Дмитрий Липскеров «Демоны в раю»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Авантюрно-плутовское | Социальное | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | 21 век
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Роман «Демоны в раю» Дмитрия Липскерова, если кратко, можно определить одним словом — мощный. Мощный во всем: в сюжете, его неподдающейся анализу энергетике, особой, неповторимой стилистике. Это бесконечно талантливый сплав реалий нашей жизни — достаточно жестких и жестоких, философской глубины — предначертанность жизни и наивное «незнание» человека и пронзительной остроты чувств — не только в любви, но и в пороке, страсти и слабости человеческой. И при этом необычайно тонкий юмор в изображении персонажей, сравнениях и образах.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ВладимирВас, 2 сентября 2024 г.
Мне роман очень понравился. Долго завязывался, много действующих лиц (при слушании аудиокниги на х1,6 трудновато всех фиксировать), но как закончил читать долго боролся с желанием, чтоб начать заново на скорости 1 и вдумчиво все прослушать. Не победило желание, так как не все ветки сюжета одинаково интересные и мало какие тезисы несут глубокий смысл, в основном просто юмор, правда жизни и романтика. но 8 баллов книга достойна, факт.
Ольгун4ик, 13 декабря 2018 г.
Не буду писать, что роман пропитан булгаковщиной и чертовщиной.
Не буду писать, что от количества секса и насилия Игра престолов отдыхает, а Мартин нервно курит.
Не буду писать о большом количестве персонажей. Нормальное количество. Столько, сколько нужно.
Не буду о том, что это моя вторая попытка. И первая не удалась, потому что ... Хотя и было аудио, и с Сергеем Чонишвили. Не сложилось. Тогда.
А сейчас?
Нет, чуда не случилось. Я не влюбилась, не поражена и не разочарована.
Но этот роман... Он о том, как все могло бы быть, если бы было. Нет. Все о том, как было. Нет. Все о том...
Ну о чем же?????
Да просто классная книга, о пацанах и девчонках, которые начинают свою жизнь, о том что и как они делают. Все время что-то делают.
Книга — движенье. Книга — драйв. Стремительная и неотвратимая. Никто не сетует о том, как бы я... Да вот если бы... Они просто идут и работают, идут и воруют, идут и учатся, идут, идут. Иногда пешком 200 км. И любят. До стёртых зубов, до раскрошенных рёбер. Наверное, можно было бы сказать автору, что избитая женщина вряд ли способна немедленно проникнуться теплыми чувствами даже к хорошо знакомому и уже как бы любимому человеку. Но, не была избита, откуда мне знать. А о том, что некоторые любят, именно любят подраться, известно. Адреналин тоже наркотик. А наркотик часто выдаёт желаемое за действительное. Может мужикам и мерещится любящий взгляд сквозь заплывшее от побоев лицо.
Здесь все герои на адреналине. От работы постового, от работы мастера по чеканке, от любого дела, от власти, от денег, от женщин.
Эти ребята могут все. Причём сами. Они не просят кого-то и что-то сделать. Живут абсолютно по принципу «никогда и ничего не просите». Им и даются в руки женщины, деньги, власть и смерть. Последняя тоже даётся в руки неотвратимо и неизбежно. А ещё здесь много жизни в этой книге. Настоящей или придуманной, реальной или с пьяных глаз.
Жаль,
В галлюцинации в космосе поверила безоговорочно.
Жаль, библиотеку Грозного все таки не нашли.
Пошла смотреть репродукции Модильяни.
Al34561, 29 апреля 2020 г.
Скажу честно, вообще не зашёл. Большое количество действующих персонажей, истории которых не интересны и не цепляют. Чёртова куча ненужных подробностей, обмусоливаний, описаний, ответвлений... я просто устал это читать в ожидании когда же там начнётся хоть какая-то движуха. Не домучил ))
Uto4ka, 23 октября 2018 г.
