Айзек Азимов «Шах Пепе С.»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В далеком двадцатом веке была создана организация ООН, которая затем, судя по рассказу Айзека Азимова «Шах Пепе С.», переросла в Атлантиду – огромный летающий остров, на котором находилась вся лучшая научно-техническая мысль современности. Такой остров мог появляться над любой точкой планеты, так что постепенно Атлантида стала номинальным руководителем всея Земли.
Но прошло немало времени и постепенно Атлантида стала пристанищем Высших, тогда как поверхность Земли – обителью низших. Особенно такая неравномерность проявилась при нынешнем правителе Пепеле Сарштавастры, которого давно уже прозвали Шахом. Роскошь Атлантиды и бедствия низших на поверхности, просто обязано было привести к бунту. А детонатором его мог стать один из Высших – Фило Плэт, который не мог мириться с таким положением вещей, постоянна помогая простым техникам на острове. Но он сделал по-другому, устроив саботаж, в результате которого Атлантида рухнула на Землю. И теперь только несколько миль исковерканного железа напоминали о былом величии летающего острова.
Входит в:
— журнал «Marvel Science Fiction, November 1951», 1951 г.
— сборник «Покупаем Юпитер», 1975 г.
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1)
- /перевод:
- И. Гурова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
morbo, 30 сентября 2012 г.
Кроме того, что общественные институты, вырождаясь, становятся обузой, я заметил ещё одну мораль. Никогда не стоит забывать об основах, на которых держится твой мир. Есть масса привычных вещей, существование которых кажется незыблемым, само собой разумеющимся. Если о них забыть, можно не заметить, как начинаешь сам себе копать яму.
Почему остров держался в воздухе? Каковы предельные возможности агрегатов, поддерживающих остров в воздухе? Кто обслуживал агрегаты, держащие остров в воздухе? Можно сколь угодно презрительно относиться к «низшим», но не стоит забывать, что твоё благополучие зависит от них. Иногда нужно думать и о них, ведь если лошадь не кормить, то она сдохнет.
По моим наблюдениям, такое неизбежно происходит в больших корпорациях — высшее руководство понятия не имеет о том, откуда берутся деньги и иногда «радует» простых трудяг приказами и инициативами, которые кажутся абсурдом. И лишь большое количество ступеней в иерархии и разум менеджеров среднего звена до определённого времени спасают ситуацию. До определённого времени потому, что верхушка затем начинает обрастать различными подхалимами, которые в деле ничего не понимают, зато хорошо угождают высшему руководству. Соотношение подхалимов и разумных менеджеров достигает критического предела и начинается стремительное падение и лихорадочный поиск выхода из ситуации. Приглашаются высокооплачиваемые эксперты со стороны, которые тоже слишком далеки от правильного понимания ситуации. Они просто начинают отрабатывать деньги: закручивать гайки, экономя на мелочах, устраивая корпоративные тренинги и «повышая мотивацию», повышая централизацию системы, чем окончательно распугивают разумных работников и связывают руки людям, наиболее близким к правильному пониманию ситуации.
god54, 12 января 2013 г.
Автор лишь вскользь упоминает о психологической боли главного героя за содеянное: ведь там были невинные... А его коллега поправляет: все кто там был — виновны. Конечно, автор не ради этого писал свой рассказ, который и сам нелестно характеризовал, а ради некий изысканий о историческом превращении прогрессивного начала в абсоолютную свою противоположность — тормоз прогресса, а то и вообще могильщика государства или организации. Но, первая часть для меня значительно важнее, ибо лишь сегодня почувствовав на себе мы начинаем понимать, что такое терроризм и, что такое гражданская война. А так в целом рассказ в стиле Азимова среднего уровня, все же мастер слова и сюжета.
AlisterOrm, 4 мая 2011 г.
Ещё раз о любви Азимова к истории. Любой общественный институт постепенно вырождается, превращаясь в обузу для людей, которым обязан служить. В данном случае это ООН, переросшее в мировое правительство. Сам образ летающего острова Атлантиды позаимствован у некого старого английского писателя, и принцип его существования — тоже.
В принципе, никакой иной идеи в рассказе не содержиться — просто повествование-зарисовка на тему исторических закономерностей.