Сергей Чекмаев, Ярослав Веров «Взломанное будущее»
Перед вами — удивительный, и даже уникальный в своём роде сборник. Дело в том, что компания Positive Technologies, специализирующаяся на системах киберзащиты, ежегодно проводит в Москве конференцию Positive Hack Days. Тысячи компьютерных гениев со всей России соревнуются… в скоростном взломе банкоматов и мобильных телефонов, моделей систем безопасности атомных станций и военных сетей. Парадокс? Ничуть. Чтобы что-то защитить нужно сначала понять, как это взломать.
А где же тут киберпанк? А вот он: к конференции проводится конкурс рассказов. Финалистов судит сам отец-основатель жанра Брюс Стерлинг, а победителей озвучивает со сцены культовая программа «Модель для сборки». И вот — сборник по итогам двух лет конкурса. Прочтите и убедитесь, что виртуальное завтра наступает уже сегодня!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korantir, 22 июня 2024 г.
Сборник получился неровный. Поставил среднюю оценку из всех рассказов с округлением вверх. Хорошо, конечно, что подобный сборник был создан, но к появлению в нем некоторых рассказов у меня имеются вопросы. Двумя лучшими авторами назвал бы Павла Губарева и Дмитрия Богуцкого. Ради их творчества, особенно «Мексиканки», сборник вполне можно прочитать. Ряд рассказов смотрелся бы лучше в виде формы «побольше», но видимо сказалась неопытность авторов. В результате чего вышли незаконченные произведения не по форме рассказа с интересной задумкой. Хочется пожелать составителям сборника продолжить работу по развитию жанра, а приглашенным авторам не останавливаться на достигнутом. Так победим.
P.S. Хочется сказать отдельное спасибо Владимиру Калашникову за чувство юмора. Если «Дядя Женя» и «Фляжка» радуют жизненной сатирой, «Головоляпы» — чистой воды постмодерн и ирония над жанром на максималках. Здорово, что составители поставили его в конец сборника. Подвели, так сказать, жирную черту.
volodihin, 28 апреля 2017 г.
Я, пожалуй, скажу похвальное слово в адрес составителей -- Ярослава Верова и Сергея Чекмаева. Их затея сделать книгу, возрождающую на русской почве подзабытый киберпанк и дающую хороший спектр русского рибофанка, в целом, по-моему, удалась. Думаю, «Взломанное будущее» -- заметное явление в нашей НФ-форматной фантастике.
Да, сборник неровный, есть вещи, не вполне укладывающиеся в створ темы, даже открытый весьма широко. Есть вещи, явно проигрывающие общей массе рассказов в литературном плане (в первую очередь -- Дербенева, Лукин и Вавикин). Но эти «уязвимости» сборника все равно не позволяют его хакнуть... ох, извините, я хотел сказать, отступают на второй план перед двумя сильными сторонами книги.
Во-первых, сборник очень аккуратно и умно построен на четко проартикулированном массовом страхе перед крайне неуютным будущим. Будущим, где не только нет по-настоящему сильной защиты от кибервторжения куда угодно, хоть в самое глубинное личное пространство, хоть в закрома супер-супер-суперкорпорации (собственно, какая уж тут фантастика, всё это и без того уже есть в нашей реальности, просто пока не все поняли), но еще и само тело человеческое становится безнадежно уязвимым объектом для атак... вплоть до перехвата управления. Особенно в этом смысле хороша «рибофанковская» часть сборника. Когда фантасты грамотно поговаривают какую-то мощную массовую эмоцию, они, в сущности, выполняют одну из главных своих ролей в литературе: роль самого чуткого барометра нервного состояния социума. Здесь, во «Взломанном будущем, барометр -- ого-го!
Во-вторых, сборник объединил несколько превосходных текстов, и даже если бы в книге вообще были только они, стоило бы купить ее.