Интересный роман с причудливым переплетением сюжетных линий. Автор — отличный рассказчик, и истории втягиваются друг в друга, как в сказках « Тысячи и одной ночи». При этом, переплетение судеб людей и исторических событий подчинено строгому замыслу. В итоге мне показалось, что эта мозаика очень логично показывает срез исторического периода в России. Очень интересна «линия демона». Он многое может, значительно больше чем люди. Но так же, как и люди, не понимает, зачем существует, и в чем смысл этого мира. Человек тоже может больше, чем животные, но тоже не знает о своём предназначении. Мне кажется книга очень занимательна, умна и написана хорошим литературным языком. Считаю, что это один из лучших романов Липскерова.
_Y_, 7 февраля 2015 г.
Тема романа: Россия 90х-2000х. Разные люди плавающие и всплывающие вверх в стране, пытающейся как-то устаканиться после банкротства и полного краха СССР.
Книгу я бы назвал «юмористическим срезом эпохи». Но это отнюдь не похвала, а, скорее, наоборот. Довольно большое количество сюжетных линий практически не переплетаются. Пересекаются — да, герои их изредка встречаются (чаще случайно), оказываются родственниками. Но ни линии, ни герои не влияют друг на друга.
Формально роман относится к городскому фэнтези (или около того). Но фэнтезийная линия настолько второстепенна, герой ее настолько не важен для книги, что убрать его и ничего не изменится. Даже объем текста уменьшится не сильно.
Из моих слов возникает какая-то такая картина тягомотного непонятно чего. Отнюдь. Книга очень даже читабельна, доставляет удовольствие. Юмор и гротеск присутствуют в полной мере.
И еще одно огромное достоинство. Большинство написанного о России 90х-2000х — или политика, или чернуха. Здесь же веселое такое повествование, в котором и новые русские, и политики, и чиновники скорее прикольны, чем ужасны. Не остается тяжелого ощущения, что ИМХО очень ценно.
В общем, если вам хочется почитать что-нибудь в жанре «юмористический практически-реализм»; не сопереживать героям, а весело наблюдать за ними — очень даже то.
asb, 23 сентября 2010 г.
После третьего прочитанного романа Липскерова появилась мысль, что в творчестве автора много типичных литературных приемов. Типичных настолько, что произведения кажутся почти одинаковыми:
- огромное количество казалось бы несвязанных действующих лиц, судьбы которых в итоге хитропереплетаются.
- главный злодей — обязательно «черный» (видимо, по мнению автора, для русского человека это естественно злодей — обязательно с кавказской внешностью). У злодея какие-то особенные зубы и он как-то по особенному облизывается.
- главный злодей появлется неизвестно откуда, цель его действий непонятна, он неуязвим, бороться с ним невозможно, остается ждать, когда он сам куда-то исчезнет.
- невероятный секс главного злодея с женщинами.
- вообще много секса.
- участие в действии правоохранительных органов.
...
В данном конкретном романе автор явно делает параллели с «Мастером и Маргаритой» — превращение демона в разных людей (демон=Бегемот?), превращение денег в бумажки, полеты женщин с демоном над Москвой.
baroni, 24 мая 2008 г.
Новый роман московского писателя и ресторатора Д. Липскерова «Демоны в раю» имеет довльно причудливую, если не сказать изощренную, композицию. Роман состоит из нескольких сюжетных линий и населен огромным количеством персонажей, которые оказываются, лигнии судеб которых то разбегаются в разные стороны, то сходятся в одной точке ...Подросток из глухого кабардинского селения Вэл Рюмин, достигает кремлевских высот и становится, в конце концов, помощником президента России... Запорожские гопники Кран и Слон, вовремя перебираются в Москву и вырастают в крупных бизнесменов... Капитан ГИБДД Хорошкин, несущий службу на Васильевском спуске, близь Красной площади... Начальник зоны особого режима Чмок и его жена, бывшая зечка и флейтистка Инга Петерсон... Их дети, и их внуки... Все эти многочисленные персонажи, такие разные и необычайно далекие друг от друга, оказываются так или иначе связанными между собой самым тесным образом. Собственно, основной месседж Липскерова в его новом романе сводится к констатации нескольких очевидных истин, которые еще принято называть трюизмами... Или банальностями. Вот эти, несколько липскеровских постулатов.
