Брайан Стейвли «Присягнувшая Черепу»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Культы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Пирре Лакатур не считает себя убийцей — она жрица. Во всяком случае, станет ею, как только пройдёт последнее испытание.
Главная сложность не в убийствах, она скорее в любви. Чтобы выполнить испытание, Пирре должна за десять дней убить семь человек, перечисленных в древней песне, включая того, «кто заставил её душу и тело петь от любви; того, кто не придёт вновь».
Пирре не уверена, что она была когда-нибудь влюблена. И если она не найдёт того, кто сможет вызвать в ней подобную страсть, или не сможет потом убить его, то орден отдаст её их богу, Богу смерти. Пирре не боится смерти, но она терпеть не может проигрывать, поэтому с началом испытания, она возвращается в свой родной город, чтобы найти любовь... и положить ей конец собственным мечом.
Входит в:
— журнал «Lightspeed. Issue 83, April 2017», 2017 г.
Номинации на премии:
номинант |
BookNest Fantasy Awards, 2017 // Роман, опубликованный в издательстве |
- /языки:
- русский (1), английский (3)
- /тип:
- книги (3), цифровое (1)
- /перевод:
- Г. Соловьёва (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 26 августа 2024 г.
Одиночный роман, который лучше читать после первой трилогии. Связь минимальна, но зато не будет вызывать вопросов мироощущение и особый взгляд на жизнь у местных жрецов смерти.
Молодые годы Пирр, одной из второстепенных героинь первой трилогии. Время её последнего испытания на пути к статусу жрицы. Её сомнения и поиски — но не выбранного пути, а способов его достижения.
Завязка сюжета предельно точно передана в аннотации — в качестве последнего испытания нужно убить семь человек, но не любых, а подходящих под особые критерии. В том числе — того, кого любишь. Но вот незадача — Пирр верная слуга своего бога, до сих пор не знавшая и не искавшая настоящей любви. И вот она в компании двух полноправных жрецов смерти отправляется в родной город — на встречу прошлому и своему сердцу.
Не удивительно, что главная жемчужинка этой истории — мироощущение жрецов. Странное, казалось бы парадоксальное, но внутренне логичное. Наблюдать за поведением троицы героев — это как бесконечный ребус, удовольствие и интрига в одном флаконе. Пирр ещё молода и полна вопросов, зато её спутники — Коссал и Эла — яркие, самодостаточные и удивительные.
В качестве декораций — город, раскинувшийся среди жаркой дельты реки, наполненный зреющим недовольством и мятежом, древний кровавый культ, сохранившийся не смотря на опалу и все запреты, и речные протоки, наполненные смертоносно-опасной жизнью (насекомые, пауки, змеи, крокодилы и прочая подобная живность).
Сюжет динамичен, пускай и полон рассуждений — в том числе о том, что такое любвь. В романе ожидаемо много смерти, любви и чёрной своеобразной иронии. А ещё, как ни странно, жизни.
Финал радует тем, что до самого конца сохраняет долю непредсказуемости — даже не смотря на то, что отчасти мы с самого начала знаем итог испытания Пирр. Но вся соль в деталях, а детали умеют удивлять.
Vasily, 30 июля 2023 г.
«Ты больна, Пирр. И вера твоя для больных», говорит ближе к концу книги Рук и с ним нельзя не согласиться.
Поначалу история интригует, но чем дальше тем больше отдает гнильцой и тухлятиной. Жрецы бога смерти Ананшаэля Коссал и Эла, не более чем сектанты-убийцы, живущие отшельниками в горах, выбрались с Пирр в Домбанг, чтобы принять ее экзамен и влить в свои ряды. Пирр должна убить семерых, в том числе беременную женщину и свою любовь. Больше всего Пирр переживает что она никого никогда не любила и на этом может испытание запороть.
Слово «любовь» присутствует почти на каждой странице и так натирает глаз, что в конце концов вызывает раздражение и отторжение. Тем более что персонажи со своими извращённым мировоззрением показывают, что слова этого не понимают и затыкают им почти все свои рассуждения.
