Эндрю Миллер «Переход»
Лауреат премии Costa и финалист Букера Эндрю Миллер написал интригующий роман об одиночестве и тайне человеческой души. Мод загадочна и отстранена настолько, что всем хочется помочь ей и спасти ее потерянную душу. Тим, филолог и музыкант, тоже западает на таинственную девушку, будущего ученого, чья мечта – исследовать море и его обитателей. Тима и Мод объединяет влечение к воде: они женятся, покупают небольшую подер- жанную яхту, выходят в море, рожают ребенка. Но для Мод все это – брак, ребенок, медленный быт – как будто прикрытие. Она не понимает условий мира вокруг нее, а мир не понимает ее желания жить вне привычных конвенций. Когда настанет время понять границы ее внутреннего мира, Мод придется решиться на переход. Но можно ли победить одиночество еще большим одиночеством?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rheo-TU, 6 июля 2017 г.
Очень необычный роман. Простой, до того, что кому-то может показаться скучным — ибо людей, ведущих, подобно главной героине Мод, жизнь рутинную, неприметную и одинокую, в невымышленной реальности и без того предостаточно. Можно даже сказать, что в «Переходе» Эндрю Миллер занимается тщательным выписыванием портрета пустого человека. Который, однако, чем-то западает в самое сердце.
И я все думаю, в чем же причина? В технике? В метафорах? В загадке? Сюжет любого романа, как правило, строится вокруг какой-либо загадки, и здесь этот принцип в лице Мод буквализируется — интерес мужчин к этой странной, не от мира сего, женщине, сам по себе выставлен как метафора читательского интереса. Мод в наших глазах окружает ровно тот же флер таинства, с которым сталкиваются и герои романа. Автор едва ли не до предела отдаляет читателя от главной героини и в такой ситуации оставляет познавать ее. Кто такая Мод? Порою кажется, русалка, селки... да человек ли она?..
В чем-то, пожалуй, литературный эксперимент.
И ведь чем дальше повествование, тем страннее.
Когда я читал этот роман, то как бы разделился. Одна моя часть отмечала подчеркнутый многочисленными деталями быта главной героини безысходный жизненный реализм происходящего. Другая с непонятным трепетом вспоминала роман По. Тот самый единственный роман сумрачного американского поэта, которые зачинается как классическое морское приключение, но обретает сюрреалистические черты, постепенно скатываясь в гротеск и безумие. Путешествием по воде «Переход» не начинается, а продолжается, совершая ровно посередине ожидаемый (читатель будет подготовлен к нему загодя), но все равно головокружительный поворот — и далее словно закручивается крепкой спиралью, ведущей в средоточие чего-то абсолютного и непознаваемого. Путешествие по воде — как путешествие смерти. Неявно, на правах символа, смерть присутствует в «Переходе» чуть ли не на каждой второй странице. Лишь только в конце слабая попытка, намек на воскрешение, но и то — не имеет ничего общего с новозаветным.
...Мод, безусловно, человек. Как и все мы. Просто каждая человеческая душа — загадка. Порою — и весьма часто — для собственного обладателя, не говоря уже о других.
Быть может, роман Миллера — о душе?