Нил Шустерман «Жнец»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | С множеством интриг | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Искусственный интеллект | Бессмертие | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Подростковая литература
В мире больше не существуют голод, болезни, войны и несчастья: человечество преодолело все эти беды и даже сумело победить смерть. Жнецы — единственные, кто может оборвать жизнь, и делают это лишь по приказу, чтобы держать под контролем размер популяции.
Цитра и Роуэн избраны чтобы стать учениками жнеца — что обоим не по нраву. Подросткам придется освоить «искусство» лишения жизни. И помнить о том, что за неудачу можно заплатить собственной жизнью.
«Жнец» — первый роман нового захватывающего цикла, в котором Цитра и Роуэн узнают истинную цену идеального мира.
Входит в:
— цикл «Жнец»
Награды и премии:
лауреат |
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2017 // Фантастическая литература для подростков |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Подростковые фэнтези и научная фантастика (15 775 голосов) | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2018 // Переводной роман для подростков | |
номинант |
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2018 // Переводной роман | |
номинант |
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2018 // Переводной роман для подростков (США) | |
номинант |
Премия Инки / Inky Awards, 2019 // Серебряная Инки (зарубежные авторы) (США) |
- /языки:
- русский (1), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- Н. Гайдай (1), В. Миловидов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VovaZ, 16 мая 2024 г.
После «Страны затерянных душ» Шустерман продолжает жёстко экспериментировать с темой смерти. Острая социальная НФ драма, явно не без влияния книг Юваля Харари. Человечество, под властью ИИ, благодаря информационным и нанотехнологиям добилось абсолютного бессмертия. Естественная смерть стала невозможной, ни в каком виде, а космической экспансии, по всей видимости не произошло. Чтобы обеспечить естественную убыль населения, ИИ ввёл некую организацию «жнецов», сотрудники которой обязаны убивать, по своему усмотрению, ограничивая растущее поголовье человечество.
Несмотря на высокий драйв, и жестокие события, перед нами отнюдь не боевик, а морально-этическая драма, цельно перемежающая «экшен» с морально этическими теоремами, встающими перед героями и читателем.
По литературным параметрам, роман не вызывает нареканий. Сюжет захватывающий, с неожиданными поворотами. Сцены с высоким драйвом. Персонажи яркие, колоритные и живые.
Роман захватил, прочёлся с большим интересом.
ужик, 27 мая 2021 г.
Мир романа очень напомнил «Будущее» Глуховского. Общество потребления дорвалось до бессмертия, воскресить без последствий могут даже пролетевшего 20 этажей и разбившегося насмерть идиота. Но у Глуховского мир бессмертных уравновешен запретом на деторождение. А у Шустермана куда ни плюнь — многодетная семья. Например, Жнец с учениками убивает дамочку 96 лет от роду, у которой 6 детей. 6! 6 детей! Это в мире, где специально придумали этих самых Жнецов чтобы контролировать размер населения, на которое не хватает ресурсов! У Роуэна в семье 19 человек. Минус папа и мама, дед и бабка — получается 15 детей — родных и сводных братьев. Вот у меня вопрос: не проще ли потратиться на рекламную компанию по снижению рождаемости? Или контрацептивы бесплатно раздавать?
Жнецы у Шустермана выглядят эффектно. Мантия цвета слоновой кости. Расшитая бриллиантами. Или изумрудами. Но по сути не совсем понятно чем смерть парня, упавшего с 20-го этажа, отличается от казни выбранной Жнецом в случайном порядке жертвы. Если медицина будущего способна воскресить кучу сломанных костей и окровавленного мяса, то почему невозможно воскресить жертву Жнеца, которой перерезали горло? Получается. конечное решение не за Жнецом, а за врачом, отказывающим в оказании медицинской помощи? Тогда существование Жнецов выглядит еще более надуманным.
Ну а сюжет... Ну что, есть девочка Ситра, мальчик Роуэн. И становятся они учениками Жнеца Фарадея. Любовь? Вам не показалось. Любовь запретная! Невозможная! Вся из себя порицаемая!
Очень глупая книжка. В контрасте с миром Глуховского «Жнец» Шустермана выглядит крайне неубедительно.
kirik, 13 декабря 2022 г.
Неоднозначная книга. С одной стороны есть явные проблемы с сюжетом и логикой, описанием мира и мировозрения (2/10), с другой стороны есть гладкое и стремительное повествование, интриги, подача текста (8/10), что определить насколько интересно будет чтение не просто.