Великий город Домбанг воспринимается деревней в три улицы, плоским фоном для мутных и грязных делишек Пирр со товарищами и кажется населенным рыбаками, зеваками и стражами «зелёные рубашки», руководит которыми Рук, один из немногих адекватных персонажей. И именно Рука снова хочется процитировать в конце отзыва, когда он обращается к Пирр: «ты чудовище».
Это первая книга, которую я прочитал у Стейвли. Она же и последняя. Прощай, Брайан, не приятно было познакомиться.
SeverianX, 29 сентября 2024 г.
Совсем недавно я познакомился с трилогией эпического фэнтези Брайана Стейвли «Хроники Нетесаного трона». Мне она очень понравилась. Как я узнал, автор решил не прощаться с этим миром: запланировал ещё одну трилогию (первая часть уже переведена на русский) и несколько сольных романов о второстепенных персонажах. «Присягнувшая Черепу» – один из таких. В нем нам рассказывают историю харизматичной второстепенной героини Пирр. Мне она запомнилась своей эксцентричностью и лёгким отношением к смерти. В основной трилогии она сыграла не самую значительную роль, теперь же мы узнаем ее предысторию. Действие романа происходит за несколько лет до главных событий, которые привели к глобальным изменениям в Аннурской империи.
Сюжет романа строится вокруг испытания, которое должна пройти Пирр, чтобы стать полноценной жрицей Бога Смерти. За четырнадцать дней она должна убить семь человек. Убивать Пирр умеет прекрасно, но нужно отправить к Богу не просто рандомных людей, а именно тех, которые подходят под особые критерии. Самое сложное – убить человека, «кому душа и тело поют любовь». То есть сначала нужно полюбить человека, а уже потом умертвить. Что значит полюбить для той, кто никогда не испытывала этого чувства? Пирр вспоминает, что когда-то встретила мужчину, с которым завязались короткие романтические отношения. Только вот настоящая ли это любовь? Бога Смерти не обманешь.
Мне было интересно читать о религии Пирр. Ананшаэль, повелитель Смерти, – один из древних богов. Многие люди боятся его, но сами Присягнувшие Черепу (жрецы терпеть не могут это прозвище) считают своего бога милосердным. Они предпочитают даровать быструю и чистую смерть, искренне ненавидя мучения и пытки. Как-никак это поприще Мешкента – давнего противника Ананшаэля. Философия бога смерти плотно проникла в сознание Пирр. Из-за этого поступки главной героини порой кажутся нам нелогичными. Сложно ей и сопереживать – слишком ее картина мира отличается от привычной нам.
Чтобы найти любовь, Пирр отправляется в свой родной город Домбанг – суровый край джунглей, болот и веры в старых богов. У меня он вызвал ассоциации с Амазонской низменностью Южной Америки. Когда-то Домбанг был завоёван Аннурской империей, но навязать свою культуру так и не получилось. Люди здесь по-прежнему поклоняются жестоким богам дельты, приносят им кровавые жертвы, хотя это и запрещено имперскими законами. Когда-то давно жители Домбанга заключили сделку с тремя древними богами ради защиты от кшештрим. Владычество бессмертных существ давно кануло в Лету, но поклонение никуда не делось. Ситуация в городе довольно напряженная, и лишь имперские войска спасают от открытого бунта. Хватит малейшей искры, чтобы вспыхнуло пламя, способное уничтожить город. Да и окружающие Домбанг джунгли таят опасность на каждом шагу — рыбы-убийцы, змеи, пауки, ягуары.