Это прекрасная поэтическая игра «Афропанк» (Тойгер, Голдинг). Это два текста Павла Губарева -- «Дядя Женя» и «Мексиканка» (у автора ярко выраженный талант строить неожиданные, оригинальные сюжеты). И это безусловный лидер сборника -- Дмитрий Богуцкий. Мне уже приходилось читать его рассказы и даже издавать Богуцкого, и, на мой взгляд, у нас на глазах ожидается весьма крупная писательская величина. Может быть, новый Илья Варшавский. Может быть, больше.
vorov2, 1 мая 2017 г.
Хороший сборник. Даже не ожидал. Я не большой ценитель рассказов (да и фантастике, тем более, киберпанку, в жанре рассказа обычно тесновато), но прочитал, как говорится, от корки до корки. Уровень рассказов, конечно же, разный; некоторые произведения заметно отстают от «старших собратьев» по исполнению, но в общей обойме сборника воспринимаются все равно неплохо — откровенных аутсайдеров, чтение которых хотелось бросить на полпути, не было. Зато попадались отличные, лихо закрученные и оригинальные вещи. Ряд рассказов явно бы выиграли, если бы расширить их до формата повести или даже романа — впрочем, если после прочтения рассказа жалеешь, что он так быстро закончился, это ли не комплимент автору? Вообще сборник на удивление «форматный»; действительно чувствуется, что рассказы отбирались путем конкурса. Даже размер всех произведений колеблется в пределах 10-20 страниц. Это, наверное, и плюс, и минус; мне все же кажется, что некоторым авторам было сложновато вписаться в жесткий лимит по размеру, и произведения приходилось сокращать без явной на надобности.
Тематика сборника в действительности весьма широка. Тематически он разделяется на две части — киберпанк и рибофанк, — но в обоих частях многие произведения можно отнести к этим направлениям лишь отчасти. Есть, впрочем, и чисто киберпанковские произведения — импланты, нейросети, юсб-порты и полная разруха в обществе. Интересно наблюдать, как разные авторы подходят к созданию мира «победивших айфонов» — у кого-то повествование превращается в увлекательный детектив о крякерах (все же крякеров, а не хакеров; не обижайте программистов, люди :), у кого-то — в техногенную антиутопию, а есть и сатирические вещи.
В общем, эксперимент по оживлению киберпанка удался! Надо бы ещё что-нибудь оживить. Что там на очереди?
P.S. Кстати, книга по нынешним меркам продается за бесценок, при этом отлично издана — хороший переплет, плотная белая бумага. Разве что шрифт мелковат, но это вполне объяснимо. В общем, товарищи, помогите оживить киберпанк, читайте книги (а не смотрите унылое американское кино о призраках и доспехах, где фантазии и на два ломаных гроша не наберётся)!
ldv-writer, 21 ноября 2017 г.
Не могу назвать себя любителем киберпанка, а потому сборник этот купил, руководствуясь, в основном, именами авторов, с творчеством которых знаком и могу быть уверен, что ниже определенной планки они не опустятся. И не прогадал. Киберпанк – довольно узкий поджанр фантастики и, признаться, были у меня опасения, что в сборнике будет много рассказов на повторяющиеся темы. Но, спасибо авторам и составителям, эти опасения не оправдались. Тексты порадовали своим разнообразием, весьма приличным уровнем и хорошо продуманными интересными фант-допущениями. При этом не пострадали и остальные составляющие. Герои здесь в большинстве своем действительно герои, а не персонажи-функции, истории — психологически насыщенные, а идеи присутствуют не только фантастические, но и социально-нравственные. Киберпанк – жанр не особо веселый, но отдельные тексты порадовали неплохим юмором. В частности, находящийся на грани киберпанка и сюрреализма рассказ «Афропанк» Алекса Тойгера и Алены Голдинг и построенный на сетевом общении, также близкий по стилю к литературе абсурда, рассказ Натальи Адаменковой «Клоноводы». Традиционно сильный текст выдала Ирина Лазаренко. В своем рассказе «Недоперечеловек» она хорошо покопалась в психологических различиях человека и человекоподобной машины, при этом вновь порадовав читателей своим фирменным стилем. Не уронил планки и Николай Немытов с рассказом «Опека», где тема фанатов соцсетей туго переплелась с темой гиперопеки старшего поколения над младшим. История в результате получилась очень своеобразная, добрая и позитивная. По-хорошему встряхнул двойной сюжетный перевертыш в финале рассказа Андрея Фролова «Интервенция», а идея алкогольной соцсети во «Фляжке» Мерси Шелли заставила воскликнуть «Ух ты!». Глубокий подтекст в «Тени и Элизе» Юлианы Лебединской заставляет о многом задуматься. Близок к нему по лейтмотиву и жесткий, если не сказать жестокий рассказ Ярослава Верова «Реакция отторжения». Оригинальное фантдопущение тут выступает фоном для злой политической сатиры, не смешной, а трагичной, а также полной глубокого психологизма личной драмы отнюдь не положительного главного героя. Сборник получился весьма сильным по составу, без явных провалов, зато с рядом несомненных успехов. Прочитать его, несомненно, стоит. По крайней мере, я о потраченных деньгах и времени не пожалел.
