Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Технофэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Артефакты | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Полари — мир фантастического Средневековья. Суровые и жестокие нравы здесь соседствуют с диковинными ростками будущего, мечи и арбалеты — с первыми электростанциями и железными дорогами. Император Адриан ведет государство нелегким путем реформ и прогресса. Могущественные феодалы плетут изощренные интриги, поднимают мятежи в борьбе за власть. Церковь также пользуется огромным влиянием, ведь в мире Полари никто не сомневается в существовании богов. Боги не стоят в стороне: они шлют людям дары — непостижимые Священные Предметы. Писание гласит: в Предметах таится великая сила, способная исцелять болезни, управлять стихиями, разрушать преграды. Секрет этой силы утерян много веков назад…
От автора:
«Стрелу, монету, искру» я писал изначально для себя, почти не думая о публикации. Я просто создавал интересный, красивый мир с живыми персонажами, ставя перед собой единственную цель: сделать так, чтобы мне нравилось. Отсюда и достоинства, и недостатки книги. Она несколько объемней и медлительней, чем могла быть, некоторые описания излишне обширны, порою я увлекался детализацией — просто ради удовольствия тщательно прорисовать интересную мне сцену. Зато мир Полари и его герои получились как раз настолько живыми и объемными, как я того хотел.
Анонс и заказ книги, а также трейлер и видеообзор: https://fantlab.ru/blogarticle78870
Книга на Озоне — https://www.ozon.ru/product/polari-chast-1-strela-moneta-iskra-komplekt-iz-2-knig-surzhikov-roman-821967328/?oos_search=false
Входит в:
— роман-эпопею «Полари»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 920
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3002 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2021 // Дебютная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
abvgd, 6 марта 2024 г.
я не понимаю и, наверное, никогда не пойму, откуда берутся все эти авторы с такими чудовищно высокими рейтингами, которые пишут ни о чем, скучно, и откровенно слабо. как это можно читать вообще? зачем? кто аудитория? с какой целью это было написано? и, самое интересное, кто в крупных издательствах, получив рукопись, и прочитав это, вдруг решил, что они должны печатать такого автора сотнями тысяч и вкладывать миллионы в пиар (в том числе — на этом сайте)? откройте ретинг фантлаба, все эти современные литературные гении, взявшиеся непонятно откуда и пишущие буквально свой «богатый внутренний мир» бедным, корявым стилем, стоят там выше, чем признанные отечественные и мировые классики, прошедшие суровую проверку временем и поколениями читателей. как такое возможно? я не понимаю, не пойму и, наверное, даже не буду пробовать. если кто-то сознательно уничтожает литературу, — это объяснимо, хотя бы, но как они собираются вложенные миллионы вернуть?
ВладимирВас, 18 октября 2023 г.
Вот что пиар животворящий делает. Не знаю, как иначе относиться к отзывам и оценкам не ниже 8 по автору, книг которого я пробовал несколько раз читать и больше получаса не мог это мучение продолжать.... непросто не интересно, так и вообще непонятно для чего, для кого и до каких пор :)
Если кто в личку напишет какую книгу/роман автора прочитать, который точно понравится — буду рад и попробую еще раз, но это даже смешно и требует разбирательства....Автора активно пиарит у себя Фантлаб и у его книг крутые рейтинги и отзывы, а пробуешь читать — невозможная шляпа....как так-то, никогда такого не было.
П.С. Если в романе нет динамики, эмоциональных качелей и экстра-спирали сюжета, то значит должно быть много мыслей и идей, требующих осмысления или много информации, которая обогащает кругозор....но тут же близко нет ничего подобного....абстрактное, неспешное разглагольствование ни о чем.
m3r7v1y, 24 марта 2025 г.
Третья попытка прочитать это не увенчалась успехом, первые 200 страниц в очередной раз не затянули, очень скучно, очень много воды, якобы умных мыслей и тд, абсолютное отсутствие какого-либо экшена и запоминающихся моментов. Кто эти оценки выставляет я вообще понять не могу, это просто расхайпленная (благодаря чему???) пустышка.
aasfess, 6 февраля 2025 г.
После прочтения первой книги сразу понял, что эта история будет прочитана вся. Местами сюжет может излишне и затягивается, но какие же сюжетные повороты происходят на страницах книги — браво! Три сюжетных линии, начинающиеся в разных точках мира Полари, которым естественно суждено в дальнейшем пересечься и разогнать сюжет серии в геометрической прогрессии. Мир живой и интересный — помесь киберпанка, фэнтези, детектива и фантастики. Живые персонажи, великолепный антураж средневековья, переходящего в эру паровых (искровых) машин и воздухоплавания.
