Майк Гелприн «Сидеть рождённый»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В этом опчестве всё наоборот. Прежде чем совершить преступление, любой его член, а также членка, должны отмотать срок — и это в натуре является конкретным долгом, почётной обязанностью каждого кента и каждой марухи, век воли не видать.
Рассказ опубликован в журнале «Веси», Екатеринбург, 03/2007.
Также опубликован в журнале «Чайка», Балтимор, 07/2007.
Также опубликован в журнале «Порог», Кировоград, 10/2007.
Вошёл в сборник «Аэлита-2007».
1-е место Cosa-Nostra-2006.
2-е место Оин-2008.
Входит в:
— цикл «Сидеть рождённый»
— журнал «Порог 2007'10», 2007 г.
— антологию «Аэлита/004», 2008 г.
— журнал «Меридиан № 1», 2009 г.
— сборник «Миротворец 45-го калибра», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Jaroslav25, 5 апреля 2020 г.
Общество, социум... простите, опчество, в рассказе не прописаны вовсе. Остается только догадываться, какие социальные, политические, экономические или иные события привели к реализации подобной социальной модели. И как, точнее, за счет чего она существует. Можно было бы построить подобие кастовой системы («воры», «суки» и т.д.), далее — «красные» и «черные» — как оценка уровня выпускника, зоны... и так до полного раскрытия основной антиутопической (но несуществующей в рассказе) интриги. НИ-ЧЕ-ГО!!! Выражаясь языком героев (автора?) — шняга.
Sawwin, 19 июня 2018 г.
Автор, конечно наблатыкался в жаргоне, но тем не менее, видно, что фишку он не рубит. Реальный российский антураж им забыт, он ещё весь в начале девяностых. Подобная амнезия типична для эмигрантов. Бывшыя родина изменилась, а они ещё там, в прошлом. Тем не менее, написан рассказ бодро и, что важно, он имеет чёткую концовку, чем выгодно выделяется среди других читанных мной рассказов Майка Гелприна.
Тиань, 12 сентября 2014 г.
Даже не знаю, что сказать... История любви, к которой прикручено все остальное: и мир, и характеры героев. Возникает три вопроса:
1. Мир этот каким образом существует? На экзамене по социологии Костян рассказывал о двух способах делать гешефт с потенциала. Первый: возможность нападать и защищаться, не думая о последствиях. Второй: возможность «дела делать», то есть обогащаться преступными методами. Другими словами, выпускник школы, у которого ни гроша за душой, отбывает авансом десять лет на зоне, потом «откидывается» и либо нанимается в крутую охрану, либо начинает добывать средства к жизни грабежами, либо разом совершает крупный преступный акт и присваивает чье-то состояние, становится богатым, влиятельным человеком. Последний вариант — программа-максимум, разумеется. Потенциал на его реализации сокращается существенно. В результате богатый и влиятельный оказывается беззащитным перед следующей волной откинувшихся. А нужно ли это богатому и влиятельному? Разумеется, нет. Богатые стремятся к защите своей собственности, а безнаказанность откинувшихся новой волны ей серьезно угрожает. Поэтому владельцы состояний постараются по максимуму использовать свои средства и связи для изменения конституционных порядков в обществе, в результате которых силовой отъем собственности будет невозможным. Если исключить эту форму гешефта с потенциала, число желающих сидеть авансом серьезно сократится. А если потенциал имеет не подавляющее большинство, объем гешефтов с него будет постоянно урезаться. Набросанная в рассказе социальная структура нежизнеспособна. Чтобы она обрела хоть какую-то стабильность, в обществе должен существовать рынок потенциалов. В этом случае в авансовых отсидках есть смысл. Но в рассказе о рынке потенциалов не упомянуто ни словом, зато говорится о вторых сроках, что позволяет сделать вывод о неотчуждаемости права на преступление.
2. Верка откуда в таком обществе взялась? Если школьное образование направлено на подготовку парней и девчонок к отбытию на зону по результатам выпускных экзаменов, а воровской закон одобряется общественной моралью, девочек в школе и воспитывают как «марух». В таком обществе и сама Верка, и ее Костян должны были воспринять поведение Пахана-экзаменатора как само собой разумеющееся. Ничего необычного для воровской среды на экзамене не произошло. Реакция Верки на экзамене требует какого-то объяснения. Без этого поведение героини выглядит странным, идущим в разрез с воспитанием, образованием, общественной моралью, школьной практикой.