Если вы не готовы следить за ситуацией в искусственно созданной песочнице автора, не задавая вопросов про саму песочницу — лучше не беритесь за книгу. Автор не собирается обосновывать придуманный мир, всё сшито по принципу «и так сойдёт», однако разворачивающиеся события рассказаны красочно и интересно, без особых нареканий. Именно поэтому лично мне только со второй половины книги удалось отвлечься от «Мира будущего» и с интересом следить за бурным развитием сюжета/интриг. И тем не менее до конца не удалось избавиться от мыслей про бредовые идеи книги, о которых писали ранее коментаторы, потому и с сомнением смотрю на продолжение цикла.
Читабельно, но с вопросами.
LinaSaks, 7 июня 2020 г.
Я умру, что останется?
Похоже, что подрастающее поколение нуждается в том, чтобы с ними поговорили о смерти. Ну тут я их могу понять, когда ты ничего не сделал и не планируешь сделать в своей жизни ценного, когда у тебя нет идеи твоего существования, а то, что смерть неизбежна ты уже знаешь, то тебе нужна поддержка окружающих и много философии на эту тему. Вот Нил Шустерман и занял эту нишу разговаривая с подростками о смерти.
В книге есть и приключения, и дружба, и любовь. Все как предполагает жанр young adult, но тут очень много философии на тему смерти: зачем, почему, куда ты уйдешь, соединишься ли с тем, кто тебя покинул, мертв ли ты, если все еще дышишь. Кто достоин смерти и не предвзят ли ты, когда так думаешь. Наверное, столько тем и ответвлений, сколько вложил в свою книгу автор не один тинейджер в своей голове ни разу скопом не собирал, так что книга уже полезна тем, что автор создал структуру, систему, график, тут уж как удобно, чтобы объединить разрозненные мысли подростка в одну тему и заставил его думать о ней системно, как бы подписав, что когда ты думаешь о том-то и том-то — это ты думаешь о смерти.
Философская составляющая очень даже неплоха. И она именно философская, автор только в одном случае заявляет, что такое плохо — плохо любить убивать, но при этом, он и эту тему выводит в философское русло — а не лучше ли, если ты что-то любишь, работать именно в этой сфере, даже, если это убийство. Тут мне кажется автору не стоило останавливаться. Философия философией, но не каждый подросток поймет, что автор тему любви к профессии убийцы закончил, так сказать подвел итог в конце книги. Тинейджер — это чертова петарда в голове, он как котенок, который на все отвлекается и его связи в голове безобразны и еще не все до конца сформированы. Поэтому он (ну пусть будет — не каждый) не в состоянии провести нить от одного рассуждения до другого и в конце концов до примера, если их в это не ткнуть. А в книге Нила Шустермана и не каждый взрослый поймет, что выведением Роуэна в некоего Робин Гуда он как раз и закрывал тему, как это когда ты любишь свою работу по убийству. Что только пущенное в «мирное» русло таких наклонностей приносит пользу обществу. Наверное только в Эндрю Ваксс — Дознаватель очень хорошо описана эта тема, так что бы и сомнений не было поэтому поводу)
В «Жнеце» как раз обидно, что такая непростая и опасная тема не выведена от начала и до конца, что она расплывчата. Та же тема про сочувствие прописана очень хорошо, ты можешь проследить ее от самого начала и до самого конца. Пусть она сама не идеальна, потому что объяснения все же расплывчаты, каждый герой по-своему объясняет почему только сочувствующие могут быть жнецами, но ты даже с такими объяснениями понимаешь, саму идею, запоминаешь ее. А яркая идея «почему я не могу заниматься чем хочу», словно брошена на самотек, хоть тоже доведена до конца, но слишком уж извилистым способом.
Не все в книге совершенно. Например, я все еще не понимаю, как люди прожившие более сотни лет, работающие с людьми, так тупят, у них там начинается маразм что ли? Ну ты же уже как-то должен понимать, что люди не поступают так как у тебя в голове прописано. Ты же знаешь, что сборище жнецов — это в принципе гнездо змей, жнецы не перестают быть людьми со своими неидеальными душами. И они все равно пытаются вырвать себе какой-нибудь кусок получше. И вот тут, кстати, сыпется вся система мира, придуманная автором.
1. Он говорит, что люди победили смерть — но как-то вышло, что не подумали про перенаселение, но хоть подумали о синтетической еде и вроде как ресурсов на всех хватает.
