Данил Корецкий «Смягчающие обстоятельства»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Семейно-бытовое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Инспектор уголовного розыска Крылов расследует покушение на жизнь молодой женщины, начинающий ученый пытается обнаружить материальное воздействие мысли, милиция Тиходонска разыскивает банду «Призраков». Судьбы героев переплетаются, в тугой узел завязываются любовь и ненависть, верность и предательство, самоотверженность и трусость.
А бывший сотрудник МВД по прозвищу Старик, даже выйдя на пенсию, не прекращает борьбы с преступниками... И сознательно становится приманкой для опасных бандитов, ограбивших инкассаторскую машину.
Первый роман автора.
Ростов — Анапа — Кисловодск — Ростов, 18.10.1980 — 17.09.1984 гг.
Входит в:
— цикл «Опер Сизов»
— условный цикл «Тиходонский цикл»
— сборник «Опер по прозвищу "Старик"», 2000 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 413
Активный словарный запас: очень высокий (3240 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 75 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
horoshogromko, 12 сентября 2023 г.
Единственное смягчающее обстоятельство (хихи каламбур) романа “Смягчающие обстоятельства” — 1984 год написания. Начинающий автор детективов Корецкий замахнулся на классический роман со многими сюжетными линиями, экскурсами в прошлое, философствованиями… и вышло так себе.
Преступлений в романе два, ограбление инкассаторов и загадочный выстрел в окно многоэтажки, в результате которого ранена женщина, сотрудница местного НИИ. Следствие ведёт майор Крылов, а помогает ему вышедший на пенсию Игнат Филиппович Сизов, он же легендарный опер по прозвищу “Старик”. Дело инкассаторов второстепенное, в основном тут про выстрел, точнее, про события, которые выстрелу предшествовали и в выстреле нашли свою кульминацию.
Проблема с романом в том, что в нём слишком много несочетающихся частей. Все истории формально между собой связаны, но они разные по стилю, по смыслу, и в милицейском детективе большинство из них лишние.
Хотя некоторые превосходно смотрелись бы как самостоятельные произведения других жанров.
Например, можно выкинуть из сюжета инкассаторскую и прочую ерунду, оставить только историю трагической любви Марии Нежинской, раненой выстрелом через окно сотрудницы НИИ, и её коллеги, видного учёного Сергея Николаевича Элефантова. Мария расчётливая, корыстолюбивая дама, наделённая невероятным обаянием и магнетизмом, но начисто лишённая принципов и человеческого тепла. Элефантов поначалу видит Марию как она есть, интрижку затевает просто из любопытства, но каким-то непостижимым образом подпадает под её чары и влюбляется. Теперь она кажется ему идеальной женщиной, умной, возвышенной и благородной, хотя на самом деле грубовата, глуповата и распущенна. Чем дальше в лес, тем сильнее бедняга теряет голову, тем драматичнее конец.
Вот это был бы роман, романтик-идеалист влюбляется в расчётливую хищницу — вещь!
Другая тема, которая тоже куда лучше смотрелась бы на собственной литературной жилплощади, — научно-фантастическая. Элефантов у Корецкого не просто учёный, он специалист по сверхчувственной связи, изучает экстрасенсов и телепатов. Часть научного сообщества над Элефантовым потешается, но в целом его экстрасенсорная деятельность абсолютно серьёзная, его статьи публикуют в авторитетных журналах, а столичные институты приглашают его возглавлять лаборатории. Элефантов даже создал прибор, который к концу романа пойдёт в серийное производство по линии Минздрава — бесконтактный энцефалограф.
В “Обстоятельствах” экстрасенсы ни к селу, ни к городу, а вот сами по себе… Представить сай-фай в авторстве Данила Корецкого сложно, зато легко представить в со-авторстве с кем-нибудь из фантастов. Идея хорошая, к тому же уже на треть, считай, написана.
А вот что можно убрать совсем, так это рассказы о военной молодости Старика и экскурсы в детство других персонажей. Истории становления личности были бы ОК, если бы речь шла о глубоком философском романе, как у классиков. Но в детективе про милицию ни к чему.
Кстати о милиции. Милиционеры тут благородные. Майор Крылов, например, пошёл работать в органы, потому что “в нём жили стремление к справедливости и ненависть к торжествующему хамству, к грубой, не признающей преград силе”. В 1984 году такое, может, и прокатывало, но в наши дни… Кхм.
Кстати о благородстве. Это лейтмотив романа, в каждом втором диалоге персонажи обсуждают духовное vs. материальное, благородное vs. низкое. Опять-таки, в милицейском детективе тема совершенно лишняя, но автор очень косил под классический роман. В школе на уроках литературы именно на примерах из классики учат (меня, во всяком случае, учили), что быть богатым стыдно, а гнаться за материальными благами недостойно, вот и Корецкий туда же, все его положительные персонажи бессеребренники-экстремалы. К чести писателя, в диалогах, которые благородные антиматериалисты ведут с обычными людьми, попадаются и разумные доводы в защиту благосостояния и бытового комфорта. Правда, почти за всеми персонажами, добившимися благосостояния и комфорта, в конце придёт ОБХСС с конфискацией. А что делать, иначе получилась бы пропаганда чуждых советскому человеку ценностей.
Что примечательно, при такой растопыренности сюжета Корецкий целиком контролирует процесс, в конце все сюжетные линии элегантно сходятся в одну точку и финал красивый. И всё равно, слишком много в романе всего понапихано. 6/10.
dydyka, 27 апреля 2009 г.
Очень понравилась эта работа. Развитие динамичное, не «размазанное», автор не сбивает читателя с толку неожиданными развязками, а логично подводит его к концовке. Читается довольно легко, стиль воспринимаем без труда. Что примечательно, работа не пестрит терминами и сугубо юридическими выкладками, которые не были бы интересны далёкому от юриспруденции читателю.