Юн Ха Ли «Стратагема ворона»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Военное | С множеством интриг | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Революция | Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Капитан Кел Чериз одержима духом давно умершего генерала-изменника. Вместе они должны противостоять интригам в гексархате и вторжению, которое может оказаться катастрофическим.
Когда Кел Чериз, одарённый молодой капитан гексархата, вызвала дух умершего давным-давно генерала Шуоса Чжедао, чтобы он помог ей подавить восстание, она не рассчитывала, что генерал разрушит узы, многие века продержавшие его в заточении, и подчинит её.
Что ещё хуже, происходит вторжение враждебной цивилизации хафн, а Чжедао захватил флот генерала Кел Хируэв, который должен был остановить вторжение. Из подчинённых Хируэв, по-видимому, лишь лейтенант-полковник Кел Брезан в состоянии сопротивляться влиянию гениального, но безумного Чжедао.
Чжедао утверждает, что защитить гексархат — в его интересах, но могут ли Хируэв или Брезан доверять ему? И если на то пошло, не уничтожат ли хозяева гексархата весь флот, чтобы избавиться от ненадёжного генерала?
Входит в:
— цикл «Механизмы Империи» > Uncertain Present
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2018 // Роман НФ | |
номинант |
BooktubeSFF Awards, 2018 // Научно-фантастический роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 9 августа 2021 г.
Продолжение похождений воскрешенного генерала Чжедао в космической империи будущего.
Плюсы — в сиквеле намного детальнее показана жизнь гекзархата. Если в первой части мы знали только то, что у них законы физики в прямом смысле зависят от имперского календаря и математически точного соблюдения ритуалов, постов и публичных казней, то тут нам показывают гекзархат с разных точек зрения, и это оказывается довольно жуткая тирания, и Чжедао на ее фоне уже не кажется таким уж психопатом и массовым убийцей, и даже начинаешь ему сопереживать, типа как в сериале «Декстер» :)
Остальное, к сожалению, сплошь минусы. Интересная динамика Керис/Чжедао ожидаемо отсутствует (по объективным причинам), зато на смену нашей зажигательной паре пришла целая толпа унылых политиков и функционеров, которые вообще ничего не делают и низачем не нужны в этом нарративе, только занимают целые страницы и главы.
Мир гекзархата при ближайшем расмотрении оказывается совершенно абсурден — за тысячу лет в мегаимперии с сотнями миллиардов жителей появился только один толковый ученый, способный придумать ракетный двигатель. Зато всю империю обслуживают роботы, про которых все знают, что они ограниченно разумны, но никому, включая местное КГБ, даже в голову не приходит, что триллион роботов может согласованно действовать в своих интересах.
Очень много однополой любви, трансгендеров и прочих модных наворотов.
За всю книгу практически ничего не происходит.
Финал трилогии полистаю чисто из любопытства, получится ли у Чжедао сменить календарь и развалить гекзархат, и если да, то какую социальную систему продиктует новый календарь.
Manowar76, 16 декабря 2019 г.
Почему решил прочитать: вторая часть современного цикла боевой космооперы «Механизмы империи». Номинации на главные фантастические премии
В итоге: Психологическая космоопера или «честность — лучшая политика»
«Гамбит девятихвостого лиса» прочитал — понравилось.
В продолжении нам мягко напоминают о реалиях вселенной гекзархата и освежают в памяти события первой части.
Линий стало больше – генерал фракции Кел Куриев; подполковник Кел Брезан, больше похожий на коварного Шуос; экстравагантный гекзарх Шуос с близнецом-двойником-любовником, престарелым советником и необычным хобби и несколько глав про эпизодических персонажей.
События развиваются неторопливо.
Следуя тренду новейшей космооперы, который задала Энн Леки, Юн Ха Ли уделяет внимание лингвистике, проблемам гендера ( мужеформа, женоформа, альты, «они» как отдельный пол). Даже отвращение Кел к кистям рук без перчаток перекочевало без изменений из трилогии про Империю Радч.
Все, абсолютно все, действующие лица «Стратагему» имеют проблемы с родителями или семьёй и настолько экзальтированы, что практически рыдают от скупых слов поддержки. А уж если с ними по-человечески – никакой формационный инстинкт не поможет им сохранить верность Гекзархату.
После успеха первого романа, вместо необычной боевой фантастики Юн Ха Ли решил/решила написать каннингемовский по драматизму и надрыву роман.
Вторая часть не столько раскрывает нам подробности Вселенной Гекзархата, сколько показывает всю нелогичность и непродуманность этой вселенной:
цивилизация создала сервиторов-роботов, чья инфраструктура пронизывает все стороны жизни Гекзархата, но никто, кроме того, кому это было нужно по сюжету, не смог заметить, что сервиторы обзавелись полноценным разумом и даже чувствами;
Шелкомот ТАЙНО И НЕЗАМЕТНО пришвартовывается к флагману роя, вырезает шлюз, высаживает пассажиров. И всё это сразу после масштабного космического сражения, когда все сканеры работают и, по идее, должны как замечать всё, что крупнее монеты, так и реагировать на нарушение целостности корпуса флагмана. Но если по сюжету какую-то фигурку надо поместить в какое-то место, автор это сделает, а вы можете расшибить себе лицо фейспалмом.
