Валерий Елманов «Княжьи мушкетёры»
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
be_nt_all, 8 февраля 2018 г.
На первый взгляд новый цикл Валерия Елманова кажется неким возвращением к «Обречённому веку», хотя времена взяты и несколько более поздние — Орда уже пришла. Время между Александром Невским и Иваном Калитой, московский князь — внук первого и старший брат второго выглядит отнюдь не добром, и герои-попаданцы, как обычно, мечтают объединить Русь как-то иначе, чем это было на самом деле… Ушёл правда тот надрыв, который отличал первые книги, когда нынешний мир виделся автору стоящим на краю гибели, а Русь-Россия — местом где злой жребий можно было переиграть. Не в настоящем, так хоть в прошлом. Но что же пришло взамен?
Учителя истории сменили два милиционера подчёркнуто неславянского происхождения и наружности (один — наполовину калмык, другой — потомок испанского революционера, эмигрировавший в СССР — момент вроде как сюжетообразующий, но использован явно не весь его потенциал). Место отчаянной веры, что всё плохо, но могло бы сложиться как-то иначе, заняли попытки пошутить и невероятное нагромождение приключений, где тебе и прекрасная литовская жрица, и проклятое золото тамплиеров и гамельнский крысолов — знакомец Роджера Бэкона и прочая, прочая, прочая… Герои мотаются между Тверским, Литовским и Галицко-Волынским княжеством, один из них сыплет одесскими жаргонизмами в абсолютно неестественной концентрации (за что автор ещё и в конце каждой книги благодарит некоего Геннадия Бея), добавляя несмешными шуточками про укров и гейропу (и вообще ведёт себя как законченный Евгений Петросян), а достойная альтернатива Москве как-то всё не находится… При этом велеречивый одесский испанец ездит по ушам инквизиторам так, как будто это не хитрые работники знаменитой церковной спецслужбы с высшим католическим образованием, а простофили из анекдотов, и простота их достигает абсолютно эпического масштаба. Всё это делает елмановскую Русь (Великуя, Малыя и Белыя), которая и в Обречённом веке то не страдала избытком аутентичности, совсем уж пародией, сравнимой с «бессмертными» произведениями Юрия, прости Господи, Никитина (и ещё неизвестно — что хуже).
Все эти турусы на колёсах занимают большую часть двух книг, и только ближе к концу автор вспомнил, что герои, собственно, заявлены как сыщики и даёт им соответствующее дело. Заодно наконец-таки выбрав будущую альтернативную столицу Руси, всё-таки остановив свой выбор на Твери.
ps. А вместе с тем серия «Эффект стрекозы» про Фёдора Борисовича Годунова совсем не плоха и всё ещё не закончена. Хотя седьмая книга, насколько я знаю, так и не издана, серия всё-ещё интересна, и новый поворот сюжета, заложенный в шестую книгу далеко не исчерпан…