Алексей Константинович Толстой, Алексей Жемчужников «Фантазия»
Фантазия пропала!.. Кто найдёт и вернёт её Аграфене Панкратьевне, тот будет женихом Лизаньки.
Стоит ли говорить, что господа Разорваки, Беспардонный, Миловидов и пр. ухватились за это предложение обеими руками...
Пьеса написана осенью 1850 г., поставлена в январе 1851 г. и впервые опубликована в 1884 году в собрании сочинений Козьмы Пруткова.
При постановке авторы пьесы укрылись за псевдонимами Y и Z.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вертер де Гёте, 30 марта 2009 г.
Принято считать, что эта пьеса положила начало русской литературе нонсенса, абсурда. Увы, первый же показ пьесы вызвал грандиознейший скандал государственного масштаба — не готовая к новаторству публика совершенно не поняла пародийности пьесы, а возмущённый император Николай I (он тоже присутствовал на премьере) покинул зал не дожидаясь конца представления. Пьесу запретили. Было чему удивиться почтеннейшей публике — по сцене бегали собаки, Кутило-Завалдайский в нарушение канонов обращался непосредственно к зрителям, герои пьесы носили (по тогдашнему обыкновению) «говорящие имена», но их характеры именам совершенно не соответствовали. Застенчивый Беспардонный, «человек приличный» Кутило-Завалдайский... Абсурдные диалоги высмеивали банальность многих театральных постановок того времени. Ещё лет за десять до появления «Фантазии» Некрасов писал о русском театре: « Если на афише стоит жид, грек или татарин, а тем паче все трое вместе, тогда дело кончено: театр полнёхонек». Поэтому среди героев «Фантазии» — Разорваки, Батог-Батыев и Либенталь (правда, немец). В общем, выражаясь словами пьесы, это произведение -«очевидная пасквиль». Очень смелая и смешная.
Пьеса имеет даже косвенное отношение к фантастике: в финале спектакля Кутило-Завалдайский в своём знаменитом монологе рассказывает парочку фантастических историй.