Владислав Львович Гончаров «Первый удар»
Говорите, история не знает сослагательного наклонения? Уверены, что прошлое окончательно и неизменно? Полагаете, что былое нельзя переписать заново? Прочитайте эту книгу — и убедитесь в обратном! На самом деле в партийной борьбе победил не Сталин, а Троцкий, и в начале 30-х годов прошлого века Красная Армия начала Освободительный поход в Европу, первым делом потопив британский флот... На самом деле Великая Отечественная война была войной магической, в которой русское волшебство сошлось в смертельном бою с германской черной магией... На самом деле американский бомбардировщик с первой атомной бомбой на борту был сбит японским летчиком-камикадзе... На самом деле Александр Сергеевич Пушкин виртуозно владел самурайским мечом... Звезды отечественной фантастики — Андрей Уланов, Сергей Анисимов, Владимир Серебряков, Святослав Логинов и др. — отменяют прошлое и переписывают историю заново!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2008 // Книги — Лучший отечественный тематический сборник |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 7 апреля 2015 г.
Прочитав последнюю (по времени составления) антологию Владислава Гончарова, посвящённую альтернативной истории (это которая «Ядерное лето 39-го»), решил ознакомиться и с другими сборниками, которые он готовил. Могу сказать, что о прочтении «Первого удара», ну или по крайней мере большей части рассказов, вошедших в антологию, я также нисколько не пожалел.
Открывает сборник цикл коротких рассказов Вадима Шарапова. Цикл весьма необычный, да и эпизоды некоторые получились выше всяких похвал, только вот это ни разу не альтернативная история нашего мира. Действие разворачивается в альтернативном мире, в котором идёт Вторая мировая война, только ведётся она с использованием магии, а по обе стороны фронта присутствуют альвы и волколаки, маги и ожившие мертвецы. В антологию цикл вошёл не в полном объёме, поэтому более развёрнутый отзыв — отдельно. «Невольник чести» Серебрякова порадовал. Пусть альтисторический фон и выглядит весьма натянуто, а в самом названии уже таится спойлер, но написано весьма изящно, да и
«День в середине месяца» Анисимова — один из самых сильных рассказов антологии. Во-первых, впечатляют познания автора в истории морских сражений Первой мировой. Во-вторых, весьма красочными получились воспоминания непосредственного участника событий. В-третьих, это альтернативка чистой воды, причём весьма правдоподобная. Чего не скажешь о «Первом ударе» некоего Птибурдукова, в котором бравые советские военлёты на торпедобомбовозах громят в 30-е годы XX века британский флот на Балтике. Причём написано это по принципу «самолёт такой-то марки с таким-то названием сбросил торпеду на такой-то линкор», что не добавляет тексту художественных достоинств. Далее следуют ещё два примера «классической альтернативки», повествующие о том, как могли бы развиваться события, не сбрось американцы бомбу на Хиросиму («Лучший вариант» Уланова) и о том, какой могла бы быть Россия, окажись Николай II более решительным человеком («Канонизация» Пыхалова). Следующие три рассказа к альтернативной истории имеют весьма далёкое отношение. «Сказка про перчатку» Батхен — романтическая история о явлении французскому генералу девушки Жанны, которая пытается спасти Францию накануне вторжения Германии. «Дорогу к тёплому морю» Гончарова и «Глубокую консервацию» некоего Радия Радутного я вообще, признаться, не понял, хотя первый рассказ вышел пронзительно-романтичным, этого не отнять. У Бугрова получилась весёлая бредятина. Идея сама по себе была весьма и весьма хороша — показать, к чему могут привести расплодившиеся в 90-х «национальные возрождения», но исполнение вышло каким-то совсем уж невнятным. Некоторые штампы национальных идей разных народов простёбаны, конечно, неплохо, но в целом юмор вышел каким-то плоским. Все эти «гетман Богдан-Титомир Подхмельницкий», «Спартак Джованьоли» и «Нестор Петлюра-летописец» скорее раздражают, чем заставляют улыбнуться. Единственный эпизод, над которым искренне поржал, так это когда викинги будущего висы слагали. Больно уж там кённинги хороши: волк смерти стада древ — огнетушитель (стадо древ — лес, смерть леса — огонь, волк огня — огнетушитель) =))) Далее следует замечательное эссе Логинова «Сослагательное наклонение», которое лично для меня оказалось лучшей вещью данной антологии (отзыв на него не так давно написан отдельно). Завершает антологию довольно забавный «Конец хроноложца» Кошкина, посвящённый модным нынче теориям «новой хронологии».