3. За счет каких людей пополняются милицейские структуры? Верка в милицию готова пойти, чтобы не становится воровской марухой, то есть именно тем, на что ее с рождения готовили, Костян — «по любви». Других примеров в рассказе нет. Возможно, кто-то идет в менты по идейным соображениям: воровской порядок защищать. Кого-то опчество заставляет из тех же соображений. Кого-то мама с папой на зону отправлять очень не захотели. Кто-то оказался патологически туп и не сдал выпускные экзамены. Кого-то «завалили» специально. Можно придумать с десяток причин, по которым человек потенциал насиживать не захотел или не смог. Но в любом случае не думаю, что случай с Веркой и Костяном единственный. Провал девушки на экзамене школьная общественность восприняла достаточно спокойно. В изумление никто не впал, педагоги за голову не схватились, сама девица будущее свое представляет сразу и ясно — то есть прецеденты есть. И это еще один штрих, показывающий нежизнеспособность начертанного автором мира. Система школьного образования не справляется с подавлением в учениках чувства собственного достоинства. Не все согласны, что они рождаются сидеть. В сочетании с изложенным в пункте 1 это серьезный фактор.
Странный рассказ получился. Эмоции ключом бьют, а где — непонятно. Социальная структура никакой критики не выдерживает. Когда рассказ строится на одних эмоциях, это серьезный минус. Его сразу можно не заметить. Все-таки управлять читательскими эмоциями автор умеет мастерски. Но в конце концов странность истории все равно осознается. ИМХО, разумеется.
AntonAbramov, 5 сентября 2014 г.
Странной конструкции рассказ. Идея проста – в неком необычном обществе (может вылупившемся из нашего лет через сто) конституционной нормой стало преступление. Ценности общества, вернее – опчества, поменяли знаки. Милиция – изгой опчества, низшая каста. И вот в таком опчестве герой решается на отчаянный поступок – записывается в менты. Потому что любит, и только так может жить дальше вместе с любимой. Идея сводится к морали: даже в таком вот обществе любовь превыше всего. Ради нее можно поступиться всем.
Так я про странность: практически весь рассказ посвящен описанию некоторых порядков и элементов этого опчества. То есть все декорации возведены. Я пытаюсь в них ориентироваться. И вдруг крик Костяна: “Слышишь, ты, мусор! Я иду на это по любви…”
Понятно, автор хотел, чтоб я, читатель, проникся и в полной мере оценил героизм Костяна. А так ли они необычны? Эти порядки, элементы, героизм. Согласен, в таком обществе такое крикнуть – дорогого стоит. А в нашем — дешевле? Я не увидел ничего в опчестве, что говорило бы о том, что в нем такие поступки необычнее, чем у нас.
Да и само опчество не так уж и отличается от нашего. По морали. Что — у нас менты в почете? То, что для большой части нашего населения является понятием и неформальной нормой, в опчестве конституционно закреплено. Ну и что? К каким интересным следствиям это привело?
Придумка с опчеством интересна – факт. Но не доработана. Сидеть до или после. Поменяется и что в результате? Уходя от банального описания опчества, автор ставку сделал на банальную идею с всесильностью любви. Надеясь, что в таком опчестве – прозвучит. Получилось странно.
Хойти, 2 декабря 2014 г.
Какая любовь, что вы... то есть не гоните гамму, кенты.
Этот рассказ — выворотка. Не та, что замша, а эта, которая у газетчиков, работников типографии и других подобных людей: белым по чёрному, всё наоборот, негатив, где чернозубо скалятся в объектив темнолицые люди, и только из самых затенённых углов тянет призрачным, пугающим, мертвенно-белым светом.
Без всякого сострадания, с особой (раннепелевинской?) притчевостью вывороченный мир, где преступники — добропорядочные патриоты, а наказание предшествует преступлению. Плюс меняется на минус, вместо Николая Павловича Максим Максимыч, понял, ты?.. Не имеет смысла подходить к рассказу с линейкой логики и докапываться до жизнеспособности такого мироустройства. Нежизнеспособно оно, это правда. Но кто вам сказал, что оригинал-то жизнеспособен? Вот этот наш мир, с которого вконтровую срисована гелприновская выворотка — он же существует не благодаря, а вопреки, на каких-то не очень понятных условностях и инерционных силах. Здесь давно «можно столько украсть, что уже не посадят» (с) — кого это удивляет?
