fantlab ru

Джек Макдевит «Долгий закат»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Долгий закат

The Long Sunset

Роман, год; цикл «Космоархеологи»

Аннотация:

Хатчинс обнаруживает сообщение от высокоразвитой расы, которое может быть ее последним шансом отправиться на миссию, прежде чем программа будет закрыта.

Хатч была лучшим пилотом академии на протяжении десятилетий. У нее было много первых контактов и она даже стала знаменитостью. Но мировая политика перешла от исследований к страху, что программа столкнется с внеземной расой, более продвинутой, чем человечество, и грянет война.

Послание — это музыкальное произведение из неизведанной области. Несмотря на то, что эта инопланетная раса могла представлять большую опасность и что это сообщение могло занять несколько тысяч лет, программа готовит последний межзвездный корабль к путешествию. Хатч и ее команда даже не догадываются, что они найдут на другом конце галактики...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Долгий закат
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Long Sunset
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последнее произведение из цикла «Космоархеологи», написанное через 11 лет после последнего романа цикла в возрасте 83 лет. !!

Оптимистическое произведение, логически завершающее поиск похожих цивилизаций человечеством. Ожидал большего по разворачиванию интриги, но то ли автор не захотел, то ли не осилил тему встречи со сверхцивилизацией, которая так и осталась за кадром. Немного упрощенный стиль изложения, отдающий даже местами примитивом, но захватывающе. Много тем затронул взаимоотношений в обществах трех цивилизаций, но поверхностно, галопом по европам.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметок для Medium (https://bit.ly/3woBRIX + https://shorturl.at/DGL25).

Описывая свои впечатления от «Звездного ястреба» (https://bit.ly/2LFThtL), я отметил, что после достаточно натужного финала разборок с омега-облаками (впору было задаться вопросом, а того ли чижика съел чуждый масштабных кровопролитий автор) приквел приятно удивляет. «Звездный ястреб»  оперился не столько космооперой, сколько эко-техносферным триллером, зеркалом, искривленным полями хэзлтайнов, в котором себя без особого удовольствия могут узнать Грета Тунберг и ее более половозрелые адепты (впрочем, мне почему-то не кажется, что хипстеры-экоалармисты по доброй воле часто сталкиваются с работами Макдевита, выходца из самых глубин черного библейского пояса и заядлого консерватора от англосферной космофантастики).

Его сюжетная архитектура настолько замысловата, что кое-где провисает под тяжестью собственных плетений. Но в итоге, сколь ни тривиальное, локальное расслоение цикла о Хатчинс над окрестностями Солнечной системы по большинству критериев выигрывает у хронологически более ранних романов, которые до выхода «Долгого заката» завершали серию. Еще там было понятно, что на Земле снова набирают силу ретрограды, настроенные резко скептически относительно бюджетных расходов на освоение пустой (или почти пустой) Вселенной, и под угрозой не только карьера (уже заслуженной) летчицы Присциллы, а и сама Космическая Академия. Ко времени же действия «Долгого заката» сбылись самые мрачные предчувствия Хатчинс: ситуация откатилась фактически в конец XXII века, когда кандидат в президенты Макгрудер грозился обнулить финансирование космической программы и закрыть Союзную орбитальную станцию. То обстоятельство, что «Долгий закат» начинается при расстановке фигур, вызывающей в памяти сперва «Звездного ястреба», а затем «Послание Геркулеса», можно списать на извилистый путь клячи истории по зодиакальному кругу, а можно — на авторскую лень и усталость от собственной работы. С другой стороны, пример Джеймса Ганна с его великолепной трилогией Трансценденции провоцирует воздержаться от скидок на регалии и возраст Макдевита.

Печальная судьба Космической Академии мира Хатчинс (а хоть бы и многочисленных отрядов астронавтов НАСА, не оставивших по себе даже инверсионного следа) наглядно иллюстрирует определенные преимущества авторитарных политических структур перед демократическими в освоении космоса. Если каждые четыре года государственный механизм сдержек и противовесов раскачивается и скрипит сверху донизу, пока участники президентской или парламентской гонки пытаются развернуть его в угодном им направлении, то любой долгосрочный проект, требующий солидных бюджетных инвестиций, с неизбежностью оборачивается схваткой бабки Хиллари, дедки Дональда и триффидообразной репки за самое теплое местечко у подножия статуи Свободы. А космические полеты становятся уделом людей, умеющих продавать Луну и Марс (в мире Хатчинс это всякие “Космики” и “Трансгалактики”), причем писать код вместо законов им откровенно лень.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конечно, это чушь собачья, но год выдался предвыборный, и внятной причины лететь не приводили, ведь никакой практически полезной информации миссия не сулила. Чистая наука. Ну и зачем на неё деньги тратить? Жизнь команды не подвергалась бы опасности, ведь полёт мыслился полностью автоматизированным. Однако межзвёздные полёты дороги, а у частников уже не было отбоя от туристов, желающих повидать близкие к взрыву звёзды. Хатч помнила, как их хлёстко припечатал Гарри Клисон в “Заумном трёпе”: миссия-де и затевается ради того, чтобы рискнуть. Отмена полёта спровоцировала в дальнейшем почти полное сворачивание космических программ. Академия тоже пала жертвой этой политики.

