Джеймс Ганн «Трансформация»
С планетами на краю Федерации пропала связь. Главы Федерации поручают расследование небольшой группе. Только члены группы не доверяют друг другу. Чтобы найти причину молчания планет, им придётся найти общий язык. Ведь им противостоит враг, более древний и гораздо более могущественный, нежели Федерация.
Интервью Ганна Полу Семелу с обсуждением книги и цикла в целом переведено на русский:
https://medium.com/@LoadedDice/living-under-the-gunn-8e9a3b2086dd
Входит в:
— цикл «Райли и Аша»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 1 февраля 2021 г.
Третий и заключительный роман из цикла «Райли и Аша», написанный автором в возрасте 94 лет через 4 года после выхода первого романа!!!
Значительный итог всей жизни и литературного творчества. Ганн взялся за трудную тему, мало исследованную другими писателями — это поиск смысла жизни во Вселенной разными расами гуманоидов и негуманоидов, населяющих её. Чем-то напоминает цель романа Стругацких -«Сталкер». Такой же поиск неведомого счастья.
Сюжет романа по схеме построения точь в точь следует первому и второму романам — такие же приключения-приключения на весь роман, интрига в финале раскрывающаяся с философским смыслом.
Смысл сюжета — даже фаталистический, мистический. Очень сложная интрига раскручена автором. Жаль только, что вот этому эпохальному эпизоду автор уделил только очень малую часть повествования. Эпизод эпизодически!
Тема прогрессорства насильного — насколько он полезен и как ему противостоять? Здесь чужаки с иной Галактики, машинная цивилизация вбила себе в мозги, что они должны служить другим цивилизациям во имя блага, но какого блага? А на условиях чужаков. Многие цивилизации не могли противостоять нашествию и поэтому неизвестная нам раса создала условия для будущего успеха, разработав довольно -таки сложную систему успеха- и техническую. и психологическую, и биологическую. С расчетом её реализации даже через миллионы лет.
В этом смысл трансценденции — термина, заложенного автором в название цикла.
FixedGrin, 17 сентября 2020 г.
Cокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/3mxxVQi).
В интервью, посвященном обсуждению трилогии, Ганн цитирует хлесткую фразу, сказанную некогда Вондой Макинтайр о голливудских экшен-кинопродуктах: “истерический энтузиазм, за которым следует полное молчание”. Для своего возраста (в июле ему исполнилось 97 лет) Ганн в отменной форме, часто посещает конвенты, и его наверняка забавляют фэны-миллениалы, норовящие подсунуть под автограф вместо книги коллекционный диск с какими-нибудь «Стражами Галактики» — работой полного тезки.
Но непохоже, что в «Transformation», чей слегка скомканный сюжет практически исчерпывается цитатой Вонды (если понимать под истерическим энтузиазмом реакцию на принятие в члены Федерации), Ганн сознательно пародировал голливудские кинокомиксы —при всех отчетливых параллелях с «Одиссеей» и «Аргонавтикой» его небрежно-расточительная и тем изящная ксенопанорама периферийных миров Галактической Федерации сделает честь любому допандемийному миллиарднику Marvel. Она же и представляет наибольшую ценность при знакомстве с книгой: главное —не ждать истерических щелчков Таноса по хрустальному подбородку или евросоюзных (простите, федеральных) субсидий бесперым двуногим прямоходящим, а навострить ушки, чутко ловя отзвуки величественных космооперных фиоритур ван Вогта, Дилэни, Бэнкса и, конечно, Шеффилда.
Композитор-пацифист Дрейк Мерлин в «И снова завтра, снова завтра» неохотно взваливает на себя командование галактическими армиями в релятивистской Вселенной, где он один из всех потомков земного досингулярного человечества помнит, что такое война. Но его Галактику населяют, как у Азимова или Херберта, только люди, как бы ни прогибали они под себя реальное и виртуальное окружение и какие бы реализации ни получал в конечном счете этот зонтичный термин.
Аше с Райли у Ганна решать загадку накатывающей на мультивидовую Галактику зоны молчания и сложнее, и проще одновременно. Да, перемещение между Прыжковыми Точками осуществляется практически ползком, в нормальном пространстве-времени лоренцевой метрики, но, во всяком случае, это куда лучше “прыжков веры” в неизвестность по другую сторону дверцы гибернационного морозильника. Вдобавок что построено одним разумным существом, то другое может воспроизвести — и кого заботит различие механизмов работы, если результат идентичен … или превосходит самые пессимистичные ожидания трусливых галактических бюрократов?
Еще неизвестно, какая угроза для разумных существ Галактики серьезней — вынужденный отказ от высших функций интеллекта под натиском неумолимых чужаков, оставляющих за собой выжженную полосу мертвых или деградировавших миров… или та же самая кастрация, выполненная незаметно и добровольно, при посвящении в федеральные администраторы.
Когда же Аша, Райли и неожиданная пара их попутчиков на “Адастре” (не путать с одноименным кораблем поколений из предыдущих романов цикла, а тем паче ковчегом, который в допотопные времена НФ построил Мюррей Лейнстер),
А главное, придраться совершенно не к чему: исторические лемниянки из греческих мифов, легших в основу драм Эсхила, Еврипида и Софокла, демонстрировали именно такой переход к домотканому партеногенезу.
Увы, в родном мире Ганна федеральный консенсус республиканцев и демократов треснул и накренился по всей длине фундамента, и вот уже намеченную на 2024 год экспедицию к Южному полюсу Луны приходится аккуратно подменять визитами к местам посадки старинных машин трансценденции: ловкость рук — и никакого расизма. А там, глядишь, и Федеральный Центр подтянет к Луне потолок госдолга.
Правда, федеральные ИИ так стары, что уже начинают проявлять признаки сенильной деменции, зато по-прежнему склонны действовать быстрее, чем чиновники вроде Ёситаки Сакурады соберутся с мыслями.