Rosewing, 1 марта 2025 г.
Книга с мастерски прописанным миром, закрученными политическими интригами, увлекательными и в то же время суровыми приключениями, небанальными героями. Получился отличный микс — каждый найдет историю себе по душе. Повествование разделено на три параллельные сюжетные линии, которые чередуются на протяжении всей книги, — стрела, монета, искра — у каждой свой главный герой. Три героя, три истории, три судьбы, они не пересекаются непосредственно друг с другом, но связаны самими миром, объединяются общими событиями извне, мы исследуем новую вселенную глазами разных героев, и чем дальше, тем удивительнее открытия.
Итак, Полари — это империя, живущая по законам средневековья, с императором и правящими Домами, коими являются обширные герцогства. Вместе с тем, в этой империи уже есть электричество, которое называется здесь Искрой. Искра есть не везде, но император является новатором и с его подачи скоро вся империя станет технически совершенна. Вместе с тем немалую роль в этом мире играет религия, а также священные предметы — дар богов, который периодически появляются в провалах земли. Каждый артефакт уникален и несет в себе свою великую мощь, если верить легендам, но пока Предметы молчат.
Стрела — эта часть отводится истории Эрвина Ориджина, 24-летнего наследника одного из Великих домов. Эрвин довольно избалованный аристократ, который заигрался в политические игры и был направлен своим отцом в экспедицию, с целью исследовать край империи на возможность проложить туда рельсовые пути. Для меня эта линии в начале не было столь интересной, но чем дальше продвигался герой, тем суровее становились его испытания, пока наконец он не сделал ужасающее открытие, которое способно перевернуть всю жизнь империи с ног на голову. Из Лорда-неженки Эрвин превратится в настоящего борца. Ведь то, что он обнаружит в дальних землях настоящий ад. Походные условия, мир суровых воинов, страдания, тяжелые раны, борьба за выживание и взросление героя — вот что нас ждет в этой части.
Монета — история торговца Хармон Паулы Роджера. Хармон уже не молод (46 лет), он всю жизнь колесит в своей повозке в одном месте скупая товар, в другом продавая, и мечтает накопить денег и наконец стать зажиточным горожанином. Дела у него идут неплохо, благодаря ловкости и умению находить наилучшее решение в любой ситуации. Однажды в руки к торговцу попадает Священный Предмет, который ему предстоит продать. И вот тут начинаются не только опасные приключения, но и внутренняя борьба человека с собственными слабостями. Интересно наблюдать и задумываться о том, как бы ты, обычный человек, такой же как Хармон, поступил, попади к тебе в руки что-то настолько ценное (ну наверное каждый мечтал найти огромный чемодан денег, не?). Глазами Хармона мы сможем лучше всего освоится с миром Полари, посмотреть на империю с разных сторон и понаблюдать за ее обитателями. Судьба торговца переменчива и полна приключений.
Искра молодая дворянка Мира Стагфорд. Мы знакомимся с ней в день убийства ее отца. 17летняя Мира оказывается в центре заговора против императора, попадает в императорский дворец, знакомится с повелителем и пытается самостоятельно узнать кто же стоит за чередой смертей. Скандалы, интриги, политические заговоры, расследования и очарование дворцовой жизни. Удастся ли Мире найти заговорщиков и остаться в живых? Это основная интрига и переживание этой истории. Надо ли говорить, что это была моя любимая часть?)
=Д=Евгений, 7 июня 2024 г.
Увидев в очередной раз, как сошлись звёзды: и издают очередную книгу на ФЛ и что данный цикл теперь полностью завершён, и якобы написано не хуже «игры престолов», и положительный отзыв Алексея Пехова, понял я, что меня ожидает интереснейшее приключение во вселенной Полари.
Но на 6-ой главе я сдался. Ни одна из трёх идущих параллельных историй — наёмник с таинственной биографией и мечом, сынок-бунтарь и наследница престола, находящаяся внизу пищевой цепочки — меня не зацепили ни на йоту. История и легенды основания мира праматерями тоже не нашли отклик у меня.
На данном этапе продолжать чтение больше не хочется. Но это лишь мой взгляд и у произведения уже очень много положительных оценок и отзывов. Я полагаю автор ещё найдёт не одного своего читателя, чего ему и желаю.
Tenarii, 6 января 2025 г.
Когда я взял эту книгу в руки, у меня не было никаких ожиданий. Красивая обложка, еще один эпический мир. Искренне скажу, что книга мне понравилась. Приключение было захватывающим. Спасибо автору.