Именно в это негостеприимное место и прибывает Пирр для выполнения испытания. С ней отправляются в роли свидетелей двое жрецов – Эла и Коссал. Стоит отметить, что это весьма колоритная парочка убийц. Эла очень красива и на первый взгляд легкомысленна. Коссал – пожилой суровый мужчина, обожающий играть на флейте. Они без малейших раздумий отправляют к своему богу толпы случайных людей. Так диктует их религия. При всем при этом двое столь непохожих персонажей безумно любят друг друга. Они должны засвидетельствовать прохождение испытания, а в случае провала убить Пирр. К ярким персонажам также можно отнести Рука Лан Лака – предполагаемого избранника Пирр. Это яростный и умелый боец, командующий аннурскими войсками. Красивый, сильный и смелый –– мечта любой девушки. Только сумеет ли Пирр по-настоящему его полюбить?
Масштаб событий в «Присягнувшей Черепу» значительно уступает «Хроникам» – роман получился довольно камерным. Однако тут, как и раньше, ярко прослеживается связь с пугающим прошлым. Эла и Коссал считают, что в Домбанге обосновались кшештрим, а что может быть лучше для жрецов Бога Смерти, чем отправить к Ананшаэлю бессмертных существ?
Итог: «Присягнувшая черепу» – вполне самостоятельный роман, который можно читать в отрыве от основной трилогии. Да и к событиям «Хроник» он практически ничего не добавляет. Это именно история становления одной небезынтересной героини. Автор ещё больше расширяет границы своего мира. Надеюсь, я прочитаю ещё не одну книгу по этой интересной вселенной.
Lawyer97, 31 марта 2024 г.
После основной трилогии, которая Брайану Стейвли удалось отлично- от приквела, написанного после, я ждал чего то такого же и даже большего. Ведь автор набил руку, имеет опыт и знает, что и как писать.
И именно с такими мыслями я подходил к чтению романа “Присягнувшая черепу”.
Что же получилось на самом деле? Спойлер: получилось хорошо.
Действие сюжета происходит до событий “Хроники нетесаного трона”. Главный герой (героиня) Пирр Лакатур, уже знакомая нам по трилогии (кто читал ее до этого).
Тогда ей была отведена роль второстепенного персонажа, жрицы бога могил и костей Ананшаэля, ассасина, убивающей по заказу и во славу своего покровителя. Автору удалось хорошо прописать ее образ, образ обаятельной и харизматичной дамочки. Несмотря на ее место в повествовании.
Роман “Присягнувшая черепу” рассказывает о прошлом Пирр. О том, как она стала членом культа Ананшаэля.
События разворачиваются вокруг того, что Пирр надо пройти Испытание- убить семерых людей, указанных в ритуальной песне. Это надо сделать в течении двухнедельного срока, чтобы стать полноценной служительницей бога. К ней приставлены действующие жрецы, Эла и Коссал, их задача засвидетельствовать прохождение Испытания. Для того, чтобы выполнить свою миссию Пирр отправляется в Домбанг, большой речной город. Город, где она родилась и провела часть своей жизни.
С целью задания, Испытания — вроде все понятно. Убить некоторое количество людей. Но проблема в том, что среди них должен быть тот, кого она должна полюбить. Тот, кто заставит ее тело и душу трепетать от любви. И это будет самой сложной частью задания. Сложнее рядовых убийств.
Вокруг всего этого и будет разворачиваться действие сюжета. И признаться- это самая лучшая часть книги. Наблюдать за тем, как Пирр ищет в себе чувства любви, хочет понять, что такое любовь, как она проявляется, что чувствует человек при этом- невероятно интересно. Вот эти поиски ответов на все эти вопросы будут продолжаться на протяжении всей книги. И вроде, это может казаться банальный и дурацким, мол, что за ерунду я читаю?
Ан нет, у Стейвли так просто и примитивно не бывает.
У автора есть навык- из простых вещей лепить что-то поистине невероятное. Перекручивать всё происходящее, выворачивать его наизнанку, запутывать читателя, наворачивать интригу- в этом он мастак. Так и тут. За простой, казалось бы, фабулой скрывается нечто большее, чем простая история о любви и убийствах.
