Дмитрий Новиков «Голомяное пламя»
Дмитрий Новиков родился и живет в Карелии. Учился в медицинском институте, служил на Северном флоте. Автор книг «Муха в янтаре», «Вожделение», «В сетях Твоих». Лауреат «Новой Пушкинской премии».
Герой нового романа «ГОЛОМЯНОЕ ПЛАМЯ» отправляется на берега северных озер и Белого моря за настоящим, которое неожиданно оказывается неотъединимо от недавнего прошлого. На фоне мощной северной природы драма отдельного человека здесь и сейчас начинает казаться ничтожно малой, а трагедия народа — непоправимо большой.
«А наутро рота солдат пришла, красных армейцев. Мужиков двух третей не вышло сети ставить. А которые вышли — в глаза друг другу не смотрят. Вода кипела холодно, отчаянно — валами шла семга. Мелькал красный бок лоха, серебро самочки — не понимали, куда летят. Валились в сеть — бессмысленно и глупо. На свет их вытаскивали, били по головам кротилками, молча в ведрах таскали мужики, и бабы, и дети, хмуро грузили на подводы. С них ручьями кровь лилась и впитывалась в равнодушную землю.
С подводами по паре человек уводили тех, кто на лов не вышел. Никто не возвращался…»
Номинации на премии:
номинант |
Русский Букер, 2017 // Русский Букер |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Uliss25, 3 сентября 2024 г.
Начал читать произведения финалистов «Русского Букера – 2017». И первым на очереди, чему я безмерно рад, оказался роман карельского писателя Дмитрия Новикова «Голомяное пламя».
Именно после таких книг начинаешь по-настоящему верить в русскую литературу, в то, что у нее есть будущее. Это своего рода величественная песнь о Русском Севере. О людях – прошлых и нынешних, суровом поморском быте, красоте неласковой к человеку северной природы.
Это не роман в привычном нам смысле слова. Нелинейная композиция больше всего напоминает «Бегунов» нобелиатки Ольги Токарчук. Но в то же время здесь есть несколько сквозных, переплетающихся сюжетных линий, словно множество северных рек, несущих свои воды в Белое море.
Автор свободно перемещается из современности в жестокие 30-е годы, а от детских воспоминаний 70-х годов переходит к событиям XVI века. Тем самым роман становится «порталом в большое историческое время», связывающим сюжеты из разных эпох в единое целое.
Но главное здесь – это, конечно же, великолепный язык с редкими вкраплениями поморских словечек. Величественные образы людей и природы. И бесподобные описания Русского Севера. Такие зримые и вещественные, что душа начинает задыхаться от неспособности вместить в себя всю эту красоту.