В итоге антология получилась весьма разнородной, и любителям альтернативной истории (в её классическом понимании) посоветовать можно меньше половины произведений, но благодаря Шарапову, Серебрякову, Анисимову и Логинову — 8 баллов.
Kons, 17 сентября 2008 г.
Во многом согласен с предыдущими рецензентами в оценках.
Однако, хотелось бы выделить интересный момент. Сборник можно рассматривать почти как пособие на тему «Как надо и как не надо писать произведения с альтернативной историей».
На мой взгляд в антологии можно найти антипод для каждого удачного рассказа. Так рассказу «Простая жизнь старшины Нефедова « по хаотичности построения сюжета (отедльные истории), по выписанным элементам мира противопоставляется рассказ «Apocalypse return... или О пробуждении национального самосознания», который является неудачным воплощением того же литературного приема с отдельными зарисовками.
Альтернативная военная история в рассказе «День в середине месяца» Анисимова, цепляет внесенным в повествование психологическим элементом и напрямую может быть противопоставлена «залихватски ура-патриотическому» «Первому удару» (не понятно почему давшего название антологии), в котором, как уже отмечалось, приведена литературизированная сводка с места боя и ничего не пробуждающая у читателя.
Короткие рассказы также прямые антиподы. Насколько удачно в сказке Бахтен кратко и интересно описан один эпизод, настолько размыт для фантастики рассказ Радутного (помятуя Е. Лукина можно сказать, что это реализм, прикинувщийся фантастикой).
Что касается других произведений, то возможный разброс не сильно бросается в глаза, но зачастую в ряде из них хорошая идея загулбена избыточной детализацией и контурированием, что в театре именуется как переигрывание.
В итоговом варианте — не самая удачная тематическая антология, которая, однако, может служить прекрасным настольным примером, что хорошо, а что плохо в подобном жанре.
kkk72, 2 июня 2008 г.
Центральное место в сборнике занимает повесть Вадима Шарапова «Простая жизнь старшины Нефедова» — произведение, в котором альтернативная история Великой Отечественной войны смешана с элементами фэнтези, мистики, хоррора. Весьма нестандартное произведение, но, увы, явно сыроватое. Автор попытался показать жизнь солдата — участника магической войны. В чем-то это удалось, в чем-то нет. Есть явные огрехи стиля, который иногда сбивается в явный треш. Есть недостатки сюжета, который довольно запутан. А есть моменты, которые действительно цепляют и ради которых готов простить автору все эти недоработки. Оценка — 7.
Следующий рассказ — «Невольник чести» Серебрякова — очень мне понравился. Во-первых, рассказ написан отличным языком и прочитал я его на одном дыхании. Во-вторых, сюжет его весьма необычен и интересен. В-третьих, альтернативный мир ХІХ века, хоть и имеет весьма существенные отличия от нашего, выглядит весьма реалистично и описан очень интересно. Герои получились весьма яркими, особенно русский посол. Концовка просто таки поразила, хотя мог бы догадаться и раньше. Очень рекомендую! Оценка — 9.
Еще один рассказ — «День в середине месяца» призанного мастера альтернативной военной истории Анисимова. И автор вновь продемонстрировал блестящее знание военной истории, а заодно удачно соединил описания глобальных событий и историю жизни главного героя. Вот здесь как раз все предельно реалистично. Анисимов показывает как мелочь, случай, могут изменить судьбы мира. Один адмирал совершил неосторожный маневр. Другой удачно этим воспользовался. Погодные условия благоприятствовали одной из сторон. И вот уже соотношение сил на море во время Первой мировой войны изменилось и изменился весь ее ход. Рассказ рассчитан в первую очередь на человека, серьезно интересующегося военной историей. Но и другие читатели могут найти здесь что-то свое. Меня, например, поразила сцена выгрузки раненых с кораблей после боя.! Оценка — 9. Очень сильный и грамотный рассказ.
