Евгений Эдин «Вирус Пельдмана»
Трудно писать тем, кто живёт позже классиков. Все сюжеты расхватали, все жанры отработаны, да и сравнивают тебя то с тем, то с другим писателем. А что если начать все с чистого листа...
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'03», 2008 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 9 января 2023 г.
Еще один образец социальной фантастики из журнала Стругацкого непосредственно касается вопросов литературы и творчества. В его основе лежит одна парадоксальная мысль: поскольку количество вариантов для литературных сюжетов весьма ограничено идейно (см. известный алгоритм написания романа от Станислава Лема), то уже в ближайшем будущем оригинальность новых творений будет поставлена под сомнение, а их авторы начнут повторять уже написанные ранее произведения. Надо признать, что это утверждение уже частично подтверждается в наше время, правда, в мягкой форме. Например, когда речь идет о т.н. «новеллизации» удачных кинопостановок. В этой области большим успехом пользуется как сравнительно молодой Кевин Андерсон, так и убеленный сединами Алан дин Фостер. Кроме того, имеется целый ряд откровенных заимствований сюжета — например, «Приключения Бурратино» Толстого и «Волшебник Изумрудного города» Волкова, написанные «по мотивам» известных произведений Карло Коллоди и Френка Баума. Так что в рассказе Эдина идея заимствования просто развита до полного абсурда: каждый писатель уже не творит что-то новое, а фактически переписывает уже написанное кем-то другим. Самое удивительное, что за подобное еще дают премии! Но это скорее уже явная сатира, а не пессимистический прогноз. Впрочем, кто может дать гарантии?
------------
РЕЗЮМЕ: рассказ «одной идеи», повествующий о литературном кризисе ближайшего будущего и его нестандартном разрешении. Сам выход, кстати, тоже не нов: его в свое время предсказал сам Рэй Брэдбери.