Мне оказался не симпатичен никто из героев. Автор так хорошо описал их недостатки, что желание быть ближе к герою и испытывать эмпатию отпадало совершенно. С другой стороны, мне видится, что сам автор местами иронизирует над своими героями, над недостатками и простотой. Именно в роль ироничного наблюдателя и вовлекла меня в историю. Местами я ловил себя на мыслях, что вот такие же лавочные рассуждения были услышаны мной недавно где-то в жизни. Сюжет простоват и легкок одновременно. С одной стороны, я легко шел по нему вечер за вечером, с другой, там не было желания разобраться в глубине и проанализировать и смысл фраз героев и их влияние на сюжет. Хороши были и некоторые иллюстрации, т.к. местами они передавали эмоции.
Не знаю, захочу ли перечитать книгу, но продолжение держу в руках. Надеюсь, дальше будет лучше.
ebby, 28 июля 2024 г.
Не дочитала. Очень скучно. Неинтересные персонажи занимаются неинтересным делами в неинтересном мире. Откуда этот рейтинг, ума не приложу, совершенно беспомощно.
kira raiven, 4 октября 2024 г.
Пишу отзыв по свежим впечатлениям. Только что закончила слушать аудио-версию книги.
Я прочитала несколько отзывов, не все конечно. Поразило то, как много известных мне фантлабовцев не поставили оценку, но написали отзыв. Возможно, потому что автор среди нас. )
Считаю, что этот роман — событие. Эпическое повествование, продуманный мир, изменение характера героев...В этой книге сама структура повествования, масштабность происходящего и некая манящая перспектива дают ощущение особой наполненности. Я имею в виду, что предвкушение от будущих событий, разворачивающихся в книге, — это немаловажная радующая составляющая, особенно, когда читаешь эпическое произведение.
Конечно, сложно, вряд ли возможно в наше время придумать что-то новое, и поэтому кажется, что многие детали или даже образы привнесены откуда-то еще, прямо можно называть откуда. Однако, в этой книге все смотрится очень гармонично. Даже когда видишь сквозь интригу, это добавляет остроты ощущений, так как автор уже неоднократно доказал свое умение успешно поворачивать сюжет в некоем малопредсказуемом русле. Даже если примерный ход дальнейших событий был ясен, но при этом в моменте видишь, что следующие ходы были совершенно неожиданными.
Сами характеры — супер. К сожалению, видимо, надо читать, а не слушать. Я очень довольна тем, как читает всем известный КГ, но при этом его восприятие той или иной роли накладывает отпечаток на мое восприятие, и уже сейчас понятно, что некоторых героев и героинь я вижу иными. Имейте в виду, те, кто слушает.
Мне очень импонирует стиль мышления автора, и мне не очень понятны отзывы, где читателям трудно идентифицироваться с имеющимися персонажами. То есть, с Горлумом, к примеру, проще идентифицироваться, чем с Монетой?.. Ну, возможно.
А вот сама художественность текста для меня несколько утеряна. Есть эмпатия, есть живой интерес к происходящему, а вот сама образность и вязкость картины однозначно в моем случае ускользает. Сюжет, характеры и мир — это еще не все, конечно же. Проглядывает этюд, их много, их просто калейдоскоп, но не сама картина. Она то есть, то нет, и дорисовываешь сам, но фасеточность не особо помогает.
Тут многие пишут о том, что бои должны быть описаны четче, полнее, и их вообще мало. Для меня это вторично. Много «воды», ну не без этого, я списываю это на особый стиль автора.
В итоге — читать однозначно. Буду читать следующую книгу. Мне интересен и автор, и весь цикл. Надеюсь, что с каждой новой книгой мастерство автора, который еще и мой современник, будет только расти, и это здорово.
Yurannich, 22 декабря 2022 г.
Настоятельно не рекомендую к прочтению и никак не могу понять бушующих тут восторгов: интриги как таковой нет, подоплёки нет, сплошной примитив и водица — коей здесь моря разливанные, плюсом тщательнейшим образом прописанная мелочёвка: кошельки, пуговицы и т.д. Просто интересно: автор всерьёз считает, что любой обычный человек идя по улице все эти мелочи подмечает? Для этого есть понятие: латентное торможение (вернее его плохая работа). В целом: среднеграфоманский унылый середнячок. Зато реклама-то какая: откровение не иначе, а по факту дутый пшик.
VovaZ, 11 августа 2024 г.
Светлое будущее мира Полари – развитой феодализм + электрификация всей страны.
