Фридрих Энгельс «Анти-Дюринг»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Anthony_W, 28 мая 2024 г.
Во введении указано, что появление книги Энгельса является результатом идеологической борьбы в социал-демократической партии Германии. Влияние Дюринга среди социал-демократов в 1870-х годах было весьма значительным. Новоявленное «социалистическое» учение дюрингианства стало набирать обороты. В 1867 Дюринг выпустил критическую статью на «Капитал» К.Марка. Тогда возникло первое отражение Энгельса к творению Дюринга. В 1874 году Дьюринг выпустил книгу «Критическая история политической экономии и социализма», в которой провозгласил себя приверженцем социализма и выступил с особо резкими нападками на марксизм. После этого соратники обратились к Энгельсу с просьбой осветить эту новую социалистическую теорию. В 1876 году Энгельс счел необходимым публично выступить против Дюринга и оставив работу над «Диалектикой природы» приступает к работе над «Анти-Дюрингом». Работа над книгой заняла два года.
Структура книги представляет из себя три отдела: Философия; Политическая экономия; Социализм. Энгельс приводит цитаты из работы Дюринга и подробно рассматривает обозначенные темы. Сложность чтения обусловлена тем, что для анализа написанного текста приходится в голове держать три структуры: цитаты Дюринга, опровержение его Энгельсом, и описание актуального на тот момент положения дел от самого Энгельса. В такой многозадачности приходится разбираться действительно ли аргументация Энгельса верная, тем самым запоминать высказывания Дюринга. Хотя время идет вперед и основные причины невежества, заложенные в дюрингианстве, были ликвидирована, спустя годы появляются люди, которым приятны такие поверхностные знания.
В первом отделе «Философия» Дюринг приводит критерии самой настоящей и эффективной философии. В итоге получается, что ни одно из направлений не способно соответствовать обозначенным рамкам, кроме, конечно же, философии придуманной Дюрингом. Поэтому по оценкам Дюринга, раз он является основоположником правильной философии, то его статус равняется богу, как сущности, сформировавшей основу основ. Дюринг размышляет о времени, пространстве, равенстве, свободе, а Энгельс пробует выяснить действительно ли философия Дюринга является эталоном или всего лишь выступает признаком хвастовства и невежества. По итогу получается, что Дюринг берет основные истины, с громким заявлением разоблачает несостоятельность рассматриваемых вопросов другими учеными, а после этого придумывает свои термины уже устоявшимся явлениям и «переизобретает» знание или суждение. Логически почти все действия Дюринга копируют уже найденное до него, только в его новой философии на проверку содержится лишь поверхностный личный опыт.
Дюринг убежден, что опираться на природу вещей не стоит, а весь человеческий опыт и знания с легкостью можно сформировать внутри человека и его мыследеятельности. Но если человек является продуктом природы, его нервная система, головной мозг и другие физиологические ограничения уже созданы по законам природы, то получается, что думать и размышлять, человек будет внутри обозначенной системы, а не благодаря своей личной силе воле и опыту. Поэтому Дюринг уже знает о мире все и даже не рассматривает, что его физические ограничения, как человека не позволяют осознать всю полноту картины мира. Дюринг вообще не признает, что у него в его философии могут быть какие-либо ограничения.
Во втором отделе «Политическая экономия» Дюринг рассуждает о теории насилия, простом и сложном труде, капитале и прибавочной стоимости. По Дюрингу разделение на классы и формирование рабов является нравственным и политическим укладом. Энгельс уточняет, что внутреннее экономическое состояние общины и эффективность в производстве добавочной стоимости и затрат на продукты как раз приводит к тому, что формируются классы. Насилие не играет в этом никакой роли. В какой-то момент когда старый строй уже не может развивать эффективное хозяйство, происходит смена власти и приходит новый строй способный выполнять свои социальные функции. Пришедший к власти новый строй развивается ровно до того момента, пока может снимать сливки с экономического развития обозначенного слоя, но как только приток дохода уменьшается, приходит новый строй.
Ведение войны требует хорошей экономической модели и самых передовых технологий. Победитель забирает все ресурсы проигравшего и за счет этого становится еще эффективнее. Поэтому насилие лишь средство, цель же заключается в приобретении экономической выгоды. Кстати, в том регионе, где высокая воинская повинность и максимальное количество жителей умеют пользоваться оружием, то в нем увеличивается шанс изменения политического строя.
