Сидни Падуа, Сидни Падуа «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа»
Встречайте двух викторианских гениев: Аду Лавлейс — математика, заядлого игрока, протопрограммиста, дочь лорда Байрона, и Чарльза Бэббиджа — эксцентричного, но неудачливого изобретателя.
Прочитав в 1842 году описание планов Бэббиджа относительно гигантской вычислительной машины, Лавлейс добавила к этой работе комментарии — по объему они оказались в три раза длиннее исходного текста. В ее заметках содержатся первые идеи программирования — и это за сто лет до создания компьютера! К сожалению, Лавлейс умерла от рака спустя десять лет после публикации своих наблюдений, а Бэббидж так и не построил свою машину.
Но не отчаивайтесь! «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» — графический роман об альтернативной вселенной, где наши герои достроили свою машину. Они используют ее, чтобы преодолевать сумасшедшие экономические кризисы, сражаться с бичом орфографических ошибок, исследовать пределы математики и, конечно же, бороться с преступностью — на благо Лондона и науки!
Этот комикс полон любопытных исторических фактов (которые сопровождаются отсылками к реальным документам) и закрученных схем устройства парового компьютера Бэббиджа. Захватывающее и крайне необычное фантастическое чтение.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KatrinBelous, 26 декабря 2018 г.
Впечатления: Определенно это очень необычная работа. Я не могу назвать «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» даже комиксом, возможно, это графический роман, а скорее даже некое графическое исследование) И уж точно это не детская книга, значащаяся в жанрах, даже мне было иногда сложно читать эту работу и все сказанное переваривать в голове. Про математическую терминологию я уж вообще молчу, технический вуз остался далеко позади и сейчас математика уровнем выше «посчитать зарплату и сдачу в магазине» для меня кромешная тьма)))
Если говорить о плюсах комикса, то это:
- познавательность (пролистав и прочитав «Невероятные приключения» я узнала много интересного об учёных викторианской Англии, о которых даже не подозревала. Конечно же, было любопытно узнать о жизни дочери Байрона, но не менее любопытно было прочитать о реально существовавшем профессоре Бэббидже или известном инженере, построившем железную дорогу, Изамбарде Кингдоме Брюнеле);
- обширные примечания и приложения (наверное половину комикса занимают приложения, в которых разъясняются как и математические моменты, так и что самое любопытное — исторические. А ещё есть примеры исторических документов, например, писем Бэббиджа);
- юмор автора (сноски автора комикса с ее ироничными замечаниями было самое прекрасное из текстового наполнения этой работы, по крайней мере, они были понятными и смешными, в отличие от математических диалогов главных героев);
- пополнение моего словарного запаса и копилки любопытных фактов (впервые услышала здесь о том, кто такие луддиты и когда появилось слово «компьютер», которым изначально называли совсем не машины, а людей);
- рисовка (о, мне очень понравилось как автор изобразила своих персонажей, отлично получилось изображение их эмоций и характерных черт, в общем, рассматривать рисовку было одно удовольствие):
- забавные второстепенные персонажи (парадокс, но Лавлейс и Бэббидж не вызвали у меня особой симпатии, для меня они были слишком чудаковатые, а вот их Лакей...он был великолепен! И ещё мне понравились мелькающие на страницах известные английские писатели — Кэрролл вышел таким красавчиком! А Диккенс это вообще просто восторг, он такая душка))) А ещё тут была Гасскелл, Элиот Джордж, Карлайл и даже спящая в кресле Остин);
- великолепный черный Кот, который на страницах комикса чуть не довел до инфаркта Элиот Джордж, посягнув на целостность рукописи ее романа) Правда, потом обнаружилось, что это была рукопись Карлайла и она таки уничтожилась) А вообще во всем виноват не кот, а Диккенс)))).
Минусами для меня стали:
- отсутствие сюжета (по крайней мере мне так показалось, ибо весь комикс состоит из отдельных сценок-событий, но какой-либо цельности и особой увлекательности я в них не заметила);
- скучные реплики (скучные они были для меня в первую очередь потому, что и Бэббидж, и Лавлейс изрекали большую часть «экранного времени» нечто умно-математическое, что я упорно не понимала).
Итого: Это было любопытно, познавательно и необычно. Но еще скучновато, как для читателя, далекого от математических наук, и сложно из-за этого же. В качестве этакого исторического исследования и эксперимента с альтернативной вселенной «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» определенно заслуживают внимания. За это и поставила с натяжкой «4». Но лично я купила бы такую работу в подарок для человека, увлекающегося компьютерами, программированием и математикой, что я собственно и сделала, а вот в своей бы библиотеке не оставляла, перечитывать еще раз все же не решилась бы)
technocrator, 3 марта 2019 г.
