Антон Сорокин «Хохот жёлтого дьявола»
Входит в:
— сборник «Стоны последние», 1914 г.
— антологию «Литературное наследство Сибири. Том 3», 1974 г.
— сборник «Запах родины», 1984 г.
— антологию «Непокойные дома: Русская фантастическая проза начала XX в», 1998 г.
— сборник «Сочинения. Воспоминания. Письма», 2012 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tsathogua, 9 марта 2017 г.
Не могу добавить ничего к тому что это плагиат у Горького и Андреева — у последнего «Хохот», у первого -«Желтый дьявол».
В классификаторе прописано как сюрреализм. Всегда был уверен, что сюрреализм отказывается от логической структуры и последовательности, а тут неназванное королевство которое может быть только Россией и гипертрофированное описание наверняка имевших место вещей. Сорокин не Метью Шил, чтобы я простил ему описание мертвых тел растянутое на 20 стр. Единственный любопытный образ — а других здесь и нет — банкира Дациаро, по ходу повествования превращается в карикатуру, а потом просто изымается из сюжета.
Спасибо все же за напоминание о первоисточниках — поэма в прозе Горького одно из самых ярких впечатлений этой недели.
shna303, 14 марта 2013 г.
Поразило предвидение фашистского рационализма. В «Хохоте» предприимчивые дельцы извлекают из костей убитых желатин. Мне сразу вспомнились лампы и книги из человеческой кожи, подушки из человеческих волос, и другие рационализаторские ужасы фашизма.
Вертер де Гёте, 12 июня 2009 г.
Эпатажный сибирский писатель и художник первой четверти прошлого века Антон Сорокин (видимо, Сорокины — они все любители шокировать публику)) прославился не столько своим творчеством (большая часть написанного им не опубликована до сих пор), сколько литературными мистификациями: «ничтоже сумняшеся» он объявлял себя «Джеком Лондоном, Киплингом и Метерлинком Сибири» и «Королём сибирских писателей», а иногда наоборот — шутом и «маниаком». Сорокин сам себя выдвигал на Нобелевскую премию и рассылал свои произведения правителям всех крупных государств мира. Это напоминает историю с поэтом-авангардистом уже 60-х годов Александром Кондратовым, который якобы оправил свою книгу диктатору Португалии Салазару с подписью «Уважаемый диктатор, поскольку кроме вас в Португалии я никого не знаю, то направляю это Вам». Сорокин, кстати, получил ответ только от короля Сиама, тот благодарил за книгу, но объяснял, что не может её прочесть по причине незнания русского языка.
«Хохот жёлтого дьявола» — самое известное произведение Сорокина. В какой-то мере оно тоже является литературной игрой, если можно так говорить о столь серьёзном по тематике произведении. Повесть в очень эмоциональной форме рассказывает об ужасах войны и перекличка с «Красным смехом» Андреева несомненна. Но литературный гиперэкспрессионизм-сюрреализм Сорокина гораздо более сумбурный и понравится не всем. Вероятно, оказал влияние на Сорокина и «Город Жёлтого Дьявола» Горького: название повести представляет из себя комбинацию из названий этих двух произведений. Тем не менее, даже несмотря на некоторую вторичность «Хохота», он представляет интерес, особенно если «держать в уме» личность автора и общие настроения в искусстве России и Европы рубежа веков: романтический образ войны заменяется на представление о ней, как о кровавой бойне (Ф. фон Штук, Верещагин — в живописи, Андреев, Л. Толстой — в литературе). Существует легенда, что свою повесть Сорокин отправил Толстому и тот в целом отозвался о ней с одобрением, но, скорее всего, эта история — очередная мистификация «короля писателей Сибири».