Джеймс Айлингтон «The Light of All That Falls»
Рубеж снова стал цельным, но может оказаться что слишком поздно.
Проклятия продолжают преследовать Андарру, а в Илин-Иллане происходят масштабные политические махинации представителей всего поколения: вновь обретённые способности Вирра заставляют старых врагов его семьи приступить к активным действиям.
Давьян, оказавшись в одиночестве в чужой стране, противостоит оставшимся Поклонникам, стремящимся предотвратить жертвоприношение Аши; при этом ему приходится решать проблемы, связанные с тем, что он узнал о друге, которого всё же решил освободить.
И наконец Седэн, столкнувшись с последствиями выполнения своего многовекового плана, должен, наконец, столкнуться с настоящей действительностью – его сердце будет разбито воспоминаниями о том, как всё началось, и уничтожено тем, как всё должно закончиться.
Входит в:
— цикл «Трилогия Ликаниуса»
- /языки:
- русский (1), английский (3), немецкий (1), итальянский (1), чешский (1)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- Malazan Army (1), А. Гварньери (1), Р. Лео (1), М. Погл (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 19 октября 2023 г.
Для начала парочка дисклеймеров. Здесь я буду говорить не только о первом романе, но и учитывать всю трилогию. Во-вторых, постараюсь не натягивать сову на глобус и не вычитывать из книги то, чего в ней нет. Этим летом я прочитал штук десять книг подряд, в которых авторы не пытались выдвинуть никаких широких социальных обобщений, сосредоточившись на истории и внутреннем мире своих героев. Но «Трилогия Ликаниус» не такова. То есть сюжет в ней важен, и психология персонажей имеет важное значение, но дело этим далеко не ограничивается.
Оттолкнемся от аннотации, написанной многоуважаемым anisett`ом. Он сосредоточил ее на сюжете и на том, что это финал эпической трилогии о борьбе Добра со Злом. Эти слои в трилогии тоже есть, причем на первом плане. Все-таки Айлингтон писал популярную беллетристику и стыдно было бы заставлять своих читателей скучать над предложенной историей.
Однако он пошел дальше и глубже. Под видом «интретеймента» он представил на суд публики психологический, социально-политический и военный роман одновременно. И сделал это мастерски.
Потому что я лично прочитал первые два романа как чистое, пусть и высококачественное развлекалово. Смесь фэнтези и темпоралки с острой приправой из постапа.
Но слишком уж автор погрузился в собственную историю, чтобы так легко от себя ее отпустить. Уже во втором томе он повествования мрачнеет, а проблемы представленного мира становятся все глубже и глубже, сливаясь с проблематикой нашей современности до степени неразличимости.
Как должно жить современное государство? какая форма правления наиболее эффективна, особенно в годину суровых испытаний? Прямая и жесткая диктатура (Клятвенный Камень Вирра) или демократия Ассамблеи (только подлинная демократия, а не власть олигархата с войт-погремушками!)?
И ради чего должно должно существовать государство — справедливость и мирное строительство как идеал Андарры или ненависть и религиозная нетерпимость Гилшара и Дезриеля.
Все это насущнейшие, судьбоносные вопросы нашего сегодняшнего дня, и Айлингтон ставит их без страха и острым ребром.
Государство состоит из людей, даже высшие эшелоны власти. Поэтому тем, кто принимает решения, придется совершать самый сложный выбор (когда ты отвечаешь не только за себя, но и за сотни тысяч жизней) и платить самую высокую цену. поэтому Давьян говорит: «Вы может быть очень эффективные воины, но то, КАК я воюю, не менее важно, чем то, ЗА ЧТО я воюю». Вирр, Седэн и Аша также обладают великими способностями, поэтому основная ноша и тяготы лягут именно на их плечи.
Человечество по сию пору не научилось решать свои главные вопросы без войны. В 2010 году у меня были идеалистические надежды на этот счет, но спустя годы они развеялись как прах. А Айлингтон, возможно, и никогда никаких иллюзий не питал. В Трилогии, во всяком случае, они не просматриваются. Но чтобы заманить читателя и заставить его думать, он сделал хитрый ход. Начал с авантюрно-приключенческого тона, а финишировал баталистикой самой высокой пробы.
С фэнтези описанная им война имеет мало общего. А много общего она имеет с войнами последнего столетия, как глобального, так и локального масштаба. Террор и массовые убийства мирного населения, применение оружия массового поражения, уничтожение целых мегаполисов и даже стран (в прошлом), информационная и когнитивная война, когда силы Зла считают себя подлинными воинами света. Он даже включил в сюжет арку про настоящий концлагерь уничтожения, описав гибнущий город Зэвайлар.
А как сражаются и гибнут его герои! Тут вам не Джордж Мартин или Джо Аберкромби, а скорее Хемингуэй, Ремарк и Джеймс Джонс. «Скажи им, что я погиб как герой». Чем это отличается от надписи на стене «Умираю, но не сдаюсь». Ничем.
Или восемнадцатилетний полковник, который говорит остаткам своего подразделения: «Кто хочет уйти, тот может уйти, я осуждать не буду. Но оставшимся придется стоять насмерть. Отступать некуда». А потом добавляет будто командир лета 1941 года: «И помните, товарищи, это наш последний бой». И никто не дрогнул. И бой и впрямь оказался последним.