Каждый человек безконечно одинок... Даже самый незначительный наш поступок (слово, действие) может непредсказуемым образом кардинально изменить жизнь совершенно неизвестного тебе человека и, спустя годы, бумерангом вернуться к тебе самому... Все в этом мире взаимосвязано... Человеческая жизнь — очень короткая и хрупкая штука... Нужно понимать и любить друг друга... Вообщем, сразу вспоминается хрестоматийное: «Нет человека, который был бы как остров... и не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе» (Д. Донн, английский поэт). Или же недавний фильм «Вавилон» с Б. Питтом и К. Бланшетт мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту... Еще раз скажу — все это очень хорошие и очень правильные мысли. Но даже самая правильная банальность, увы, не перестает быть банальностью.
Роман написан легким, гладким языком. В меру пафоса, в меру сентиментальности, в меру жестокости и легкой сатиры... В романе присутствует значительное количество бросающихся в глаза несуразностей — ну что ж, бывает...Недоработал автор, недосмотрел... В отдельных героях «Демонов...» сведущий читатель может узнать вполне реальных персонажей московской тусовки. За Вэлом Рюминым явственно проступает образ зам. главы администрации Путина Владислава Суркова... А «писатель-кузнец» и девочка-критикесса «с немытыми волосами» (одна из наиболее удавшихся сцен романа — встреча помощника президента с молодыми писателями) — соответственно модный прозаик Захар Прилепин и Валерия Пустовая... Словом, совмещаешь приятное с полезным — читаешь художественный текст и заодно словно кроссворд отгадываешь... Легкое скольжение по водной глади... Без напряжения ума, сердца, души...
Vitality, 25 октября 2008 г.
Хотя хороший, но, тем не менее, «Демоны» слабее большинства прочих произведений этого автора. Поэтому, зря Вы так: «это первое, и конечно последнее мое чтение Липскерова», при том, что отзыв в целом, и особенно его финальный аккорд, противоречат заявлению. Я сам диву даюсь, отчего писателя повело в любовно-авантюрно-плутовской квази-реализм. Его «фирменное блюдо» — сплав магореализма и сатиры с действом в некоей близлежащей от нашей, но, все же, альтернативной реальности характерен для всех его романов (есть еще повести и рассказы, но там реализм+постмодернизм), однако в меньшей степени для «Демонов», а также «Русского Стаккато» и «Леонида». Для неофитов в МР, наверное, нет лучшего «места» для отправления в путь, чем творчество Липскерова, ибо пишет он легко и очень доступно. Через него, как по мосту через бурные воды, намного проще перейти к пониманию иных школ МР: сначала классической, пражской, потом, при желании, латиноамериканской (которая, впрочем, слишком отдалена от нас по ментальности, да и несколько бедновата на метафизические сущности — кроме Кастанеды, конечно). Стартуйте с «Последним сном», «Родичами» или «Осенью», с их очаровательной магической атмосферой и элегантной простотой слога, и вам наверняка захочется продолжить знакомство. Ни в коем случае не начинайте с «Демонов» и даже с «Леонида» (хотя это лучшая его вещь, в противовес данному произведению и «Русскому Стаккато»). Многим поклонникам Пелевина Липскеров понравится тоже, хотя своего «Чапая» ему, скорее всего, никогда не написать. Те же, кто пресытился, пребывая в поисках глубины философской мысли и находя ее даже там, где ее и в помине нет, обращайтесь почаще к хоку:
«Что-то демоны распелись При полной луне... Март наступает.» (Кетансюбеки)
Я тот еще хокуист, как и хоккеист, в смысле никакой, но тем не менее:
«Мне навстречу едет трактор: Все коленки голые... Ясен пень, апрель грядет.»