Если не знать, что «Долгий закат» Макдевита, явственно симпатизирующего демократам, написан несколько лет назад, а не по горячим следам пандемии BLM-карантинов, то можно и не оценить мимолетного изящества, с каким фантасты обгоняют реальность. Кажется весьма вероятным, что и предложенное Макдевитом решение трудностей балансировки качающихся ветвей власти могло бы пригодиться американскому обществу уже на нынешнем, ползунково-колыбельном, этапе развития технологий искусственного интеллекта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Вероятно, следовало проинформировать вас для ясности, что президент Заков автоматизирован.

— Это ИИ?

— Да. В некоторой степени. У нас нет политиков. Президент запрограммирован служить интересам общества и принимать сбалансированные решения. Эта система неидеальна, однако обеспечивает многим осмысленное существование. И возможность заниматься тем, что интересно. К несчастью, время от времени требуется заниматься делами, где наше вмешательство неизбежно. К примеру, несколько лет назад одна область в южном полушарии планеты потеряла значительную долю населения: там возник новый вирус. У нас имеется несколько исследователей этой области, и они в конечном счёте сумели разработать лекарства, но этот процесс занял больше времени, чем в случае, если бы мы поддерживали постоянно действующий институт.

Нежданным спасением космической программы человечества выступает глас вопиющего Господа в космической пустыне, даром что бессловесный — послание из системы Каллиопы сводится к видеоролику водопада и фоновой музыке, которая поразительно напоминает человеческую. Технологический уровень Земли XXIII века настолько высок (при том, что культурные различия с нашей эпохой, как обычно у Макдевита, минимальны), что брутфорсное решение подобной загадки— слетать и поглазеть на источник сигнала за семь с лишним тысяч световых лет— оказывается одновременно и самым простым. Помешать его реализации способны (и активно пытаются) лишь политики да заслуженные теорфизики, все как один одержимые чем-то вроде фобии “темного леса” в терминах Лю Цысиня: вряд ли случайно, что директор Всемирного космического агентства Чжан — этнический китаец, а интердикт на космические полеты без санкции Всемирного совета и президента САС носит название “Центаврийской инициативы”.

Как политический детектив «Долгий закат» достоин высокой оценки, особенно учитывая, что вышел он в предвыборный год (а другие в Североамериканском союзе вообще бывают?). Но вот парадокс Ферми Макдевит, и ранее не замеченный в недостатке антропоцентризма, пытается разрешить инструментами, археологически уверенно датируемыми эпохой Карибского кризиса и Золотым веком пальповой периодики. После Шрёдера, Райта или Игана с отвычки не сразу разберешься, за какой конец эти инструменты брать и сколь глубокую могилу ими копать.

Выбирая между почти пустой, но дружелюбной Вселенной Космической Академии и почти пустой, но построенной на беспощадном мальтузианстве Вселенной Темного леса Лю (вернее сказать, Пеллегрино и Зебровски, которые первыми выдвинули такую идею в «Звезде-убийце»), я, конечно, отдам предпочтение решению Макдевита. Но сделаю это из чисто эстетических соображений, а не потому, что я хоть на секунду способен поверить в гуманоидных дельфинов, разгуливающих по пляжам под солнцами противоположного галактического рукава на двух ногах, в рубашках и слаксах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Она наловчилась распознавать гендерные различия. Женщины дельфиноидов были грациозней, их черты и голоса — мягче. Носили они в основном то, что у людей сошло бы за рубашки, юбки и штаны, а самцы — аналоги пуловеров с узорами и символами, джинсов и шортов…

Хатч сомневалась, что даже если купальник с неё упадёт, она сможет чем-то шокировать островитян. Цвета он был коричневато-ржавого, а если подвязать как следует, то вполне сошёл бы за последний писк пляжной моды года этак 1906-го. Чтобы топик не съехал, пришлось завязать на спине. Нижняя часть свешивалась до колен вместо бёдер.

Кроме того, если Лю Цысиню было невыносимо лень проверить, что система α Центавра, куда он поместил Трисоларис, является СТАБИЛЬНОЙ, то я уж как-нибудь прощу Макдевиту предположение, что настенные часы, унитаз, гардеробный шкафчик, умывальник и проводной телефон в Галактике можно изобрести и сконструировать только одним способом: так, как это сделано людьми на Земле. (Можно возразить, что, скажем, современные сельскохозяйственные инструменты все как один восходят к сделанному однажды изобретению плуга в Месопотамии — по другим версиям, в Анатолии или на Балканах — за семь с лишним тысяч лет до нашего времени. Но данный эффект объясняется культурной диффузией, потому аналогия была бы ложной — это фундаментальное открытие оказалось настолько полезным для выживания совершившей его общины, что вытеснило всех конкурентов, распространившись на всю Евразию и Северную Африку.)

Переходные формы если и существовали, то ко времени полета Хатчинс отмерли.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх