Михаил Савеличев «Красный космос»
Космическая гонка сверхдержав продолжается! Впереди новый рубеж — таинственный Марс. Кто первый высадится на Красной планете? Отважный советский экипаж новейшего корабля «Красный космос» или американские астронавты, чей корабль мгновенно преодолевает пространство, за что приходится расплачиваться страшной ценой — человеческой сущностью? И в центре этой гонки – Зоя Громовая, которой предстоит сразиться со страшным врагом, чтобы победить в Большой космической игре, ставка в которой — больше, чем жизнь...
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 378
Активный словарный запас: высокий (3107 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2017 // Премия "Созвездие Малой Медведицы". 2-е место | |
номинант |
Интерпресскон, 2018 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zubov, 13 ноября 2017 г.
Пронизывающее полпланеты «поле коммунизма», где истово преданные высоким идеалам совместными усилиями способны преодолевать стандартные законы физики… Идея настолько остроумна и масштабна, просто не верится, что до этого никто не додумался раньше. Так и представляется какой-нибудь Хайнлайн, на вопрос о советской фантастике саркастически бросающий: да у вас, долбанных комми… и выдающий о фанатиках и законах физики. Я даже специально погуглил: нет, похоже, автор до всего додумался сам.
Светлый мир советских фантастов (где, кстати, живут и действуют и они сами, лично) написан с таким уважением и теплотой, что трогательное ощущение передаётся и читателю. Наши, советские, в книге – добрые и мудрые, предатели – подлые, живые мертвецы-некробиоты – страшные, противники у наших – достойные, инопланетяне – непонятные. В книге есть всё и для каждого. И всё это вписано в интересный, ни на минуту не зависающий сюжет.
Можно ли смешивать в одной книге НФ, потустороннее, альтернативную историю, полемику, пародию, иронию и юмор? Книга «Красный Космос» даёт ответ: можно, надо просто чувствовать пропорции, причём ирония должна быть светлая, а юмор – добрым.
Ближе к концу, бонусом, читатель получает ответ на вопрос: кто же виноват, что человеческая цивилизация, худо-бедно развиваясь технологически, так буксует в моральном отношении. Оказывается, имеются конкретные виновники, и это…
Есть в книге и эпилог, когда вдруг с удивлением ощущаешь, что тебя пробивает на слезу, и говоришь себе: э, э, спокойно, это всё же вымысел, выдумка, хоть и от достойного, сильного писателя.
Если кто-то просматривает отзывы в поисках ответа, читать книгу или нет, то моё мнение на этот счёт однозначно. Книга интересная, смелая и местами очень весёлая. Друзья, если не читать такое, то что тогда вообще читать?
george1109, 16 августа 2017 г.
Первый спутник, первый человек в космосе, первый человек на Луне… Наш, советский человек должен быть первым и на Марсе. Космос вообще должен быть наш!.. Впрочем, фабула точно описана в издательской аннотации. Правда, в ней не сказано главного. У «Красного космоса» необходимый для выработки энергии и движения непрерывный поток нейтронов обеспечивает актиноид «коммуний», 103-й в таблице Менделеева (в РИ – лоуренсий), стабильный только в поле коммунизма. У американского загоризонтного корабля «Шрам» (догадайтесь, во что, и под каким названием он превратится в финале?) тот самый переход за горизонт событий, благодаря которому пространство прокалывается мгновенно, обеспечивает некрополе. Что для его создания надо, понятно из названия.
Такие вот дела… Чуть упрощенно, но верно.
Что начинается твориться на Марсе и в его окрестностях, сказать и вовсе страшно. Читать – просто неинтересно. Смешались в кучу люди, ходячие мертвецы, ксены, чудовища, фаэтонцы (ага, а так же марсианцы и ковбойцы))) и созданные ими бяки… смешались, и давай трансформироваться друг в друга и обратно. И все это длинно, скучно и просто далеко не складно. Не стильно.
Ну, и наши побеждают. Космос-то должен быть наш…
А причем здесь посвящение советским писателям-фантастам, с которого начинается опус?
Во-первых, автор, типа, отталкивается от традиций советского гуманизма в фантастике. Во-вторых, он богато сыпет аллюзиями, цитатами (место нашлось даже горячо любимому мною «…и животноводству»), да и прямыми заимствованиями. Хотя в последнем случае, превращать благородных фаэтов в юмористических фаэтонцев, сдается мне, ни разу не прикольно. И, в-третьих, узнаются фантасты – причем без труда – и в действующих лицах.
В совокупности с сюжетом получаем следующее: если все сделано с бОльшей долей серьезности, с уважением к АБС, Ефремову, Казанцеву и остальным, то сделано слишком злобно, и книга – не для средних умов (не для меня – точно). Если это пародия, то заслуживает несколько иного отзыва. Если это фантастика для детей, то я не хочу, что бы мои дети такое читали.
Плюс балл за эпилог. Который, хоть и не пришей ничего ни к чему, но меня немного примирил с опусом, а его автора – с гуманистическими традициями советской фантастики.
P. S. На своем авторском сайте Михаил Савеличев порассуждал о жанровости романа и о его возможном восприятии (http://swordenferz.ru/2017/07/20/weird-fiction/). И пришел к совершенно верному выводу: «я за творческую свободу. Каноны нарушать можно. На то мы и писатели». Что ж, на то мы и лаборанты: категорически никому «Красный космос» не рекомендую.
P. P. S. Прочитал в этом году «Факап» Михаила Харитонова и «Черную пешку» Александра Лукьянова, к которым из-за опасений очень долго подступался. Прочитал и очень высоко оценил. Поставил было на очередь и «Черного ферзя» Савеличева. Теперь – убрал. От греха.