На самом деле, сюжет у Стейвли как всегда хорош. Пусть события и разворачиваются всего лишь в одном городе и его окрестностях, изредка перемежаемые флэшбеками о прошлом Пирр, книга от этого совершенно не пострадала. Автор умело распорядился декорациями и развернулся на всю катушку. Тут нашлось место всему: убийствам, интригам, предательству, ярким героям, неожиданным сюжетным поворотам, богам и древним расам. Брайан в своем стиле переворачивает ход событий с ног на голову, показывая, что не все так просто как могло показаться.
Он умело смешал из этих ингредиентов превосходный коктейль, присыпав сверху изрядную порцию черного юмора. Этот компонент станет одной из главных изюминок текста. Автор через героев умело сыпет остротами направо и налево, при этом, не перебарщивая с ним, подавая его по мере надобности, придавая повествованию некий налет флёра и не разрушая мрачность происходящего.
Как я ранее писал, наблюдать за тем, как Пирр находится в поисках любви, в поисках ответов на вопросы- что на из себя представляет, эта любовь? И что для этого она прибыла в Домбанг. Но прибыла она в этот город не только по той причине, что она выросла и прожила в этом городе. А еще потому, что там живет человек, с которым Пирр что-то связывало и связывает сейчас. Но что это? Любовь, дружба или ничего? Она и сама этого не знает. Но знает только то, что этот человек поможет завершить ей Испытание.
Этот человек- Рук Лан Лак, в прошлый обычный житель Домбанга, участник подпольных боев, а ныне командир городской стражи. И Пирр планирует его использовать в своих целях, чтобы пройти Испытание.
Развитие взаимоотношений Пирр и Рука. Поиски. Душевные муки. Особый интерес представляет следить за тем, как Пирр пытается подступится к нему, привлечь его, заставить обратить на себя внимание, искать, находить искорки и раздувать из них яркий огонь любви, нащупывать нити, анализировать себя и свои ощущения. Но делает она всё только для того, чтобы пройти Испытание. И это тоже подтачивает Пирр. Сможет ли она решиться на этот шаг? Сможет ли нанести последний удар человеку, которого полюбила?
Вопросы, вопросы одни вопросы.
Как вы могли уже понять- сюжет романа мне понравился. Брайан Стейвли снова смог меня удивить.
Едем дальше.
Второй момент, который мне тоже очень понравился- это действующие лица. Если в оригинальной трилогии у меня были некоторые претензии к характерам героев, то здесь такого нет. Персонажи получились крайне яркими и живыми.
Пирр- главная героиня романа. Кандидатка в жрицы Ананшаэля. То, как она развивается, как ищет ответы на свои вопросы, как разрывается между Испытаниям и своими чувствами- показывает ее с разных сторон, показывает ее неоднозначность. Что главнее- чувства или Испытание? Сможет ли она полюбить человека, сможет ли его убить? Вот эти ее “качели” и рисуют образ живого человека, а не марионетки, которую автор дергает за нитки. Человека, которому свойственно не только убивать, руководствуясь религиозными соображениями, а любить, страдать, и испытывать угрызения совести.
Эла и Коссал. Почему я их объединил? Потому что это чертовски харизматичная парочка жрецов, которая постоянно острит, сыплет остротами и подкалывает друг друга и окружающих. Когда они вместе- концентрация черного юмора резко возрастет.
Эла- обаятельная, кокетливая и яркая дамочка, не пропускающая мимо крепких мужиков, которых она потом затаскивает в постель. Истинное удовольствие для нее- это юморить, убивать во славу бога, кувыркаться с накаченными мужчинам и подначивать Коссала, которого оно называет “потертым старым жрецом”. Не зная кто она- ни за что не догадаешься, что такая “дама” с одинаковым удовольствием может вскрывать глотки с улыбкой на лице, “развлекаться” с мужиками в кровати и одарять окружающих своими черными шуточками. Воистину великолепный персонаж. Сильная и независимая жрица, которая умеет не только убивать.