В третьем отделе «Социализм» Энгельс почти полностью концентрирует свое внимание на эффективности революции пролетариата. Объясняет, что Капитализм лишь ступень к более эффективной форме управления. Конкуренция и перепроизводство будет полностью заменено заранее намеченному плану, благодаря которому используемые ресурсы найдут свое наилучшее применение. Любой план будет содержать целый комплекс взаимовлияния компонентов, начиная от того, какая выпускается продукция и заканчивая фактором экологии. Тем самым вместо решения целого комплекса возникающих друг за другом проблем, сама система предполагает построение такой организационной формы, в которой этих проблем просто не будет. Система будет интегрирована в производство, только если будет максимально эффективна с учетом всех возможных факторов. Впоследствии с развитием технологии производство будет с каждым новым поколением лучше и эффективнее.
Дюринг при проектировании своей версии социализма не проявляет необходимых экономических знаний, не придает значения промышленным кризисам и их цикличности, очень слабо разбирается в особенностях мировой торговли. К тому же Дюринг рассказывая о том, каким образом необходимо улучшать производство и жизнедеятельность города или коммуны, лишь обозначает общий вектор, сообщает о прекрасном будущем, только забывает рассказать какие ключевые факторы приведут к этому. Читателю не нужно обладать особыми знаниями, чтобы понимать об эффективности любого улучшения, но в чем именно уникальность предполагаемых Дюрингом решений мы так и не узнаем.
Отдельно выделим понятие воспитания и семьи для Дюринга. В первую очередь он предлагает запретить религии, а вместе с ней всю литературу, в которой в той или иной форме находят отражение религиозные взгляды. Для Энгельса вопросы религии кроятся в технологичности, когда новые знания естественным путем вытеснят все, чему приписывают внешние проявления и непознанное. Далее Дюринг предлагает убрать мертвые языки для изучения и ограничить изучение иностранных языков, так как основу для коммуникации должна составлять математика. При таком подходе к «очищенным» знаниям будет интересно наблюдать, как же молодое поколение найдет причинно-следственную связь не только между знаниями, но разберется со своими внутренними эмоциями и переживаниями.
В итоге получается, что желание предложить миру что-то полезное и оригинальное — дело благородное. Только тотальное невежество Дюринга приводит к совершенно противоположным результатам. Дюринг старается придумать свою философию, в которой упрощает не только окружающую действительность, но и формирование возможного будущего. Упражнение по придумыванию новых терминов для уже устоявшихся знаний не приводит к формированию новых знаний. К тому же Дюринг ввиду отсутствия глубоких знаний об обсуждаемых предметах совершает ошибки, которые делали до него предшественники. Ведь многие вопросы уже были рассмотрены ранее и выявленные ошибки учтены. Только Дюринг как «первопроходец» не учитывает предыдущий опыт. Невежество и личная заносчивость закрывает Дюрингу возможность посмотреть на себя со стороны.
Так в чем же особенность того, что у дюрингианства в определенный период появилось так много поклонников? Ответ прост — когда знания упрощаются и сводятся до абстрактных структур, то это наилучший способ поддерживать беседу. Сидишь в гостином клубе, пьешь виски, рассуждаешь о чем-то эфемерном, далеком и выглядишь как ученый муж. Придумай к этому свою «особую» философию и уже потребуется время понять, насколько компетентен такой человек. А для вечерних посиделок чем проще знание, чем легче аудитории, особенно когда знание так искусно маскируется под научное.
ArtTrapeza, 8 ноября 2017 г.
Это как раз одна из тех книг, в перерывах между которыми я читаю художественную литературу в этом году (хотя многие посчитают как раз такие книги фантастикой). Ещё прошлой зимой «Анти-Дюринга» было практически невозможно найти в обычных книжных магазинах. Но, вероятно, в связи с юбилеем известных событий, книгу переиздали, причём уже трижды в текущем году!
Зачем я вообще взялся за «Анти-Дюринга»? Читая Ефремова в подростковом возрасте, много раз встречал слово «диалектика». И когда наконец-то я захотел прояснить для себя, что такое диалектический материализм, то оказалось, что часто ссылаются именно на эту книгу Энгельса.
В данной книге автор критикует непоследовательного материалиста Евгения Дюринга в части философии, экономики и социализма. Посредством этого и излагается диалектический материализм в противоположность материализму метафизическому. Итак, что мы имеем вкратце? Материализм — это признание первичности материи. Материя несотворима и неуничтожима. Материя и движение неразделимы. Принципы диалектики. 1. Единство и борьба противоположностей. 2. Переход количества в качество и наоборот, отсюда ефремовский репагулюм. 3. Отрицание отрицания, отсюда развитие по спирали.
Личное отношение к книге? Читать тяжело, но интересно... Если честно, понял не всё, особенно по части экономики (тут, наверное, нужен «Капитал»). Намерен когда-нибудь перечитать.
P. S. Одна из экономических глав книги написана Марксом. А ещё теперь понятно, откуда взялись названия книг вроде «Антимулдашев» и т. п.
