Антон Первушин «Корабль уродов»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В этом варианте альтернативной истории Тунгусский метеорит — это космический корабль загадочных пришельцев. После его падения образовался огромный Кратер, в котором в изобилии находят различные артефакты. Специально для изучения Кратера в советское время был создан целый научный институт. Но вот настала перестройка и многие ученые подались в вольные искатели.
Вышла в литературном приложении журнала «FANтастика» #5 2008 года.
Входит в:
— журнал «FANтастика №5(14), май 2008», 2008 г.
— сборник «Гроза» в зените», 2008 г.
— сборник «Иные пространства», 2015 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 97
Активный словарный запас: высокий (3129 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Астрея, 2009 // Повесть | |
номинант |
Бронзовый Икар, 2009 // Лучшее художественное произведение (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2009 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2009 // Средняя форма (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
С.Соболев, 26 ноября 2008 г.
Повесть «Корабль уродов» – вряд ли можно классифицировать как чистую и честную альтернативную историю. Во-первых, вмешательство (пресловутая точка бифуркации, момент расхождения с нашим известным миром) Тунгусской катастрофы у Первушина – никак не зависящее от землян событие. Во-вторых, что это дало миру вообще? Да ничего принципиально не дало, только частные дополнения в физику и астрономию, причём в областях, понятным только нескольким специалистам. В-третьих, что это дало конкретно нашей стране? Ничего не дало: появился очередной засекреченный институт, появился некоторый черный рынок артефактов. СССР как загнивал в 1970е, так и тихо умер к 1990м, и никакие инопланетные артефакты, волею случая выпавшие как подарки из мешка Деда Мороза, никак не позволили стране победившего социализма реализовать своё конкурентное преимущество на мировой арене. Социальные и экономические флаги ровно те же самые, что и в нашей реальности в соответствующие годы: конец 1980х — кооператоры, зима 1991/92 — формальный развал СССР, через несколько лет – ровно то же самое «МММ», и т.п. Когда нам описывают мир, в котором всё ровно то же самое, за исключением неких скрытых моментов – это классифицируется как криптоисторическое фантастическое допущение. Но это была несущественная претензия к неправильному позиционированию повести как к произведению в жанре альтернативной истории. Потому что «Корабль уродов» – это полемика с «Пикником на обочине» Стругацких.
Самые заметные «фанфики» по Стругацким построены по принципу «выворачивание наизнанку»: то Выбегалло хороший коммерсант, то Рэба стновится национальным героем, Антон Первушин решил в повести «Корабль уродов» не выносить артефакты из Зоны, а вносить – это красивый казуистический ход, весьма логично аргументрованный в рамках предложенной модели. Хорошо, что ПОКА выворачивание наизнанку не касается этических категорий, как это в ходу у подражателей Толкина, а всего лишь идёт по принципу принижения пафоса: счастье не для всех, а всего лишь для своей семьи. Год семьи всё-таки пока на дворе не кончился.
kkk72, 8 декабря 2008 г.
Вторая повесть из сборника «Гроза в Зените» произвела на меня значительно более сильное впечатление. Первушин взялся за нелегкое дело — вступил в весьма жесткую полемику с самими Стругацкими. По сути, «Корабль уродов» — альтернативный вариант одного из моих любимейших произведений — «Пикника на обочине». При этом Первушин позаимствовал не только сюжет, но даже структуру произведения Стругацких. Менее заметны разбросанные по всему тексту отсылки на другие произведения братьев. В центре «Корабля уродов» — судьба Андрея Тяглова — бывшего научного сотрудника института, изучающего загадочный Кратер, оставшийся после взрыва корабля пришельцев под Тунгуской, а затем вольного искателя, добывающего «антрацит» — обладающий необычными свойствами материал, из которого состоял корабль пришельцев.
В небольшую повесть Первушина поместилось очень многое — и интересный, хитро закрученный сюжет, и нелегкая судьба главного героя, и жесткая критика в адрес официальной науки, и узнаваемые реалии России 90-х годов прошлого века.
Далеко не со всеми идеями автора я готов согласиться, да и по литературному мастерству Первушин все-таки не дотягивает до мэтров, но его дерзкая попытка не может не вызвать уважение. Да и призадуматься в этой повести есть над чем. Пожалуй, ее стоит прочесть всем поклонникам Стругацких.
necrotigr, 19 мая 2010 г.
Очень интересная современная вариация на тему «Пикника на обочине» Стругацких. Не без слабых мест, правда:
Нил Аду, 15 июля 2010 г.
Кто из писателей не мечтал написать свой «Пикник», о своей Зоне? И многие пробовали, но именно о своей. А переписать заново первоисточник никто как-то не догадался. Почему? Наверное, не хватало здоровой наглости, которая, вероятно, тоже сестра таланта. А вот у Первушина хватило. И наглости, и, приходится признать, её брата.
Полный отзыв можно прочитать здесь: http://fantlab.ru/blogarticle5391
bao, 10 марта 2010 г.
Ну хватить всех (Первушина в частности) мерять одним аршином, имя которому Стругацкие. Он сам по себе, а если кто и усматривает некие «совпадения», причём если совпадений нет — объявляют, что это совпадения по типу «выварачивания на изнанку». Так можно до полного абсурда договориться — все книги перефраз Библии, Борхеса, Русских народных сказок и т.п. и т.д. (добавить по вкусу и в соответствии с фантазией).