Коссал- “старый потертый жрец”, как называет его Эла. В плане характера он полная противоположность своей коллеге по ремеслу. Вечно мрачный, вечно ворчливый, старый дед на фоне веселой и задорной Элы. Но при этом не забывает и про черный юмор и подначки своей коллеги по ремеслу.
Рук Лан Лак. В прошлом участник подпольных боев, ныне командующий городской стражей Домбанга. Старый знакомый Пирр. Командир с сильной волей, стремлением к порядку. Солдат не знавший слов любви. Попавший в ловушку Пирр. Пусть образ героя и получился простым, но хуже от этого не стало . Настоящий живой человек.
Персонажи романа “Присягнувшая черепа” самобытные, очаровательные, притягательные, мрачные и простые. На любой вкус и цвет. Все на своих местах.
Пару слов о вайбах книги. Мрачная, сырая, грязная и затхлая атмосфера речного города и его окрестностей. Густая и объемная, обволакивающая словно туман, затягивающая , словно болото и также крепко не отпускающая. Пропитанная кровью, запахом рыбы, убийствами и потом. Мрачное окружение. Под стать происходящим событиям.
Общий итог.
Не смотря на относительно скромный объем книги- Стейвли удалось уместить в ней интересное и захватывающее повествование, наполненное яркими героями, черным юмором, сюжетными твистами, мрачным антуражем и с неожиданной развязкой событий.
Этот роман- яркий пример того, как надо писать небольшие фэнтезийные истории, это пример того, как уместить в них все самые вкусные составляющие настоящего качественного произведения в этом жанре.
Произведения, не имеющего слабых мест.
Превосходно.
Laplaces demon, 24 октября 2024 г.
Затянуто, уныловато — треть текста можно было бы удалить безо всякого вреда для восприятия событий или лора, но всё же читается. Хотя, на мой взгляд, прилично слабее основной трилогии.
sertov, 7 сентября 2023 г.
Никак не ожидал, что роман, написанный Стейвли как приквел к основному циклу «Хроник Нетесанного трона», да еще и позже основного цикла, окажется ничуть не хуже, чем основная трилогия. Надо отдать должное автору за его мастерство, с каким он прописал образы основных персонажей произведения, которые так и просятся на киноэкран. Сюжет очень динамичен и даже частые размышления героини о своем предназначении потоку событий не препятствуют, хотя надо признать, что эти размышления не очень многословны. Финал необычен, достаточно неожиданен и на мой взгляд идеально соответствует сюжету.
Deusuum, 26 сентября 2021 г.
Брайан Стейвли — не автор первого эшелона, он прежде всего знаком поклонникам жанровой литературы, но даже те, кому понравилась его дебютная трилогия, вряд ли назовут его имя прежде Мартина, Ротфусса и Аберкромби.
«Хроники Нетёсаного трона» отличались великолепным авторским языком и весьма необычными концепциями, на которых автор строил свой мир: фантастические допущения, отношения людей с богами, нечеловеческие расы — всё было сооружено очень ярко и оригинально. Стейвли не повезло с публикациями в России — издание заглохло на первом томе, но, впрочем, эта ситуация должна исправиться в ближайшем будущем. И на мой взгляд, наибольшую ценность и интерес для поклонников фэнтези будет представлять именно приквел трилогии, небольшая по сравнению с тремя романами книга Skullsworn. Именно в ней автор в полной мере освободил свою фантазию от жанровых и прочих клише, потому что на первый план вышли персонажи с по-настоящему оригинальной жизненной и философской позицией.
Что вы представляете, если аннотация на задней обложке книги обещает вам жрецов бога смерти? Тёмные подземелья, бледные лица в тени глубоко надвинутых капюшонов, бессильные вопли обречённых жертв, предназначенных для жертвоприношения на покрытом запёкшейся кровью холодном каменном алтаре? Гримдарк, мрак, физиологические жидкости и общая беспросветность? О нет, у Пирре, жрицы Смерти, и её компаньонов совсем другие отношения с Мрачным Жнецом. Они относятся к смерти гораздо легче, принимают её как неизбежное и находят в ней что-то светлое — пусть она станет ярким финалом, кульминацией человеческой жизни! Неудивительно, что и почти во всех других аспектах существования они демонстрируют довольно маргинальные на первый взгляд поступки и суждения.
