Платова. Хотя общий пафос с болезненным акцентом на травмы — скорее петрушевский. Как по мне, чересчур безнадежно, такое массированное «оставь надежду всяк, сюда входящий». Но увлекательно и до конца неясно, кто убийца, хотя задавить гадину следовало давно, простите мою кровожадность.
Lana Oswin, 13 августа 2021 г.
Прочитав в аннотации Это триллер, где каждый боится только самого себя. Это детектив, в котором не так уж важно, кто преступник. Сложилось впечатление, что это будет смесь «Десяти негритят» Кристи, «Головоломки» Тилье, вот что-то из этой оперы. В итоге самое верное и правдивое из аннотации: Это психологическая драма, которая вытянула на поверхность все старые обиды.
Компания друзей (Ваня, Лора, Вадим, Егор, Соня, Маша, Лиза, Петя, Таня) приезжает в Восточную Европу для съемок фильма, но перед этим они решают отдохнуть в небольшом отеле в горах. Почему-то я решила, что компания состоит из молодых людей, вот не знаю откуда я это взяла, наверное потому что это довольно избитый ход в фильмах да и книгах подобного жанра. Так вот, всем персонажам уже по сорок, ну кроме одной героини, они уже давно дружат, но у каждого есть какие-то секреты. И мне очень не хватало списка персонажей, сложно было запомнить кто есть кто и кто кому приходится, постоянные флешбеки, которые начинались неожиданно порой только запутывали.
В самом начале одну из героинь, актрису Соню, убивают. Кто и зачем это сделал не понятно, а в итоге оказывается не так уж и важно. И вместо того, чтобы вызвать подмогу, полицию и т.д. герои оказываются заперты в этом отеле из-за погодных условий да еще и без связи с внешним миром. Друзья пытаются играть в великих сыщиков, чтобы понять у кого была возможность и мотив убить Соню, но у них не особо получается, в основном они копаются в грязном белье, вспоминают свое прошлое, все недомолвки и обиды, которые у них накопились за двадцать лет. Но помимо всей этой компании есть еще и Оскар — смотритель отеля, который был свидетелем нападения и раньше всех узнал о случившейся трагедии.
Потихоньку герои вскрывают старые раны, открывают свои настоящие лица и в конце концов убийца признается в содеянном, но никто не спешит отдавать его в руки правосудия, наоборот, они хотят придумать способ защитить этого человека. Несмотря на кучу драмы, которая вывалилась на героев и читателя до этого, автору было мало и она решила добавить накала.
Текст наполнен, можно даже сказать переполнен, метафорами, эпитетами и прочими штуками для украшения текста. Вроде бы и прикольно, но на слух очень сложно воспринимается, приходилось часто перематывать книгу назад, но вот ближе к концу на все эти конструкции я уже перестала обращать внимание.
В итоге, не могу сказать что книга совсем не понравилась, ее надо читать не заглядывая в аннотацию, чтобы не искать тут детектив с триллером, но финал на мой взгляд можно было сделать лучше.
P.s. книга по атмосфере немного напомнила игру until dawn, только без мистики.
Ведьмак Герасим, 5 августа 2021 г.
Роман мне понравился.
Начинается как детектив, но по сути на психологическую драму больше похоже...
истории персонажей, их жизнь, путь, который привёл к тому, как они оказались в той ситуации, что показана в книге...
а ещё образный специфический, богатый на метафоры, язык автора, который словно обволакивает... кому-то не нравится, кому-то мешает следить за сюжетом, мне не мешал, а даже наоборот...
И ещё порадовал финал. В принципе, ожидал чего-то подобного, это все складывалось из сюжета. И все же не совсем такой, какой видел я...
nordischseele, 7 ноября 2018 г.
Это просто изумительный психологический роман напополам с социальной трагедией. Не знаю, где там увидели читатели «сопливый женский роман», его там и близко нет.
Сюжет как тугая пружина — чуть расслабился, отпустил, и она треснет тебя по лбу. И да, детектив тут второстепенный герой, главный герой — это непростые отношения в компании друзей, к выяснению которых подтолкнуло убийство одного из них. Зарисовки из жизни каждого из них составляют цельную картину, когда правду сказать больно, а врать уже нельзя. И среди них, таких родных и давно знакомых, чужак — Оскар, смотритель отеля, которого они выбрали судьей: себе, жертве, убийце. Кажется, что ни для кого нет счастливого финала, но нужен ли он вообще, когда каждый вытрес все свое грязное белье и эта большая стирка уже никому не принесет удовлетворения и покоя, ни живым, ни телу в подвале.
Zlata.24, 20 августа 2018 г.
Даже не верьте, что это – триллер. Это, скорее всего, современная проза – один из самых моих любимых жанров. Но поняла я это не сразу.