2. Он говорит, что Облако (ну это такой умный добрый мозг за всеми наблюдающий и дающий правильные советы, но не запрещающий поступать как тебе вздумается — ой что-то мне это напоминает) обеспечивает всех и создает благоприятные условия жизни решило, что нужно все равно поддерживать человеческие классы, кто-то богаче, кто-то беднее... 0_0??? Америка все еще против социализма, хоть и пользуется идеями социализма. И получается вот такой бред.
3. Как за сотни лет не вывели пропаганды того, что умирать на пользу перенаселенного общества — это не страшно, а нормально?
4. Как вышло, что люди ненавидят тех, кто их убивает, но при этом они их кумиры? Ну, я в принципе понимаю, что у людей в голове часто взрывы происходят, но тут как-то сильно странно. Нет тех, кто ненавидит от начала и до конца. Нет тех, кто любит от начала и до конца. И нет внятно расписанного отношения тех, кто фанатеет, но умирать не хочет. Получается словно все люди идиоты.
5. Что меня сильно покоробило — это объяснение почему люди не стали исследовать космос, мол мы там все умрем. Эээ... А как же Облако, которое в принципе должно уметь себя клонировать на маленькие Облочка и тем самым спасать от смерти? Или же, где те безумцы, которые всегда рвутся в неизвестное? Или же почему тогда не посылать в космос тех, кого вы считаете уже умершими, потому что они пожили и повидали и тут на Земле им уже делать нечего, вот это вот пресыщение всем, скука глобальная... Автор как-то выкинул из расчета именно тех, кто не такие как все, которые есть всегда.
6. Перенаселение тоже из разряда — КАК??? Как вышло, что, победив смерть, вы не подумали, что люди будут плодиться и размножаться? Почему вы не поставили условий, ну пусть два ребенка, а дальше, как-то уже без детей обходитесь.
Вот, когда ты берешь социалистическую идею, но ограничен предвзятостью, не умеешь смотреть в будущее, у тебя и получается система, которая рушится, стоит только в нее ткнуть. Давайте вспомним «Туманность Андромеды», там был разработан план чтобы людям не было «скучно», они меняли профессии, перемещались по планете. Обеспеченные работой, они не были ограничены. В Жнеце в условиях — обеспечены работой и не нужно думать о завтрашнем дне — люди продолжают себя вести так, словно им каждый день приходится выживать, что в принципе и понятно, ведь думая о благополучии людей Облако оставило классы, кто-то все еще нуждается и не может многое позволить. Они все еще работают за деньги, медицинское обслуживание все еще платное. В чем выражается благополучие? Что люди не умирают, но все так же не имеют возможности больше чем за сто лет выучить языки? Тетка, которой за двести лет гордиться тем, что она бегло говорит на 12 языках! Всего 12! Да и вообще вопрос, как до умного Облака не дошло, что много языков — это плохо, что людей надо объединить и дать им один язык на всех?
Я не стала в оценке придираться к системе мира описанной автором, ну не может человек с IQ 60 описать человека с IQ 160. Поэтому мы и получили от «умной» машины общество именно такое, неотличимое от сегодняшнего дня, все еще капиталистическое. Именно поэтому у нас жнецы не делающие важную работу, а страдающие от нее. Но если вернуться к теме разговора о смерти, то да, именно в этом обществе страшно умирать, потому что ты никем не являешься, ноль. Именно для этого общества важна философия смерти. А в этом автор справился на четверку. Но если учесть, что есть продолжение, то возможно, то, что он не до конца рассказал в этой книге, он рассказал во второй.
Книга действительно для подростков, которые наконец-то начинают осознавать свою смертность. Здесь разговор о ней: что это, как это выглядит. И условия в книге именно для тех, кто живет в сегодня, и поддержка тут тоже именно для этих детей — детей без идеи жизни. Полезна ли она? Наверное, для них и только для них — да.
слОГ, 12 сентября 2019 г.
Исходя из жанра — притча-антиутопия для подростков- сразу ясно, что с логикой в произведении будут проблемы. Плюс к этому, опять же по современным веяниям, это минимум трилогия...
По мне, как антиутопия — слабо. Мир слишком схематичен — вообще неясно каков вектор его развития. Идея «садовников людей», когда-то была в очень коротком рассказе у Шекли, который можно перечитать вместо чтения данного романа. Вообще — впечатление как от ученического романа, но кто его знает может все это так задумывалось ради целевой аудитории? Но есть старый постулат — для детей надо писать так же как и для взрослых, только лучше...
