Татьяна Устинова «Где-то на краю света»
Лиля Молчанова отправляется на край земли, в Анадырь! На первый взгляд в обыкновенную командировку на рад» «Пурга», но на самом деле ее услали с дальним прицелом... На краю все по-другому — холодно и опасно, и Лиля. заранее оплакивая свою ужасную судьбу, вдруг попадает в неведомый к прекрасный мир, где люди живут по другим законам и правилам. Они привыкли выручать и спасать друг друга, без этого не выжить на Крайнем Севере!.. . .Когда Лиля при странных, невероятных обстоятельстаи находит убитого охотника, начинается изощренная и страшная игра. Ей кажется, что она одинока, никто не поможет и не спасет, но I она вдруг убеждается — никакого вселенского одиночества нет, есть люди, настоящие, живые, порядочные, готовые во что бы то ни стало ее спасти. . .И над заснеженными просторами звучат позывные: В эфире радио «Пурга»!», а это значит, жизнь продолжается, надежда есть, и край земли вовсе не край, а может, ее начало...
Входит в:
— антологию «Осенняя коллекция детектива», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Igor_k, 5 апреля 2022 г.
Хотим мы того или нет, но оценка значимости любого литературного произведения вопрос конвенциональный. Какие-то книги остались безвестными, а какие-то были подняты мутными волнами исторического процесса в недосягаемые выси и стали классикой на все времена. И чтобы вы ни думали о творчестве того же Льва Николаевича Толстого, как бы ни ругали «Анну Каренину», и Лев Николаевич, и его «Анна Каренина» останутся непогрешимы. Эти процессы не что-то случившееся до нашего рождения, они происходят прямо здесь и сейчас. Классика классикой, но многие современные авторы имеют ошеломляющий успех и авансом записываются в будущие мэтры, а другие так и остаются где-то там на периферии читательского интереса, хотя их тексты могут быть поинтересней текстов первых. Снобизм никогда не исчезнет из суждений критиков, это данность. И им вторят те читатели, которые считают себя образцовыми. Для них всегда на первом месте будут классика и актуальная литература, а чисто жанровые вещи считаются вторым сортом. При этом даже в нишевой литературе есть свое конвенциональное ранжирование. Вот возьмем, к примеру, детективный жанр: Борис Акунин в глазах читателя с претензией автоматически лучше той же Татьяны Устиновой. При этом и тот, и другая всегда проиграют переводным авторам просто потому, что они переводные. Ничего личного, так у нас давно повелось. А то, что наш гипотетический читатель, возможно, не открывал ни Бориса Акунина, ни Татьяну Устинову, ни некого переводного автора, значения не имеет. Он уже с самого начала все оценил.
Тут бы сделать какие-нибудь выводы, да не хочется. Но можно просто открыть произвольную книгу, которая считается вторым сортом (как бы и не третьем), и проверить на практике, права ли конвенция. Да, мы так и сделаем. Итак, «Где-то на краю света» Татьяны Устиновой. Взято с полки с романами этой писательницы наугад, чистая правда.
Каковы входящие? Лилия Молчанова, модная столичная девушка, приезжает в командировку в далекий Анадырь. Командировка эта странная, больше похожа на изгнание, если бы героиня была посообразительней, то она бы сразу это поняла. Чукотка пугает Лилию Молчанову, ей очень хочется улететь обратно в Москву. И она улетела бы, да погода мешает. А тут еще и труп нашла. А потом за ней кто-то начинает охотиться. В общем, героиню ждут те еще приключения. Правда, мир не без добрых людей, потому все будет не так уж и плохо.
Столичная гостья в далекой провинции – сюжет классический и беспроигрышный. Героини кажется, что она попала на другую планету, все тут дикое и хтоническое. Другой автор пустился бы в сатиру, и был бы прав, ибо материал благодатный. Татьяна Устинова лишь подтрунивает над своей героиней. Беззлобно так. Мол, глупая ты девочка, кроме Москвы есть еще и вся эта огромная страна, знать ее надо, коль являешься ее гражданкой. Выписано все это крайне симпатично, Молчановой сложно, конечно, сопереживать, но понять ее можно.
Где-то в середине романа начинается триллер – героиня, прибывшая из мира цивилизованного, сталкивается с миром архаичным и жутким. Другой автор пустился бы в ужасы, и был бы прав, ибо материал благодатный. Но здесь все не так. То есть героиня попадет в сложную ситуацию, будет жутковато, но никогда не страшно. И триллер достаточно быстро закончится. По заветам английского классического детектива смаковать всякие кошмары и жестокости не следует, читатель хочет с комфортом и без душевного волнения ознакомиться с очередной загадкой, а не всякое такое. Татьяна Устинова написала роман ближе именно к классическому детективу, никакой вам скандинавщины.
Может создаться впечатление, что автора, вообще, сама детективная загадка мало интересует. В книге слишком много разговоров, слишком много чувств героини, в какой-то момент романтическая линия выходит на первый план. В конце концов, основной посыл в том, что надо принимать людей такими, какими есть, человеческое братство важней любых понтов, ради того, чтобы это понять, стоило лететь на край
Земли, в Москве такое не прочувствуешь. Молчанова все-таки проникается своими новыми знакомыми, ей начинает нравиться Чукотка, в финале она уже совсем другой человек. По сути с ней приключилась инициация. И куда же без нее, если место действия прямо-таки способствует? Тоже ведь по сути классический сюжет.
И когда читатель уж простился с мыслью, что детективная линия «Где-то на краю света» сыграет хоть какую-то роль, вдруг оказывается, что с детективом-то тут все в порядке. И разгадку сложно предугадать. И в тексте была целая куча подсказок, вот только заметить их до поры до времени не получится. Да, сама по себе детективная загадка не блещет оригинальностью, но отработана она на все сто процентов. «Где-то на краю света» надо читать внимательно, тут каждая оговорка персонажей может играть значение. Именно так и делала Агата Кристи. За что ее до сих пор и любят.
Не смотря на метели, морозы и всяческую хтонь, Татьяна Устинова написала предельно уютный роман. Да, персонажи тут не демонстрируют сложную психологию, но все вышли живенькими такими. Во главу угла поставлены простые истины, но в жизни они более чем важны. Любовная линия явно перетягивает внимание читателя, но это компенсируется развязкой детективной линии. Вот она сделана очень хорошо, жаль, что детектива в этом детективе меньше, чем хотелось бы. Да, это не прорывной для жанра роман, но с таким не стыдно на люди выйти. Во всяком случае, уровень приличный. Все-таки не зря Татьяна Устинова пользуется такой популярностью, о чем свидетельствуют огромные тиражи. Правда, маститые критики вряд ли напишут на «Где-то на краю света» серьезную рецензию. Что не мешает им писать подобные рецензии на произведения зарубежных детективщиков, в которых детектива-то гораздо меньше, чем в милой сказке от Татьяны Устиновой. Хотя зря все-таки издатели на обложке написали: «Первая среди лучших».