Яркий и динамичный роман, в мире электрифицированного средневековья можно было бы назвать «Игра престолов лайт», однако события в мире Романа Суржикова куда человечнее и прагматичнее франшизы Джорджа Мартина. Магии и драконов мы не встречаем, по крайней мере, в начале сюжета. Пока что их заменяют технологии, доступные пониманию, и не очень.
Традиционно идут три сюжетных линии (стрела, монета, искра), на начальном этапе независимые. Вероятно, в дальнейшем 3 ГГ встретятся. Сюжеты линейные, достаточно интересные.
Сценизм высокий и колоритный. Суржиков даёт драйв, показывает красоту и яркость своего мира, будь это лес, непроходимое болото или имперская столица. Персонажи героев живые, глубокие и динамичные.
В целом роман читается легко, и с интересом.
Pobeda, 14 августа 2024 г.
Итак, первая часть завершена. Для начала пришлось долго караулить книги на маркетплейсе, но мне удалось их получить, и, несмотря на то, что такой огромный цикл, к тому же ещё не дописанный, не входил в мои планы в 2024 году, я не удержалась. Я начала читать.
И читала я до ночи, лишь бы закончить книгу.
Сначала всё шло медленно и это раздражало. К тому же, меня злила каждая глава под названием «Монета», и хотелось, чтоб «Стрела» и «Искра» тянулись подольше. До конца второго тома я так и не смирилась с pov «Монета», несмотря на пару захватывающих поворотов сюжета.
Абсолютно очаровал Эрвин Ориджин! Обожаю таких интриганов! Минерва тоже мне приглянулась, детективная линия увлекала и не отпускала, хотя часть загадки я разгадала гораздо раньше девушки.
Думаю, не будет спойлером, если скажу, что в первой части сюжет движется крайне неторопливо, но у концу все разворачивается довольно бодрым темпом. Обстановка накалилась, все узлы затянуты, все ружья развешены. Пора браться за вторую часть!
Мне это напомнило Аберкромби, у меня были схожие ощущения при чтении «Первого закона». Кстати, магии тут не ждите, её нет. Да, есть Предметы, которые, по идее, обладают какими-то сверхъестественными свойствами, но увидите вы это пару раз. Может, в следующих книгах цикла повезёт больше. Для меня это ни плохо, ни хорошо, просто факт.
Хочу отметить, что автору удалось написать свою работу так, что во время чтения как будто фильм смотришь, причём, в 5Д. Историями главных героев проникаешься, ты уже как бы с ними, за них, ты не сомневаешься, что где-то там, существует этот самый Полари.
С огромным энтузиазмом и удовольствием принимаюсь за интерлюдии перед второй частью. И благодарю автора за прекрасный труд!
Оценка 8 из 10
nymphlover, 19 июля 2024 г.
Началась книга так, что пришлось побороться с желанием тут же её закрыть. Но буквально через пару абзацев я вдруг втянулась.
Поначалу ужасно злилась, когда — всегда на самом интересном месте — глава заканчивалась, а в новую главу каждый раз нужно было вникать. Но очень скоро я оценила это свойство романа. Будь он написан иначе, я бы не спотыкалась и, пожалуй, прочла бы его за день-два, очень уж захватывающие приключения.
«Без помощи вашей» очень крут. Язык хорош, я давно не видела такого языка, у каждого героя своя речевая характеристика. Психология мне показалась очень точной, я даже засомневалась, что автор мужчина, так уж он хорошо понимает самых разных людей. Впрочем, талантливые писатели-мужчины тоже встречаются.В конце романа Суржиков позволяет читателю угадать один сюжетный поворот, чтобы читатель мог почувствовать себя немножко умным. Читать всем!
На этот момент я начала второй двухтомник и удивилась, насколько это другая книга. «Полари» идёт по пути Гарри Поттера — первая книга волшебная, нежная и сказочная, а следом начинается какая-то жесть. Жесть, впрочем, интересная — не оторваться.
Teabag, 6 августа 2023 г.
Интересно начинать чтение серии, зная о ней только общеизвестные «феодализм, электричество, поезда». Может, как раз поэтому окружение вначале выглядит привычно-фентезийным. Это не совсем так — раз за разом попадаются необычные подробности, на них затем строится индивидуальность мира. Но заметнее всего — конечно, поезда. Читать описание огромных, роскошных «искровых» монстров — отдельное удовольствие, но дело тут не только в художественных достоинствах.
Железные дороги помогают понять размеры Империи Полари, а самое главное — наличие таких развитых технологий в средневековом (если не считать электричества) мире — готовый «эволюционный» конфликт между ручным трудом и машинным. Конфликт, который неизбежно влияет на все сферы жизни и является причиной множества процессов — от местных до общемировых, глобальных.
