Алексей Коровашко «Михаил Бахтин»
Среди русских ученых-гуманитариев нет, пожалуй, никого, кто мог бы конкурировать с Михаилом Бахтиным (1895—1975) по части общемировой известности. Его книги о Рабле и Достоевском переведены на множество языков и до сих пор продолжают активно издаваться. Больше того, успешно и бесперебойно функционирует целая «индустрия Бахтина», сочетающая в себе как привычные формы культурной трансляции научных идей, так и черты, напоминающие создание и поддержание мифологизированного культа. Даже те люди, которые никогда не читали трудов Бахтина, регулярно используют содержащиеся в них термины («диалог», «карнавал», «хронотоп», «смеховая культура», «полифонический роман»). Книга Алексея Коровашко не только детально реконструирует бахтинскую биографию, чрезвычайно богатую авантюрными сюжетами, загадками и мистификациями, но и предлагает новый взгляд на философско-литературоведческую концепцию ученого.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stas-no, 30 октября 2021 г.
Достаточно необычная для своего жанра работа. Потому что большинство работ о кабинетных ученых (а М.М.Бахтин таков) достаточно типичны и состоят из скудных (ибо авантюрных сюжетов в таких биографиях, как правило, нет) биографических сведений и разборов (скорее описательного плана) основных работ. При этом герой для автора выступает в качестве образца, гуру, светила науки, ну, иногда с небольшими пятнами (как на солнце, видимые только в телескоп через черное стекло). В нашем случае при сохранении общего каркаса, выпадает из привычной схемы комплиментарность автора к герою. И это автор дает понять уже на первой странице. Автор не без удовольствия и азарта разоблачает всю бахтинскую и околобахтинскую мифологию (его термин). Интересен разбор основных работ Бахтина, демонстрирующий то, насколько переоцененными они оказались в глазах советских интеллектуалов. Трезвая критическая оценка творческого наследия и эпизодов биографии, порой переходящая в провокационность и нередко балансирующая на грани (или уже в пределах) глумления служит главной интригой и двигателем читательского интереса, что для подобных трудов является исключением. Выбранный автором стиль на 100 процентов соответствует избранному ракурсу освещения — ироничный, местами лихой, совершенно без пафоса и привычных для жанра дифирамбов. При этом в целом ряде случаем автор не скупится и на добрые слова, подчеркивающие высокое человеческое достоинство героя. Вообще фигура Бахтина при всей противоречивости, выпячиваемой автором, представляется симпатичной и интересной. Надеюсь, именно это и хотел показать автор. В силу особенности, как полагаю, издательских требований книге и мне как читателю не хватало привычных ссылок на литературу и все многочисленные цитаты и слепые ссылки остаются на совести автора.