Стейвли не забывает и о грамотно построенном сюжете, не теряет своего кристально чистого, ясного языка — и мы получаем просто великолепную книгу, которая заслуживает гораздо больше известности и популярности.
Sph, 25 марта 2019 г.
После отличной первой части я ожидал не менее отличного приквела, но тут-то меня автор и обломал. Нет, книга-то хорошая, но это совсем не то, что я ожидал. У нее гораздо больше общего с «Городом Лестниц» Беннета, чем с первой частью трилогии.
Начнем с того, что книга написана от первого лица, главная героиня — жрица Пирр, сдающая экзамен, а главная тема романа — ЛЮБОВЬ. Причем любви в книге будет очень много, т.к. этой жрице, чтобы сдать тест, нужно замочить возлюбленного. Но перед этим еще нужно влюбиться.
И все бы ничего, но гг мне показалась не очень интересной, особенно на фоне ее компаньонов — Элы и Коссала. И ее попытки влюбиться тоже не очень интригуют. Собственно, в книге почти все персонажи интересные и живые, кроме самой героини. И это главный минус романа.
Из плюсов:
1. Просто килограммы черного юмора и шуток. Каждая сцена с Элой невероятно смешная, хоть и в большинстве случаев описывается лютая чернуха.
2. Очень динамичный сюжет — героиня не сидит на заднице и уже в самом начале начинает сдавать экзамен и выпиливать людишек. Хотя мне не совсем ясно зачем она тянула с убийством беременной до самого конца. И вообще все это убийство обставлено так, как будто автор боялся цензуры и не хотел уж слишком сильно давать повода забанить его книгу в некоторых странах. И да, это не спойлер. Про все грядущие убийства будет рассказано еще в прологе.
3. Как я уже говорил все персонажи получились отличными, кроме гг.
4. Сеттинг. Крокодилы, болота, змеи, горы черепов, дохлая рыба в каналах, пираньи. Ммм... романтика! Неудивительно почему гг не могла влюбиться так долго. Вообще я довольно редко встречаю такой австралийско-бразильский сеттинг в фэнтези, так что это большой плюс.
5. Язык автора! Вот, блин, отлично же пишет!
Итого: очень хорошая книга, но она совсем не то, что можно было бы ожидать после дебютной книги автора. И да, там почти нулевая связь с прошлой трилогией. Так, небольшие отсылки и приколы тут и там. Но начинать знакомство с автором с этой книги я бы все же не рекомендовал.
YetAnotherReader, 19 февраля 2018 г.
Уже в первой книге «Трона» жизнерадостная служительница бога смерти была ярким и замечательным персонажем.
Да и сам культ, при более близком знакомстве с местной теологией, религиозной практикой и взглядами отдельных божеств на роль человечества, оказался менее страшен чем можно было ожидать.
Посвящение в жрицы предполагает убийство семи человек, одним из которых должен быть «возлюбленный твой, бросишь взгляд на него и сердце ликует». И для Пирре это становится препятствием.
Проблема не в убийстве любимого человека — жрец смерти с радостью убьёт или умрёт сам, почувствовав зов божества.
Нет, после вдумчивого самоанализа Пирре понимает, что не испытывала настоящей любви. Влечение, страсть, приязнь — не любовь. После ещё более глубокого анализа находится кандидат и вырабатывается план — устроить ему настоящие неприятности и влюбиться, глядя, как он будет их героически преодолевать.
И выездная экзаменационная комиссия в составе взбалмошной маньячки, ворчливого маньяка и экзаменуемой отправляется баламутить захолустный город на периферии империи.
Веселье выдалось с размахом, вплоть до переселения отдельных видов из Красной книги в Чёрную.