Или командир другого отряда, который говорит: «Если вам есть, что сказать друг другу, то скажите сейчас, другой возможности не будет». Так и получается.
Также гибнут и злодеи. Без всякого пафоса или мелодрамы. «Жаль, что ты принял такое решение». И меч ему в сердце.
Но это КАК воюют герои книги, а вот за ЧТО? За булочку и трамвайчик? За Катю?
А вот и нет.
Ужасный ужас, но сражаются они за Родину. Оказывается, что защита родного пепелища, отеческих гробов, земли твоих предков и потомков, спасение родных и близких важнее твоей драгоценной шкуры. И уникальная снежинка может сгореть в пламени битвы, а все подумают, что так и надо было.
И когда четверо юнцов выходят на битву против целой армии чудовищ и монстров-людоедов, то это не потому, что они какие-то там супермены или им слава героев былых времен спать не дает, а потому, что все их соратники погибли, а Родину защищать надо, ибо больше некому.
Конечно, у нынешнего русскоязычного читателя с тонкой душевной организацией подобный подход не может вызвать сочувственного отклика. Свободолюбивый самокат такого своему владельцу не простит!
(Подходит тут ко мне в книжном ражий двадцатилетний парень под два метра ростом и доверчиво протягивает пухлый том: «Вы этот роман читали?» Ну, просмотрел. Некая интернет-графоманка рассказала слезливую историю о тяжелом выборе дерзкой талантливой ведьмочки между высокомерным вампиром и сумрачным, но дьявольски симпатичным колдуном. Говорю: «Вы это для своей девушки купить хотите?» Думаю ,можно ведь предложить на эту тему и более достойное чтиво. «Нет ,говорит, девушка уже выбрала, это я себе». Пытался его перенаправить на Глена Кука, Джорджа Мартина, Роберта Вегнера, Николаса Имса, наконец. Какое там! Героизм? Храбрость? Воинское братство? И оставить без внимания терзания девочки с пониженной социальной ответственностью? Знаешь, куда ты себе свои советы засунуть можешь?
С такими великовозрастными молокососами Айлингтон кассы точно не сделает).
Есть в романе и психологический аспект. Очень важный. Это тема нравственного прозрения. Когда человек понимает ,что всю свою долгую жизнь он действовал только из соображений эгоизма и удовлетворения личных амбиций. Что ошибки и преступления нельзя оправдать ничем и платить за них придется самую высокую цену. Айлингтон разоблачает современный миф о разрушительности чувства вины. Ничего нельзя исправить, но и отбрасывать тяжесть осознания, как ненужную ветошь тоже не годится. Надо принять реальность как она есть и поступить наконец правильно. Для этого точно никогда не поздно. В общем, взрослому пожившему читателю будет над чем подумать, следя за путем Седэна к свету Истины.
Философский слой книги прямо Достоевский какой-то!)) «Тут Бог с Дьяволом борется, а поле битвы сердца людей». В мире людей идет борьба Добра со Злом, и шутить тут не над чем. Многие пытаются прикрыться «серой» моралью или оправдать средства целью. Ничего ,кроме позорной гибели и проклятия современников и забвения потомков это не принесет.
Ну и немного о форме. Сюжет стремительный и увлекательный. Сложная композиция уравновешивается мастерством автора по укладыванию всех ее кирпичиков в гармоничное единство. Ту и автор «Анны Карениной», наверно, лучше бы не справился.
В личной переписке встретил критику финальной битвы. Если бы это было чистое фэнтези-приключалово, может, и возник бы повод для критики (хотя я и тут не согласен), но с точки зрения общего замысла, все мне видится очень достойным.
Лично мне не хватило, как любителю южнокорейских фильмов, финальных обнимашек и рыданий друг у друга на плече, а также воссоединения семьи.
А так все заканчивается прямо как в доброй советской песне:
«И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди,
И Ленин такой молодой,
И юный Октябрь впереди».
По концовке Алингтон пообещал еще опубликовать роман о приключениях второплановых Дезии и Элрика в южном Неске. Надеюсь это будет не только вбоквел, но и общий эпилог. И пусть уж там герои вдосталь наобнимаются. В любом случае, жду с нетерпением. Впрочем, я любой роман Айлингтона прочитаю с превеликим вниманием и удовольствием. Его дебютная трилогия открыл в моем сердце безлимитный кредит доверия.
П.С. Лайфхак для будущих читателей. Прежде чем погрузиться в роман, самым тщательным образом проштудируйте Глоссарий и список персонажей. Айлингтон никогда почти информацию два раза не повторяет. Я предыдущий том в июле читал, но первую треть «Света павших» чуть не впотьмах штудировал. Не мог вспомнить, кто все эти люди и почему у них между собой такие жесткие терки? Лучше подготовиться.))
П.П.С. Хочу выразить безмерную благодарность команде из Malazan Army за возможность прочитать трилогию Айлингтона целиком. Это был подвиг, сравнимый с подвигом Давьяна и Вирра со товарищи)) Надо продвигать хорошую литературу в меру своих сил. Сейчас, возможно, прочитают немногие, но вода камень точит. Дальнейших масштабных успехов!