Следующий рассказ — «Первый удар». Автор — Птибурдуков (интересно, чей это псевдоним?). На первый взгляд, рассказ похож на рассказ Анисимова. Здесь тоже описывается морское сражение, на этот раз между британским и советским флотом на Балтике в середине 1930-х годов. Рассказ тоже изобилует техническими терминами и подробностями боя. Вот только реалистичности в этих событиях нет ни грамма. Да и художественная составляющая стремится к нулю. Получилась типичная халтура. Оценка — 4.
«Лучший вариант» Уланова. Неплохая зарисовка на тему: «Что произошло бы, если бы атомные бомбы не были сброшены на Японию». В целом, согласен с мнением автора о дальнейшем развитии событий в таком случае. Рассказ стоит прочесть и задуматься всем сторонникам абстрактного гуманизма. Художественная ценность рассказа не столь велика. Оценка — 7.
Игрь Пыхалов «Канонизация». Зарисовка на тему, чего мог бы добиться Николай Второй, действуй он жесткими и решительными методами. Ничего особенного. Небольшой плюс за достоверное изображение событий на кухне и за концовку. Оценка — 6.
Ника Батхен. «Сказка про перчатку». Красивая, изящная и грустная история. Перед нападением немцев на Францию в 1940 году к французскому генералу приходит странная девушка. Оценка — 7,5.
Гончаров. «Дорога к теплому морю». Несколько сюрреалистичная история, которая не слишком вписывается в этот сборник. Скорее это не альтернативная история, а история человека, который заглянул в параллельный мир. Сам по себе рассказ неплох и написан довольно красиво. Оценка — 7.
Радутный «Глубокая консервация». Забавный, но не более микрорассказ. Оценка — 5.
Бугров «О пробуждении». Отчаянный стеб. Фантасмагорические варианты дальнейшего развития мировой истории. Временами очень забавно. Понравились эпиграфы из записок выдуманных летописцев и путешественников будущего. Очень на любителя. Оценка — 6.
Логинов «Сослагательное наклонение». Очень интересный и грамотный анализ деятельности Степана Разина и его сподвижников. А вот альтернативный вариант истории, предложенный Логиновым, выглядит утопично. Неожиданная концовка улучшает впечатление от эссе. Прочитать безусловно стоит. Но здесь есть в чем поспорить с автором. Оценка — 7.
Кошкин. «Конец хроноложца». Подозреваю, что автор тоже писал под псевдонимом. Достаточно жесткая сатира в адрес писателей, увлекающимся новой хронологией и альтернативной историей. (Так будет с каждым хроноложцем!) Местами смешно. Оценка — 5.
Общий вывод. Неплохой сборник. Два отличных рассказа — Серебрякова и Анисимова. Необычная повесть о старшине Нефедове. Весьма интересное эссе Логинова. Красивая зарисовка Ники Батхен. Все это весьма рекомендую прочесть. Остальные рассказы послабее, но читабельно почти все. Общая оценка сборника — твердая семерка с небольшим плюсиком.
Рекомендую сборник любителям альтернативной истории, в первую очередь военной.
vad, 12 августа 2008 г.
Провальная, неудачная антология. В подавляющем большинстве своем напечатанные опусы созданы любителями и совершенно не читаются. Разве что ярко выделяется из общего серого ряда история Вадима Шарапова о старшине Нефедове — это действительно удачная повесть, явно случайно оказавшаяся среди остальной посредственности.
Nog, 22 сентября 2008 г.
Антология, пожалуй, своевременная и нужная, хочется надеяться, что не последняя в своём роде. Но к подбору произведений, как по тематике, так и по качеству, стоило бы подходить гораздо тщательнее. Семерку ставлю скорее на будущее, в котором, надеюсь, произведений, подобных рассказам Шарапова, Анисимова или даже Уланова будет гораздо больше.