Юлия Яковлева «Вдруг охотник выбегает»
Ленинград, 1930 год. Уже на полную силу работает машина террора, уже заключенные инженеры спроектировали Большой дом, куда совсем скоро переедет питерское ОГПУ-НКВД. Уже вовсю идут чистки – в Смольном и в Публичке, на Путиловском заводе и в Эрмитаже.
Но рядом с большим государственным злом по-прежнему существуют маленькие преступления: советские граждане не перестают воровать, ревновать и убивать даже в тени строящегося Большого дома. Связать рациональное с иррациональным, перевести липкий ужас на язык старого доброго милицейского протокола – по силам ли такая задача самому обычному следователю угрозыска?
Входит в:
— цикл «Следователь Зайцев»
Номинации на премии:
номинант |
Премия за лучший криминальный роман Европы / Prix Le Point du Polar européen, 2024 // . (Россия) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 28 июня 2023 г.
Это первый детектив в серии про сыщика Зайцева.
Трудно сказать, в чем кроется обаяние этих книг (ну помимо совершенно прекрасных обложек). Казалось бы, все должно быть против. Потому что как детективы – они мягко-говоря, слабоваты, постоянные нападки на НКВД грешат, как минимум, избыточностью, логика чаще всего хромает на обе ноги, советские люди — по умолчанию воспринимаются автором, как быдло, но вот несмотря на это все – от чтения получаешь какое-то ощущение комфорта. Подозреваю, что так действует магия Питера. Который единственный здесь (не считая Зайцева) прекрасен во всех своих ракурсах.
Но вернемся к сути. В Петрограде происходит несколько убийств. Объединяет их то, что убитые находятся в необычных позах и странных одеждах. Практически сразу понятно (читателю, но сыщики почему-то буксуют на протяжении нескольких случаев, хотя автор не раз намекает на непролетарское происхождение Зайцева), что убийца изображает таким образом сюжеты картин. Вот только что это за картины, почему и зачем он это делает – надо разбираться. В поисках Зайцев добирается до Эрмитажа, чтобы увидеть оригиналы, но там картин не оказывается…
Да, хотелось бы, чтобы это был искусствоведческий детектив, но нет. Картины – тут часть сюжета, но развязка при этом довольно мутная. Впрочем, это свойственно всем детективам Яковлевой.
Из сюжетных ляпов:
В первой части повествования Зайцев попадает в ОГПУ, через три месяца его выпускают, вроде как ради того, чтобы он занялся делом об убийствах (пока он сидел произошло еще два) по указанию самого Кирова. Однако по сути дело у него почти сразу забирают, и он занимается расследованием чуть ли не нелегально.
В финале, когда убийца уже найден, его подход выглядит на редкость глупым (хотя для автора, который как и убийца, считает обычных людей недворянского происхождения просто бессмысленной чернью, наверное, это не так). Да, он пытается обратить внимание на картины (сказать что-то большее было бы спойлером), но уголовный розыск точно не то место, где высоки шансы на то, чтобы оценить его тонкие намеки и высокие стремления, не говоря уже о том, чтобы принять меры по этому поводу.
Ну и последняя сцена – это такая типичная калька с американского боевика. Понятно, что детектив – это игра, но не до такой же степени :)
majj-s, 6 июня 2023 г.
Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу!
Раз=два-три-четыре-пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Кажется «Зайцев«не самая подходящая фамилия для следователя уголовного розыска. Зачем эта оксюморонная игра в перевртыши, почему Юлии Яковлевой не назвать было героя Волковым или Львовым? Потому что Зайцев — он такой один. На самый поверхностный взгляд ближе всего к Жеглову, с его набором сентенций, вроде: «Вор должен сидеть в тюрьме!» — только моложе, привлекательнее, не из послевоенной Москвы, а из Ленинграда 29-го.
Однако здесь все не так просто: и столица у нас культурная, где отзвук цветаевского «кто был охотник, кто добыча?» ложится на детскую считалку про зайчика эрмитажным «Наказанием охотника», да и после революции совсем немного времени прошло, в том шерлокхолмсовом смысле, что прятать лучше всего на виду, а бывший беспризорник, которому советская власть «все дала», был ведь кем-то до того, как стать беспризорником — сильно не факт, что не тем, у кого прежде все отняла (но, тс-с, это только догадки).
Ленинград, 1929, уже начались чистки на предприятиях, но память о недавнем НЭПе еще свежа, и не представить террора, который накроет страну после убийства Кирова. А пока Сергей Миронович жив-здоров, и управляет городом на Неве как крепкий хозяйственник, парк развлечений для горожан собирается построить на Елагином, потому что советскому человеку для того, чтобы хорошо трудиться, нужно иметь возможность хорошо отдыхать.
А в громадном городе ожидаемо не сплошь законопослушные граждане, бытовых преступлений, воровства, убийств никто не отменял. Вот расследованием убийств и занимается еще молодой, но уже опытный и результативный следователь Василий Зайцев, и есть что-то сильно неправильное в этой женщине, убитой в комнате коммуналки, даже имея в виду, что насильственная смерть неправильна, противоестественна сама по себе. Но тут, похоже, убийца не только переодел женщину и придал ее телу определенное положение, а еще и перевесил портьеру, заменив нейтральную бежевую кричаще-красной.
Однако убийство, пусть с большими странностями — это одно, а когда убито несколько человек, среди которых негр из американских коммунистов, выбравших страну социализма новой родиной, тела всех четырех убитых выставлены причудливой композицией, снова трюк с переодеванием и даже прически женщин явно дело рук злодея. И главное, на Елагином, где начинается строительство ЦПКиО, — это уже пощечина советскому государству, а дело надо расследовать как особо важное и срочное.