И так далее.
Хоть Джедао и проводит в жизнь многоуровневую интригу, впечатляет это несильно. Глупость большинства гекзархов обесценивает всю изощрённость плана. Как если бы гроссмейстер обыграл подростка с дефицитом внимания.
Космические бои с применением экзотических формационных эффектов, похожих на магию, присутствуют, но без наземных боёв выглядят менее колоритно.
Роман, как и большинство изначально незапланированных продолжений, уступает первой части. Окончание трилогии прочитаю, но ждать выхода тома и выкупать книгу в первый день продаж не буду.
5(СРЕДНЕ)
nilsman, 2 марта 2019 г.
Если первый роман еще как-то вывозил сюжет за счет новых идей с календарями, описания мира, знакомства с главными героями и вообще всего околоматематического, то вторая книга — просто никакущая боевая фантастика. Если в первом романе Черис быстро адаптируется к любой тактической задаче и разбивает противника за счет выдающейся способности складывать в столбик, то Джедао просто приказывает установить там-то минные поля, и кто бы мог подумать, флот противника появляется именно там. Персонажи никакие, автор всю книгу настолько явно показывает, что в джедао не осталось ничего от Черис, что никакой интриги в финале конечно же не получается. Ну и стандартные американские перегибы: самые значимые персонажи — женщины (Джедао так и вовсе сменил пол), самый мудрый и опасный противник любит ублажить брата, семьи с тремя отцами и т.д.
Язык романа очень американский, словарь обширный, читается с трудом.
Anphisa, 29 января 2020 г.
Удивительное дело: на каждом шагу фейспалм, мир за две книги толком не описан, герои плоские, сюжетные повороты либо предсказуемые, либо вершатся только силой вездесущего рояля, а читается весело и даже с задором. Постоянные нахваливания Джедао смотрятся уже даже как-то умилительно. Еще бы, с такими-то остальными действующими лицами... Стремление автора выстрелить из всех ружей толерантности на каком-то этапе тоже добавляет веселья: нетрадиционная ориентация (галочка), трансгендеры (галочка), небинарный персонаж (галочка)... То, что в конце концов оказывается, что автор это всерьез и даже с надрывом — лучший твист серии.
Angvat, 4 января 2020 г.
Позвольте мне несколько продолжить аналогию с кулинарией, начатую в отзыве на первую часть сего дива. Итак, представьте: заказали повару изготовить обед из трех блюд. А он сдюжил только первое. Весь талант (какой уж был), все ингредиенты, все придумки ушли на него. Дальше остались только усталость, обрезки и шелуха. Но шефы говорят надо – значит надо, творчество и вдохновение – вещи эфимерные, а вот контракт и зарплата – вполне осязаемые. И вот наш горе-кулинар берется за работу, пытаясь слепить из того немного, что у него осталось, хоть что-то хотя бы отдаленно удобоваримое. С заведомым результатом. Если первая книга была хоть и отнюдь не оригинальными или особо вкусными, но вполне съедобными котлетками, тот тут перед нами уже какая-то безвкусная бурда, которую вроде бы и можно хлебать, но вот только зачем, при разнообразии-то современных меню? Кушаешь ее и вот прям чувствуешь, как повар рвал на себе волосы, пытаясь хоть как-то это приготовить. Надо развивать мир дальше, а не хочется, продвигать сюжет, а не можется, делать что-то с героями, а непонятно – что именно. Но надо. Вот и было все попросту сброшено в общей котел и неспешно перемешано на медленном огне безо всяческих приправ. Засим не особо советую прикасаться вам к данному вареву, даже если первое блюдо из этого кулинарного набора пришлась вам по душе (а ежели нет – тем более).
Ну а ежели наконец отвлечься от всех этих съестных метафор с сказать прямо, то выходит просто: если «Лис» был хоть отнюдь не выдающейся, но местами вполне занятной книгой, то «Ворон» — просто вымученное продолжение, которое не только не исправляет недостатки оригинала, но теряет его немногочисленные достоинства. Наверное, автор и так немало настрадался, вымучивая эту книгу, поэтому вам, скорее всего, совершенно незачем следовать его примеру и пытаться ее осилить. Есть масса куда более если и не полезных, то хотя бы приятных способов занять свой досуг. А первую книгу для простоты можете считать единственной, просто с куцым финалом. Мало что ли нынче таких…
Latte, 9 февраля 2019 г.
Еще хуже, чем первая. Все те же невнятные сражения, все те же невнятные интриги — в результате получаем мешанину, которую волевым решением впихивают в рамки финала.
Хвала всем богам, этот «шедевр» не засыпали премиями.
Shean, 2 апреля 2020 г.
Очень приятное чтение, интересно изложено и хорошо переведено.
Единственный, но решающий минус — то, что весь сеттинг является фанфиком к «Дракону, который не спит никогда» и «Теневой линии», самостоятельного содержания нет в принципе. Понятно, что аспекты, которым Глен Кук уделял пару предложений, тут раскручены до сюжетообразующих и наоборот, но этого все же недостаточно.