Самый страшный, пожалуй, — пролог, красочно описывающий момент убийства. Кстати, автор – мастер таких колоритных описаний. Вот, например, как представлена обычная грязь на чистом перроне:
«Светлая курортная плитка пестрела мокрыми дорожками следов. Грязь даже не пыталась притвориться местной – это была настоящая московская слякоть, затаившаяся в бороздках подошв, контрабандой проникшая через границу, две тысячи километров проспавшая в самолете, равнодушная к мрамору аэропорта и перламутровому вокзальному перрону. Дожидавшаяся, казалось, именно этой сухой кремовой чистоты, чтобы выплеснуться мстительно и небрежно. Пометить и нарушить.»
Один нюанс испортил мое восприятие: я ждала обещанных ужасов, а следовательно, — каких-то стремительных событий, и потому постепенно увязала в сравнениях, образах и отступлениях, как муха в вазочке варенья. И лишь расслабившись и покорившись неспешному течению сюжета, я смогла вдоволь насладиться жизненными историями закадычных друзей.
9 отдыхающих и 1 проводник оказываются отрезаны от внешнего мира. Одна женщина обнаружена убитой, и оставшиеся решают до прихода полиции выяснить убийцу самостоятельно. Они дружат больше 20 лет и, казалось бы, все знают друг о друге. Но еще много всякой грязи поднимается и тщательно перетряхивается. Даже выясняется, что абсолютно у каждого был мотив для совершения убийства.
Честно говоря, я с опаской ожидала финал, — ведь вывернутым наизнанку душам не скажешь, что это все приснилось, и можно спокойно жить/дружить дальше. Но автор порадовала и здесь. Финал получился, конечно, не сказочно счастливым, но более мягким, чем предполагала. Рекомендую!
Velary, 23 мая 2019 г.
Высоко ценю Вагнер за дилогию «Вонгозеро» и с нетерпением ждала её новый роман. Но, к сожалению, на этот раз, на мой взгляд, не вытянула.
Мне кажется, дело в количестве персонажей. Их слишком много, поэтому каждому отводится слишком мало внимания. Их судьбы пересказываются между делом, и это очень интересные и многообещающие, пронзительные истории, так хочется прочитать полноценную книгу про каждого! Так хочется проследить более детально за развитием отношений. Увидеть, как из любви пришли к тому, к чему пришли, а не просто прочитать «и вот он её разлюбил».
Сам детектив вышел неплохой, развязка достаточно неожиданная для меня.
MataHari, 5 мая 2019 г.
Уж как я ждала этот роман после шикарного «Вонгозеро»... Конечно, я понимала, что это будет не детектив в духе Агаты Кристи, несмотря на антураж — убийство в замкнутом пространстве, а психологическая драма. Драма и получилась, только ее здесь перебор.
Увы, уже при чтении «Вонгозера» начали закрадываться подозрения, что всех героев автор пишет с себя. Тут, к сожалению, они полностью подтвердились. Все герои на стресс реагируют одинаково — напиваются и устраивают истерики. Да, мужчины еще бьют друг другу морды, но это такая мужская истерика. Причем истерики начались еще до убийства. Наверное, для меня их в этой книге оказалось слишком много. Хотя написано, как всегда, отлично.
ufc4gfh, 29 августа 2018 г.
Даже не знаю в какой раздел литературы разместить это произведение. Скорее всего детектив в стиле Агаты Кристи, но на мой взгляд, А.Кристи (извините за жаргон) «нервно курит в сторонке». Главное отличие и достоинство сюжета, в отличие от многих корифеев жанра, что здесь автор не морочит читателю голову ненужными отвлекающими деталями и нудными диалогами, с тем, чтобы на последних страницах проницательный детектив выдал потрясенным слушателям разгадку, основанную на фактах, известных только самому детективу и автору. Здесь автор вместе с нами погружается в прошлое каждого героя, в самые темные закоулки души с мастерством и знанием дела, достойным высококвалифицированного психолога. Психологический триллер? Да, и это тоже. И у читателя есть возможность самому вычислить преступника ( или не преступника)по его психологическому портрету, а может быть удивиться неожиданной развязке...
В-общем, давно меня так не увлекали произведения этого жанра.
Отдельно хочется поблагодарить автора за очень красивый, метафоричный язык, за отсутствие логических и смысловых нестыковок и за красивый, яркий и четкий финал (надоели авторы, которые не могут внятно распутать ими же завязанные сюжетные переплетения, оставляя это право (или обязанность?) читателю.
А какой замечательный фильм может получится по этой книге!
Итог: читать обязательно всем любителям жанра, людям, интересующимся человеческой психологией и просто всем любителям хорошей литературы1