Себастьян Фитцек «Тот, кто виновен»
Макс Роде — писатель-неудачник, но вполне законопослушный гражданин, чего не скажешь о его брате Космо, который отбывает превентивное заключение в психиатрической больнице. Макс ни разу в жизни не нарушал закон, но через несколько дней ему предстоит совершить одно из самых ужасных преступлений, на какие только способен человек. Правда, сегодня он еще не подозревает об этом, в отличие от тех, кто хочет устранить его, пока еще не слишком поздно.
Экранизации:
— «Тот, кто виновен» / «Das Joshua-Profil» 2018, Германия, реж. Йохен Фрейданк
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
RebeccaPopova, 14 ноября 2022 г.
Читатель этой книги имеет возможность «вкусить» почти классический вариант типичного Себастьяна Фитцека образца его визитной карточки от 2006 года — то есть дебютного романа «Терапия». В самом деле, тут вам и старательно вытесняемые в подсознание события биографии, которые не хочется вспоминать, и психотропные препараты, и столь милая сердцу автора тема отрезанного от цивилизации Берлина острова, и главный герой в виде рефлексирующего интеллигента -впрочем, с занятиями боксом в анамнезе.
В отличие от «Терапии», Фитцек использует тут распространенную для триллера схему чередования рассказчиков, хотя преобладающим остается «голос» главного героя.
Что касается динамики развития сюжета, то автор «запрягает» довольно долго, пока в повествовании появляется хоть какое-то минимальное напряжение, но для истинных фанатов писательской манеры Фитцека это только в радость.
Одновременно Фитцек затрагивает очень интересную современную тему обработки и обсчитывания в программах следов деятельности в сети пользователей интернета.
Если же отбросить всю триллерную составляющую романа, то можно спокойно наслаждаться описанием отношений папаши с его любимой дочуркой, их «внутренних» — только им понятных — приколов и поэтапных вех развития необычайно одаренного ребенка.
Nikquest, 7 августа 2018 г.
В этот раз Фитцек решил триллерно проехаться по педофилии и концепции всеобщей слежки и показать, как сильно общественные устои и искусственный интеллект могут испоганить жизнь. Получилась, скорее, агитка «от противного» на тему вредоносности ИИ, лихо очерняющего человека по его поведению в соцсетях, и спецслужб, берущих под контроль Интернет. От триллера тут только общая динамичность, лихие сюжетные повороты да парочка ситуаций а-ля «выжить любой ценой», но книга честно держит темп до финала.
Отдельно хочется похвалить авторское послесловие, в котором Фитцек признает, как сильно его волнует поднятая в романе проблема. Настолько, что он сознательно пошел на довольно подлый ход: заставил читателя сопереживать и сочувствовать педофилу. И он не стесняется в этом признаваться, считая, что цель оправдывает средства. Только вот горькая ирония: в самом романе другая цель идет вразрез с допускающими ее существование средствами, нисколько их не оправдывая. Получилось либо намеренное двуличие (ничего негативного в это определение в данном контексте я не вкладываю, просто как факт), либо торжество художественного вымысла, допускающего разночтимые цели. В любом случае, послесловие дает дополнительную пищу для ума, даже большую, чем сам роман.
Strannaya_Masha, 6 сентября 2017 г.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, какой виртуальный след вы оставляете? Что могут рассказать о вас ваши запросы в поисковиках, комментарии на форумах, страницы в соц. сетях? Вот Фитцек, судя по всему, задумывался. Так и получился триллер на весьма актуальную нынче тему тотальной слежки за всеми. Привет Оруэллу! Вот только теперь это уже совсем не антиутопия...
Как всегда у Фитцека сюжет хорошо продуман, динамичен и отвечает всем требованиям жанра. Есть правда некоторые моменты, показавшиеся неправдоподобными... Например, десятилетняя девочка, оказавшаяся в критической ситуации, вряд ли способна так логично, по-взрослому мыслить... Но в целом книгу это не испортило.
Надо сказать, что кроме моментов, безусловно делающих этот триллер коммерчески успешным, есть и такие, которые приближают его к настоящей литературе. Например, Фитцеку удается заставить читателя сочувствовать резко отрицательному персонажу, такому, который ничего, кроме отвращения, вызывать не должен. Но автор хочет убедить нас в том, что не все так однозначно, и у каждого превращения в чудовище есть своя причина. И автору это удается.