Константин Аксаков «Вальтер Эйзенберг»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодой человек очень одарён природой и способен чувствовать не так как все, что и приводит в итоге к его побегу из реальности в мир вымышленный им самим.
Телескоп, 10/1836
Во многих изданиях идёт с подзаголовком «повесть», хотя произведение совсем небольшое.
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Русская романтическая повесть», 1980 г.
— антологию «Сильфида», 1988 г.
— антологию «Русская и советская фантастика», 1989 г.
— антологию «Русская романтическая повесть писателей 20—40-х годов XIX века», 1992 г.
— антологию «Ярмарка колдовства», 1994 г.
— антологию «Страшное гадание: Русская фантастика первой половины XIX века», 1997 г.
— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
— антологию «Мистика, ужасы. Лучшие произведения», 2009 г.
— антологию «Мистические сумерки», 2012 г.
— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.
— антологию «Таинственная проза», 2013 г.
— антологию «Сказка мятежей и трюфлей: небывалая русская фантастическая проза XVIII-XIX веков», 2022 г.
— антологию «Любовь и смерть. Русская готическая проза», 2024 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ivan2543, 27 января 2014 г.
Если «Облако» мне показалось опоздавшим лет так на пятьдесят, «Вальтер Эйзенберг» наоборот, сильно опередил свое время — зыбкий, туманный, неясный и пугающий предвестник эпохи декаданса.
Искусство, как путь к раю, как единственный способ спасения души, освобождения от страшного мира, бренного, опасного и ненадежного, где все обман и недолговечность. И страшная женщина, как воплощение ложной красоты и житейской пошлости – приманивающая и больно ранящая злобой, стремящаяся разрушить все настоящее и чистое. Противостояние этих двух сил, одинаково ведет художника прочь из нашего мира, в котором ему не быть счастливым.
Кто же эта женщина? Пошлость «массовой культуры», что посмертно переваривает наследие творцов и препарирует, навешивая ярлыки, и превращая искусство гениев в мертвый объект исследования и поклонения? А может быть, и глубже – воплощение энтропии, темной стороны женского начала, явившееся в мир, чтобы отнять у человека бессмертие, да и вообще всякую жизнь? А может быть, автору просто знаком такой тип реальных людей – которым противно любое живое, творящее движение мысли, которые жаждут разрушить все, что непонятно им, или то, чего не способны создать (тайно, часто неосознанно завидуя создателям?) Противоборство творящего начала с демоническими силами хаоса напоминают «Музыку Эриха Занна» Лавкрафта, но Лавкрафт напишет гимн, а Аксаков – плач.
Итог: и все же автор слишком пессимистичен. Да, многое потеряно из-за войн и человеческой глупости, но многие голоса гениев звучат для нас через века и даже тысячелетия со страниц книг, и многие их творения мы можем видеть в музеях и коллекциях. Искусство борется, несет потери, но сберегает красоту этого мира и делает бессмертным воплощенный в нем дух человека. И так будет, пока живет человечество, а может быть – пока вообще есть разум во Вселенной.
dydyka, 3 апреля 2012 г.
Жутковатая история. Неприятное что-то шевелится в душе, когда читаешь о Цецилии. Кажется, что ее демонические глаза прожигают, пронзают насквозь. А Вальтер хоть и одарен духовно и дано ему больше, чем всем другим, не чувствует ее дьявольской сущности. Бесхарактерный и слабый, хотя и бесконечно романтический, мне он не нравится. Карл куда более симпатичен. Пусть не столь богато одаренный природой, пусть приземленный, но какой-то надежный, земной что ли... Тонко чувствующий Вальтер не способен оказался познать истинную сущность своей невесты, а приземленный Карл каким-то неведомом образом ощущал действительное положение вещей. Эпизод с картиной придает рассказ более явный флер мистики, хотя ее и так окутано все произведение.