Резюмируя — читать можно, но не нужно.
negativecharge, 29 июня 2020 г.
Представьте мир, где нет голода, болезней, боли, даже смерти. Где планетой Земля управляет беспристрастный искусственный интеллект, который не берёт взяток, не даёт спуску преступникам, не встаёт на чью-то сторону по субъективным соображениям. Он ребёнок, созданный людьми, переросший своих родителей. Но как ограничить рост рождаемости, если все бессмертны? Для этого существуют жнецы. Их задача поддерживать число жителей планеты на приемлемом уровне с помощью убийств. И вот тут-то кроется первое и главное взрослое «Хм» при чтении данной книги, рассчитанной на молодёжь. Неужели нельзя было придумать что-то более гуманное, чем убийства? Причём убийства публичные, на глазах у всех. Нет ограничений выбора (за исключением временных), нет ограничений метода и оружия. Каждый жнец фантазирует, как может. Каждый жнец исходит из своей совести и понятия добра и зла. Представьте такое вот высокоразвитое общество и убийство с помощью топора или огнемёта. Это дико. Кроме того, жнецов никто не контролирует: ни общество, ни искусственный интеллект. Сразу возникает два вопроса:
- неужели нельзя было придумать какое-то более гуманное ограничение людей на планете?
- неужели нельзя было придумать единый и гуманный способ ухода из жизни, а не порождать в жнецах чудовищ?
Хотя о чём бы тогда была книга? О каких приключениях? :+)
Но не смотря на все эти мои претензии к произведению, я порекомендую его дочке. Как до этого показал ей фильм «Время» (2011 г.), чтобы она увидела очередной вектор возможного будущего. Чтобы подумала над этим. Чтобы расширила свои горизонты, как сейчас расширяет с «Живыми» Варвары Еналь. Это только кажется, что мы заперты в прозе быта. Стоит открыть особую книгу и она унесёт тебя далеко-далеко. Туда, где уже были многие и в то же время ты приходишь первым.
URRRiy, 29 июня 2019 г.
Ограничусь впечатлениями, про суть идеи рассказано выше вполне содержательно. Книга по форме — юношеская фантастика, хотя больше похожа на сказку. Здесь хватает действия, хватает коротких банальных размышлений, с избытком нелепостей, не хватает здравого смысла. Читается легко, с описательной частью все в порядке, герои воспринимаются хорошо, не выглядят неестественно, даже есть интрига и сопереживание, по крайней мере, большую часть книги. Почему сопереживание и заинтересованность не сохраняются до конца — это как раз вследствие нелепостей и отсутствия здравого смысла. В итоге ощущение напряжения пропадает, в интригу не веришь, даже для юношества это чересчур. И ещё — очень не хватает уникальности, заезженность идеи, что вкупе с нелогичным устройством общества и мира, вызывает скуку. Вместо фантастического триллера получилась сказка, причем детская. Сложно рекомендовать, вряд ли будет полезной и интересной хоть подросткам, хоть взрослым.
Shab13, 29 августа 2019 г.
Quis custodiet ipsos custodes?
Далекое будущее. Человечество победило болезни и смерть, и живет припеваючи под властью искусственного интеллекта – Грозового Облака. Каждый может быть воскрешен, или пройти процедуру омоложения. Но все не так просто. Чтобы избежать перенаселения были созданы серпы – мужчины и женщины, работа которых, делать прополку, есть окончательной и бесповоротной смертью. Иначе говоря – профессиональные убийцы, которые есть судья, присяжные, и палач в одном лице, стоят вне юрисдикции Грозового Облака, а сопротивление серпу несет непоправимые последствия.
Главные герои, Роуэн и Цитра, волей судьбы попадают в ученичество к Серпам двух противостоящих, внутри Ордена серпов, групп. Цитру обучает серп Кюри, серп старой школы, которая ставит совесть во главе стола, ненавидит убивать, но продолжает делать свою работу, ведь кто-то должен. С другой стороны, Роуэна забирает к себе серп Годдард – представитель молодого поколения, который считает, что работа серпа, как и любая другая, должна приносить удовольствие, даже если эту работу, кроме как резня, не назовешь.
Вот такой центральный конфликт романа – возможно ли сохранить остатки человечности, если ты каждый день убиваешь, или проще отдаться порыву и стать оружием.