Это зеркало — и не настолько кривое, чтобы нельзя было узнать в нём окружающее настоящее. Отражение получилось вполне трёхмерным, ярко образным, в меру детализированным. Вот только финал совершенно нелепый, нелогичный, неправильный...
Как и сама любовь.
artem-sailer, 17 декабря 2016 г.
Я вырос на окраине и всё такое, потом сталкивался по долгу службы и был обязан знать, но некоторые изречения не понял. Может, уже забыл, что, в общем-то, слава богу. Это я к тому, что автор хорошо поработал с материалом, выстроил логику построения диалогов не то, чтобы идеально, но вполне себе неплохо. Хотя иные моменты вопросы и вызывают. Да и ладно — явно юмор же.
Мне вот вспомнился не только «Срок авансом», но и давно, конечно же, забытый комикс «Побрали» от не менее почившей студии «Муха» из моей Уфы.
Если кому рассказ пришёлся по душе, рекомендую ознакомится и с комиксом, вот тут: http://www.myxa.tv/comics/ — прямой ссылки именно на этот комикс, к сожалению, нет, смотрите 4-й в ряду за 1993-й год (а вообще, он, видимо, №11).
Не сочтите за рекламу, но правда — похожее произведение.
god54, 2 июня 2014 г.
Сначала мне тоже показалось, что автор слегка переиначил на российскую действительность известный рассказ «Срок авансом». Но потом, я так думаю, что автор скорее нарисовал то общество, которое нас ждет впереди, когда везде в почете преступники, когда государство и мафия настолько слились, что уже и не разнять и не отличить. И государственный аппарат подавления верно служит конкретным интересам конкретных людей. А тогда лучшие члены общества и должны пройти тюремные университеты, как говорили ленинцы, чтобы пролагать верную дорогу в будущее. Но даже здесь всегда найдутся люди, для которых любовь превыше всего... Я им всегда завидовал... Одно непонятно, где автор набрался блатного сленга, в детстве я его много наслушался, все верно слово в слово, век воли не видать...
Lartis, 27 октября 2014 г.
Кто сразу пришёл на ум, так это – Уильям Тенн со своим замечательным классическим рассказом «Срок авансом». Правда, Майк Гелприн, искусно смешивая российские бандитские реалии с тюремной псевдоромантикой, идею предварительной отсидки использует как бы походя, между прочим. Срок авансом – это не главное. Главное – что всю мерзопакостную блатоту в рассказе побеждает чистая любовь.
Torin, 24 октября 2014 г.
«Я иду на это по любви… .»
Казалось бы где, где… . Да все-таки спрятал автор любовь! Надеюсь не будущее, быть может, параллельная вселенная, антиутопия в блатном стиле. Но даже в таком месте может найтись место для светлых чувств.
Как и всегда в рассказах Майка в начале не понимаешь всей сути до конца, а когда приходит понимание, то оно льется на тебя от души, холодной в данном случае водой, и в большом количестве.
Рассказ о самопожертвовании ради любви. Веселья не вызвал, как писалось ниже в других отзывах, но впечатлений масса. Рассказ отличился от остальных первых в сборнике «Миротворец 45-го калибра» тем, что как мне показалось, был более отдален от устоев нашего мира, хотя я могу ошибаться.
bbg, 16 ноября 2012 г.
Вот ведь какое дело... Сначала я на концовку заругался: зачем она выбивается из антуража? Такая веселуха была! Однако мнение своё изменил. Не про опчество рассказ, и не про круги на запястьях идейных в законе. Про любовь. А она сильнее мнений света. И никакой вывернутый мир ей не помеха.
Sanata, 25 сентября 2014 г.
Один из любимых моих рассказов от Майка Гелприна.
Вот просто так, не включая логику :)
Ank, 22 марта 2009 г.
Все мы читали рассказ Тенна «Срок авансом» и все помним, о чем там речь. Этот рассказ развивает идею Тенна и выворачивает ее наизнанку: а что, если действительно люди станут вначале сидеть, а потом нарушать закон? А что, если такой порядок станет привычным? Каким станет общество, где сидели все?
Автор с задачей справился, получилось оригинально и очень смешно. А любителям творчества Кивинова так очень даже рекомендую.