Да, мир Полари необычный, особый, и кажется запутанным, но разыгрывающиеся вокруг события пока что отходят на второй план — их время ещё не пришло. В центре внимания люди и их истории.
Незачем писать «автор уделил много внимания персонажам» — это заметно и так. В какой-то момент всё-таки появляются сомнения — стоило ли в очередной раз «останавливаться» на них, вместо того, чтобы развивать сюжет? Но потом понимаешь — так лучше, да. Торговец — вроде бы изворотливый но недалёкий. Описание ещё одной его сделки позволит узнать что-то об окружающем мире. Девушка — наивная и провинциальная. Её восторженный взгляд на столицу, описание балов — тоже часть окружения, средневековье, каким его привыкли видеть. Аристократ — хоть и «неженка», но с характером. Ему достаются серьёзные испытания, как знак того, что вокруг — «настоящая жизнь», и на самом деле она имеет мало общего с образцово-столичной.
Персонажи — вообще одно из достоинств книги, и интересны уже потому, что тщательно описаны. Но мало того — поступки персонажей «живые» и не укладываются в простое движение по сюжету. Раз вокруг — «настоящая жизнь», то и персонажи ей соответствуют. Они ошибаются — кто-то делает из этого выводы, а кто-то и в дальнейшем всё равно выберет самый катастрофический и нелогичный вариант действий. Они неидеальны, гораздо достовернее, чем можно было бы ожидать — почти настоящие — и этим безусловно располагают к себе.
Когда наконец события разворачиваются в полную силу, на них никак не выходит взглянуть со стороны. История становится всё масштабнее, требует немного остановиться и подумать, оценить, но внимание по-прежнему — там, «внутри», с персонажами. Нет, с сюжетом всё в порядке, структурно и по наполнению тоже всё хорошо, без слабых мест. Каждого из трёх персонажей ждёт свой сюжетный поворот, да и вообще — чем ближе к концу книги, тем «чудесатее и чудесатее». Неожиданно проявляет себя магия. Священные Предметы, как оказалось — ещё один источник проблем, которых и без того предостаточно в преддверии больших перемен. При этом — ну вот нет никакого желания разбирать схему сюжета или построение композиции. Хочется просто читать, ведь каждая глава (а затем и книга), как назло, заканчивается «на самом интересном месте».
Как начало серии — очень и очень хорошо. Основательность, подробность — то что надо для знакомства с миром, и это позволяет надеяться, что на этом солидном основании вырастет что-то грандиозное. Наверное, похожее предчувствие было у Бильбо Бэггинса: «Только ступи на Дорогу, она подхватит и поведет тебя – куда? как знать…»
P.S. Нет, это не Сандерсон, Мартин, Аберкромби. Не «Архив Буресвета», «Песнь Льда и Огня» или что угодно ещё. Это — Роман Суржиков и его “Полари» — цельный и самостоятельный мир.
gramlin, 24 июня 2024 г.
Эпическое это такой подвид фентези, в котором речь идёт о нескольких государствах или целом мире, и действия героев оказывают прямое воздействие на их политику. Также, обычно параллельно развивается несколько сюжетных линий, с несколькими ГГ. Я не большой любитель этого жанра, как правило, в погоне за масштабом теряются детали. Но, Мартин одним из первых изменил это правило, показав что историю делают люди со своими чувствами и грехами. Качественно писать в стиле Марртина (сосредотачиваясь и на общем и на частном) очень сложно, ну, оттого он и великий. В цикле Полари автору это тоже более-менее удаётся. Здесь нет историчности и неизменных помоев на тротуарах реалистичного фентези, здесь нет кровавых подробностей схваток и убийств (ну, по крайней мере видно, что сцены пишутся не ради них, даже если они есть). Нет постельных сцен, и вообще решений героев продиктованных похотью. Нет жадности, кроме жажды власти. И далее, все допущения присущие эпическому жанру.
Однако здесь есть интересный мир, и интересные сюжетные линии. Автор пробует себя в разных сюжетах для разных героев: детектив, путешествие, всё в декорациях фентези, конечно. Читать интересно, но были и провисания, я ловил себя на том что хочу чтобы та или иная глава закончилась и повествование перешло к другому ГГ.
Жирнющий минус — объём. 900 страниц, 42 часа в аудио (и это только первый том). В общем, автор не сдерживал себя ни в сюжетных ходах, ни в их подробном описании. Хотя, тому кому сильно понравится — будет плюс)