Иван Шмелёв «Пути небесные»
В основе романа подлинная история двух людей — инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и Дарьи Королевой, живших в конце XIX в. рядом с Оптиной Пустынью. Дарья, кроткая и глубоко верующая девушка, духовная дочь известного оптинского старца Иосифа, способствовала нравственному перерождению Виктора Алексеевича. После ее внезапной смерти Виктор становится монахом Оптиной Пустыни.
Это роман о человеческих чувствах и нравственном выборе, о тайнах духовного пути и духовном возрождении. Иван Шмелев уже давно снискал себе славу писателя, который в своем творчестве выражает православный взгляд на мир.
Книга для тех, кто не отвык еще от обаяния хорошей русской прозы.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
purgin, 31 июля 2019 г.
Герои романа “Пути небесные” страдают, влюбляются, делают ошибки, раскаиваются… Но главное в их душах – порыв к Богу, к “путям небесным”. Важным персонажем романа является Даринька – дар Вейденгаммеру. И она поистине, согласно постулату Паскаля, приводит героя к “величию человека с Богом”. Главное в Дариньке – ее глубокая церковность.
Главным героем в романе является Вейденгаммер – типичный скептик-интеллигент конца 19 столетия, “никакой по вере”, чувственная натура, ценитель женщин, в начале романа хотел увести девушку для своего удовольствия. Но в лице Дариньки он встречается с новым, совершенно незнакомым ему миром. Для него начинается путь прозрения, “путь из тьмы к свету”, но этот путь труден и мучителен, полон сомнений.
Другой герой романа – князь Вагаев, с головы до пят джентльмен, имеет все преимущества перед Вейденгаммером, влюбляется в Дариньку и предлагает ей замужество. Даринька срывает с него маску маститого ловеласа и открывает доброго, искреннего, впервые полюбившего мальчика.
И еще один персонаж, барон Ритлингер, тоже влюбленный в Дариньку, пытается с помощью светской сводни Пани обрести ее склонность сочувствием к ней дорогими подарками в то критическое время, когда Вейденгаммера, увлеченного певицей, нет рядом с героиней. Но красота неподкупна, и происки барона напрасны.
Совершенно особенной является фигура старца Варнавы. Встреча с ним героини играет важнейшую роль и в ее судьбе, и в общем действии романа. В критическую минуту, близкая к отчаянию от тяжести собственного греха, Даринька бросается к Варнаве, и тот в беседе с нею не только утешает ее, но и распутывает клубок гнетущих ее сомнений и предуказывает ей путь – терпеливо нести свой крест, не оставлять Виктора Алексеевича.
Через искания, надежды, радости и разочарования своих героев писатель показывает непростой, многоступенчатый путь к Богу и приводит читателя к выводу о том, что только этот путь является единственно правильным. Спорно, но прочесть интересно. Рекомендую.