Shemsu, 3 ноября 2017 г.
Об этом сборнике многие пишут, что он неровный — и наверное, это так. Мне тоже так показалось. Но что занятно — все указывают как самые сильные и как самые слабые стороны сборника — совершенно разные вещи. Причем, ладно бы указывали простые читатели, там больше нравится-не нравится, но отзывы оставляют и писатели, и издатели, которые оценивают сборник профессионально. Отсюда легко делается вывод, что сборник да, немного неровный, но все же больше не столько неровный, сколько разноплановый. В некоторых рассказах «проседает» описательная сторона, зато интересна игра с читателем. В других интересные идеи. На самом деле почти в каждом рассказе есть что-то интересное, за что его стоит прочесть.
Для меня, конечно, фавориты — Павел Губарев и Дмитрий Богуцкий. Действительно, только ради них стоит купить всю книгу. С большим удовольствием прочитал рассказы жюри конкурса.
В целом я чем больше читаю киберпанк, тем больше думаю, что такого обилия технологических идей на страницу текста едва ли встретишь в любом другом жанре. Это совершенно замечательное его свойство, редко где можно встретить, чтобы столько раз на протяжении книги думалось «это нужно запомнить», «и это хочется запомнить тоже» и так раз в 5-10 минут. Сборник в этом отношении — особенно выигрышен, поскольку собирает под одной обложкой идеи доброй дюжины авторов. Именно в этом разрезе сборник — это, наверное, лучшее, что можно придумать с киберпанком.
Адреналинкс, 9 августа 2017 г.
Присоединюсь к предыдущим комментаторам и скажу доброе слово в адрес составителей сборника. Очень удачная подборка киберпанковских рассказов! Сборник читается, как единое произведение — один рассказ зачастую настолько плавно перетекает в следующий, что выглядит его продолжением, но при этом каждый рассказ самодостаточен.
Авторы по разному подошли к теме киберпанка и рибофанка — есть очень мрачные и жёсткие антиутопии, есть смешные и милые истории, много рассказов с сильным социальным уклоном, в котором отображаются проблемы общества не будущего, но вполне нашего с вами. И каждый автор находит своё решение в области IT-технологий и кибер-усовершенствования как себя, так и мира вокруг. Впрочем, всегда ли это именно «усовершенствование»? И всегда или оно на пользу — как тебе, так и миру?
Приятно среди уже состоявшихся писателей видеть фамилии и молодых авторов, пробующих себя в столь не-мейнстримном жанре.
В целом, для меня не было откровенно не понравившихся рассказов. Встречались более слабые на общем уровне, но, я думаю, их авторы себя ещё проявят. Зато один рассказ хотелось бы выделить отдельно — Павел Губарев «Мексиканка». Очень понравился основной фант.доп. — и не технологический, а чисто психологический. А какой — не скажу. Вы же все так не любите спойлеры:)
Reglan, 13 сентября 2017 г.
От подборки ожидалось не меньше приятных впечатлений, чем в свое время от антологии «Темная сторона Сети»» — а зря! За один только рассказ «Афропанк» мегаминус. Собственно сборник спасли тексты «Черная дыра» + «Дядя Женя»; строго по заявленной теме и отлично читаемые. Все остальное не вставляет.