«Явись компьютеры в этот мир пыхтя и грохоча, подобно поездам, мы бы, возможно, питали к ним более тёплые чувства.»
Настоящий подарок для любителей математики, информатики, истории и паропанка!
Издательская аннотация отлично описывает суть. Можно добавить, что произведение проникнуто тонкой иронией и истинной любовью к персонажам.
Где-то на треть комикс в НФ-фэнтезийном стиле, остальное – подробные документальные примечания, полные увлекательных фактов. В какой-то момент Примечание-звёздочка даже само становится действующим лицом (а вообще мы встретимся с широким кругом исторических персонажей, от Дарвина и Фарадея до Байрона, Диккенса и королевы).
Также тентакли в конце порадовали ;)
К предыдущим отзывам: может, я пристрастен, но не очень понимаю, что именно кажется в романе каким-то особенно сложным, тем более что и создан не профессиональным математиком.
10 из 10 (не выставляю только потому, что Фантлаб использую лишь для оценок художественных книг)
StasKr, 28 сентября 2018 г.
Данный комикс уникален. Уникален тем, что основывается на биографии двух очень необычных людей, а также тем, что написан на стыке паропанка и математики. Первый герой комикса является воплощением типажа «безумный учёный» (да, такие люди встречаются не только в кинематографе). Чарльз Бэббидж на протяжении многих десятилетий служил в викторианской Англии неиссякаемым источником для шуток, светских сплетен и газетных статей. О его болезненном самолюбии и склочном характере ходили легенды, а на устраиваемых им приёмах, на которых подавали только хлеб с маслом, собирались сотни знаменитостей. История с получением правительственного гранта на создание грандиозной счётной машины, деньги которого были потрачены на ДРУГУЮ грандиозную счётную машину, которая также не была построена и вовсе достойна пера лучших сатириков! Вторым героем, вернее героиней, является Ада Лавлейс. Выдающаяся математик, первый программист в истории человечества, дочь Лорда Байрона и просто красавица, чья жизнь оборвалась в 36 лет является достойным напарником для взбалмошного Бэббиджа. Третьим героем является Аналитическая машина – первый в мире компьютер, который в нашей реальности так и не был создан. Автор комикса решила исправить это досадное упущение и воссоздала Аналитическую машину во всём блеске её механического великолепия.
Что касается манеры изображения, то люди изображены шаржировано (это вполне естественно для юмористического произведения), а вот сама Аналитическая машина – воспроизведена максимально дотошно. Комикс разделён на семь глав. Первая рассказывает о биографиях настоящих Ады Лавлейс и Чарльза Бэббиджа, шесть остальных – являются фантазиями Синди Падуа о приключениях её героев в идеальном мире, где им оказалось по силам достроить свой суперкалькулятор. В книге свыше трёхсот страниц, однако сами истории занимают от силу только половину. Весь остальной объём произведения отведён под обильные примечания и авторские комментарии без которых невозможно проникнуться атмосферой научного и литературного мира Великобритании середины XIX века. Кстати, эти примечания мне понравились больше основного текста, ибо в них полно познавательной информации.
Таким образом, комикс представляет собой воистину уникальное явление, поскольку состоит из шестерёнок, плоских шуток, истории математики и самой математики. Однако именно эта уникальность графического романа и отталкивает его от меня. Да, я оценил всю оригинальность идеи, любовь автора к своим героям (Синди Падуа обожает леди Лавлейс и мистера Бэббиджа) и всю дотошность в прорисовки ключевых узлов самого первого компьютера. Однако я не слишком силён в технике, чтобы получить удовольствие от гигантских шестерёночных механизмов и металлических перфокарт. И тем более я не могу по достоинству оценить математическую составляющую произведения, а ведь изрядная часть сюжета завязана именно на неё!
Итог: очень специфическая и нишевая вещь. Читать такое можно только либо расширения кругозора, либо будучи повёрнутым на алгебре и паропанке. Тем большее уважение вызывает тот факт, что подобный комикс вообще был издан, причём – довольно крупным тиражом.* Относительно высокая оценка объясняется чувствами, которые испытывает Синди Падуа к главным героям, а также ироничными комментариями из которых я узнал немало забавных фактов.
* – тираж российского издания составляет 3 000 экземпляров. Даже удивительно, сколь много в нашей стране математиков, готовых читать комиксы и потребителей комиксов, готовых продираться через математический юмор.