P. P. S. Отдельное спасибо предыдущему рецензенту за то, что он нашёл эту книгу на «Фантлабе». Видимо, её только недавно добавили в базу.
wertuoz, 28 мая 2021 г.
Основополагающая книга марксизма, в которую, кроме критики псевдосоциализма Евгения Дюринга, вложены и прописаны основные тезисы диалектического материализма.
Энгельс рассуждает о философии бытия, касаясь вопросов определения диалектики и трех её законов, на конкретных примерах доказывая непостоянство и постоянное движение самой материи, как в законах физики, биологии или химии, так и в обществе. Единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания. Эти законы, как и сама диалектика окружают нас везде, но важно в первую очередь не идеалистическое представление некой неведомой силы (как считал Гегель), а сама материя. Она первична, и она в постоянном движении. Это самое движение и означает жизнь, то есть отрицание статического положения, перехода из количества энергии в качество неких процессов, единство и борьба состояния движения и состояния покоя. Другими словами диалектика, как и сама материя, диалектична сама по себе.
От философии Энгельс переходит к экономике, так же борясь с мифами Дюринга, на пальцах объясняет принципы исторического материализма Маркса. Он рассматривает политический строй, как некую общественно-экономическую формацию, у которой есть конкретный базис — производственные отношения, а так же надстройка (культурный слой), в которой пребывает само общественное сознание. Энгельс заглядывает и в историю, на фактах показывая, как эти формации сменяли друг друга, начиная от первобытного коммунизма, заканчивая капиталистической действительностью. И конечно же, знаменитая фраза: «бытие определяет сознание», ставит на место весь популизм и идеализм Дюринга, так же расставляя по местам причину и следствие. Если в этой самой формации будут преобладать такие производственные отношения, построенные на угнетении и эксплуатации, то и в надстройке будет такое же отражение бытия и такое же качество человеческой морали (что собственно мы и наблюдаем в текущем моменте нашего капиталистического строя). Так же Энгельс касается определений частной собственности на средства производства, лежащей в основе капиталистического базиса, рассматривая под этой призмой отношения права на собственность, вопрос ренты, банковских кредитов и так далее.
Заканчивает Энгельс темой самого социализма, так же подробно объясняя принцип социализма, основанного на марксизме. Он пишет, что капитализм сам готовит себе почву для собственного устранения, так как рабочий пролетариат и капиталистическое производство находятся в полном противоречии друг с другом, усиливая с каждым годом нарастание кризисной ситуации. Собственно, понятие кризиса рыночной экономики — это и есть то самое противоречие обобществленного капиталистами человеческого труда и частного присвоения капиталистами прибыли. Кризис всегда будет преследовать рынок, так как количество произведенных товаров всегда будет превышать количество спроса на этот товар, ибо отсутствует плановый характер экономики, заставляя предприятия производить как можно больше товаров, дабы преуспеть в конкурентной борьбе за капиталистическую прибыль. Энгельс так же объясняет понятие денег — как выражение стоимости товаров, но не как абсолютную равноценную стоимость вложенного человеческого труда, а как относительное выражение некого эквивалента, вокруг чего и построены товарно-рыночные отношения, которые никогда не приведут мировую экономику к балансу. Другими словами способ производства тех или иных товаров, требует с течением развития технологий и индустрии множество рабочих рук, это и есть то самое обобществление труда (которое в настоящее время достигло огромных масштабов), а прибыль, которую с этого забирает себе капиталист нарушает некий экономический баланс распределения доходов в обществе, и чем жирнее и агрессивнее капиталист, тем жестче и быстрее снова придет экономический кризис. Энгельс на прямую говорит о несостоятельности капитализма, его устаревших принципах, которые просто напросто тормозят человеческий прогресс, а так же о неизбежности самого социализма, как результата классовой борьбы пролетариата. От этого и отталкивается марксистский социализм, провозглашая установление диктатуры пролетариата (о чем в последующем, опираясь на эту книгу напишет уже Ленин), устранения товарно-рыночных отношений, эксплуатации труда, извлечения и несправедливого присвоения прибавочной стоимости. Энгельс так же рассматривает и примеры социализма в отдельно взятых коммунах, таких как социальный эксперимент Роберта Оуэна, рассматривает различные примеры мысли о социализме в разных философских работах тех или иных мыслителей того времени.
И конечно же всё повествование приправлено иронией Энгельса над самим Евгением Дюрингом, он буквально оборачивает слова Дюринга против него же, высмеивая весь его популизм, не конкретику и банальную глупость в суждениях. Но так или иначе данное произведение в настоящий момент ценно объяснением и донесением именно марксистской концепции построения общества.