Гарри Тертлдав «The Emperor's Return»
Последний император Византии попадает в 2003 год, когда в Константинополе снова зазвучала эллинская речь...
Входит в:
— журнал «Weird Tales, Spring 1990», 1990 г.
— журнал «Буйный бродяга № 2, зима 2014», 2014 г.
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- периодика (1), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Резников (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
240580, 15 января 2020 г.
Очень неполиткорректный рассказ (пишу это с иронией, поскольку уместность данного понятия тут довольно условна). При чтении в памяти всплыл сюжет скандального романа «Мечеть Парижской Богоматери» Елены Чудиновой. Только в этом рассказе практически все наоборот – христиане-греки и русские из СССР завоевывают Турцию, в частности, Стамбул. Неполиткорректная часть рассказа на этом заканчивается. Вторая часть выглядит притянутой за уши – оживший император и солдаты из Греции, в которой правительство взяло курс на построение социализма. Окончание имеет свою смысловую логику, но почему бы автору было не изобразить интернациональную, общую борьбу греков и турков? А то по отношению к туркам, которые вообще никак не представлены в рассказе, ощущается какой-то игнор. Видно, научная специализация автора (история Византии) в какой-то мере повлияла на его мировоззрение.
Seidhe, 8 июня 2018 г.
Когда Гарри Тертлдав писал этот рассказ в далёком уже 1990 году, это была так называемая «фантастика ближнего прицела». Судите сами: 2003 год, Греция и Россия с двух сторон долбят Турцию, греческие войска врываются в Стамбул, возвращая себе Константинополь...
Когда читаешь этот рассказ в 2018 году, отнести его можно только к жанру «альтернативной истории» — подобного развития событий, к счастью, не случилось. Да и вряд ли когда-либо могло случиться. Хотя рассказ вовсе не о военных действиях и не о политических перипетиях. Он о том, что столкновение с настоящим, увиденным своими глазами, и прочувствованным всем свои существом Чудом, может быть таковым для человека верующего, но не устраивать человека с иными политическими взглядами и личными убеждениями.
В итоге — читабельно, но не более того. Слишком уж предсказуемого развитие событий с того момента, когда выясняется, что у героев несколько разные взгляды на историю собственной страны, в данном случае — Греции.
P.S. Кстати, подобная история вполне могла бы разыграться и на отечественном материале, потому как отношение к царской семье у разных слоёв и социальных групп российского общества — диаметрально противоположное, как бы не таскались некоторые (не станем показывать пальцем) с портретами Николая II во время шествия Бессмертного полка...