В современном детективе серию опознали бы тотчас, но у нас начало прошлого века и никто, кроме Зайцева, успевшего с начала истории отсидеть несколько месяцев в застенках ГПУ и выпущенного внезапно, Зайцева, ставшего изгоем, в котором коллеги видят теперь засланного стукача, и сторонятся по естественной человеческой потребности не заразиться несчастьем — никто не связывает этого преступления с давешним убийством женщины в коммуналке.
Яковлева делает не просто детектив с приставкой «ретро», хотя приметы Ленинграда конца двадцатых дарят замечательно аутентичную атмосферу. Она создает сложную многослойную конструкцию, в которой есть все: детективная загадка с оттенком искусствоведческого ребуса, потому что убийца составляет из тел сюжеты эрмитажных картин; самоощущение вчерашнего отличного парня и крепкого профессионала, вдруг ставшего аутсайдером; липкий бессильный ужас от попадания в жернова машины устрашения. Делает это виртуозно, мастерски, филигранно.
И я, правда, не понимаю, как яркий, полнокровный, колоритный персонаж этой качественной прозы мог остаться незамеченным. Все-таки шесть лет, прошедшие со времени выхода первого романа, приличный срок, а никто не вспоминает его, как Акунина или, прости господи, Свечина. Единственное, что приходит на ум — Юлия Яковлева как бренд не существует, знатоки ценят, но широкому читателю, который руководствуется принципом «от этого автора ничего не пропущу», практически не известна, а рынок к моменту выхода «Вдруг охотник выбегает» перенасытился ретродетективами.
Я рада, что нашла эту книгу и уверена, что вам она доставит не меньше читательского счастья.
bluseagull, 6 ноября 2019 г.
1930 год. Чего Россия только не пережила к этому времени: и две революции, и гражданскую войну, и иностранную интервенцию, и НЭП, и борьбу с НЭПом... Кажется, вот сейчас должно наступить то будущее, за которое боролись, но СССР уже катится к Большому террору, а по темным улицам бесшумно скользят сотрудники ОГПУ. В это же время следователь угрозыска Василий Зайцев просто пытается делать свою работу: ловить воров и сажать убийц. Но оказывается, что поймать таинственного маньяка и не попасть под жернова политической машины — одинаково непростые задачи.
Детектив Яковлевой, несмотря на густую атмосферу огпэушного ужаса, — невероятно приятное и легкое чтение. Если из него убрать повсеместную критику советского правительства, то можно подумать, что эта книга родом из СССР. Все в ней благородны, хороши, горят своим делом, и вообще бравые ребята. Главный герой — тоже весь из себя невероятный молодец, но не в супергеройском смысле — за всю книгу он так ни разу и не подрался с бандитами — а как настоящий честный полицейский, готовый пострадать за справедливость и правосудие для всех. Детективная интрига тут не бог весть какая, но она справляется с задачей удержания внимания, и в конце находит разрешение, пусть и частичное. К сожалению, книга не выглядит законченной — уж очень много намеков и сюжетных линий остались без разъяснения, но, благо, уже есть два продолжения. Написано все тоже довольно неплохо, хотя более тщательная редактура не помешала бы: тут и там встречаются идентичные предложения, выражения вроде «стоймя стоял», общая сумбурность, когда герой только что был в комнате, и вот уже пересекает двор, и прочие небрежности, которые заставляют перечитывать абзацы заново.
В общем, если вам внезапно захотелось легкого, но не стыдного русского детектива — Юлия Яковлева такой для вас написала.
prouste, 17 июля 2017 г.
Ровно пять лет прошло со времен выхода «Дознавателя», прежде чем на глаза попался достойный отечественный детектив. Естественно, на материале из прошлого: при всем богатстве современных криминальных реалий качественное их осмысление не происходит. Первая книга серии Яковлевой обрывается прямо на полпути, даже и без ответа: что Нефедов? что злодей? Промежуточные итоги можно было бы и подвести — вместо этого упоминается Медведь, ну и ассоциации необходимые это вызывает. Достойный у Яковлевой вышел нуар, аналог «Мартовских фиалок» Филипа Керра. Абсолютно «мужская» проза, рубленый стиль безо всяких завитушек и психологии. Если сюжетная часть с маньяком-искусствоведом вызывает уйму нареканий и, надеюсь, что дальше Яковлева сосредоточится на выживании героя и лавировании между интересами сильных мира сего с более прозаичными собственно расследованиями, то собственно атмосфера начала тридцатых удалась. Запущенный Питер с затхлыми сонными пролетариями, страхом перед расправой и тотальным недоверием удался. Собственно, это главная удача автора — русский нуар безо всяких смягчающих оговорок. Центральный персонаж не шибко раскрыт и больших эмоций не вызывает, равно как и остальные. Есть удачные репризы, завершения главок, сценка с Кировым прямо хороша. С удовольствием прочитал: есть что улучшать, но и отталкиваться тоже уже есть от чего. Не уровень, допустим, Азольского, но Яковлева определенно молодцом.
tsvoff, 1 мая 2017 г.
Момент, наверное, не самый главный в книге, но мне показалось, что писательница задается тем же вопросом, что и мне приходил в голову: что происходит с сыскарями, которых в органы привело желание бороться с несправедливостью, когда вся мощь правоохранительной системы направляется на подковерные интриги и борьбу против мифических «врагов народа», «иностранных агентов», мыслепреступников и ловцов покемонов? В книге место такому герою находится.
Написано здорово, несмотря на тяжелую тему — с юмором. Интрига, конечно, вторична (кто смотрел третий сезон датского-шведского сериала «Мост», сразу вычислит убийцу), но, это даже добавляет интереса — как знакомый сюжет будет реализован в реалиях сталинского СССР?
В-общем, жду продолжения.