Что самое интересное, что и Годдарда, и Кюри можно понять. Вторую, конечно, легче, но все же.
Повествование перемежается выдержками из дневников серпа Кюри, изредка серпа Годдарда, и некоторых других серпов прошлого и настоящего, с помощью которых проще понять мир, окружающий героев, и внутренний мир самих серпов.
Читается книга быстро. Здесь и динамичные сцен, будь то драки насмерть, или погони, хватает и грустных сцен выпалывания людей, которые воспринимаются скорее не как убийство, а как необходимость сделать свою работу. Не обошлось и без небольшой любовной линии.
Неплохой роман. Мне понравился. Но хочется отдельную книгу про серпа Фарадея – он классный.
Stalk-74, 2 ноября 2020 г.
Идея и завязка сего произведения давали надежду на хорошее чтение. Всеобщее бессмертие, гиперразум, моральный выбор права убийства. Согласитесь, хоть эти проблемы уже неоднократно вспаханы в литературе, возможностей предоставляется ещё больше. И Шустерман бодро начал, введя двух главных героев и дилемму их существования.
Увы, дальше пошло беднее. Чем больше вводилось новых персонажей, тем скуднее они изображались. Тот- садист, то — колеблющийся, одна-две черты характера, максимум. Да и сам сюжет развивался предсказуемо. У ког власть (над жизнью и смертью), тот разлагается. У кого абсолютгая власть, тот разлагается абсолютно. И сам роман из возможного философского произведения превратился в обыкновенный боевик. Где, по законам жанра, вчерашний неофит, уделывает морально и физически орду искушенных в своем деле профессионалов.
В принципе, имея в виду эту и другие несерьезно, роман хвалили, в основном, в категории «Литература для подростков».
Селеста, 2 июня 2019 г.
Мир недалёкого будущего, в котором люди достигли абсолюта: больше нет нищеты и голода — все живут в достатке, боли и болезней — в крови каждого содержатся специальные нано-частицы, и, что самое главное, нет смерти. Утопия. А с исчезновением естественного контроля популяции возникает необходимость в контроле искусственном. Так в мире появилась особая каста — жнецы, в обязанности которых входит убивать людей по квоте для предотвращения перенаселения.
Идея очень интересная, и придираться к ней в поисках логики бессмысленно. Да, контролировать рождаемость можно менее фантастическими и, без сомнения, более гуманными со всех сторон способами, но магия тоже находится за пределами логики, что же, не писать теперь фэнтези? Но если идея мне понравилась, то её исполнение подкачало.
Сюжет очень примитивен, твисты легко предугадать. Ученичество подростков и слабые попытки борьбы с системой, противоборство приверженцев старого и нового — всё это искушённый читатель видел уже в сотнях книг. Ничего нового автор предложить не смог. Первую половину книги читать было невероятно скучно, во второй действие более-менее раскачалось и пришло в движение. В тексте то и дело мелькают очень интересные мысли, поднимаются глубокие темы, что хорошо.
Персонажи не то, чтобы очень уж шаблонные — они объёмнее, чем в каком-нибудь «Дивергенте» или любой фэнтезийной поделке малограмотного писателя, но стиль повествования на корню обрубает возможность прочувствовать эмоции, глубину и драму героев. Он максимально схематичный, хотя язык я не могу назвать скудным. Автор совершенно не умеет пользоваться своим инструментом, лепит, что попало, пихает лишний пафос не к месту, шлёпает штампами поверх штампов.
По итогу из плюсов в книге только интересная идея и умные мысли, которые испорчены плохим исполнением. Нет смысла пытаться показывать ужасы созданного тобою общества, если этот ужас ты не можешь эмоционально донести до читателя. Вот с задачей «донести» автор не справился, и поэтому поверить в такой мир невозможно, он кажется плоским, картонным и лишённым глубины. Хотя умом и понимаешь, что происходящее должно пугать, но — не веришь. Минусы: плохой стиль, схематично обрисованные персонажи, плоский и сырой мир, пафос, зашкаливающее количество штампов. Из книги можно выкинуть ровно половину, насытить её проработкой мира и героев, эмоциями, и тогда, возможно, удастся получить от чтения удовольствие.
Издание неплохое: красивая обложка, газетная бумага, плотные страницы с крупным шрифтом, но попадаются ошибки. Внимательнее надо быть, товарищи корректоры. 7/10. Потенциал есть, но интереса не вызвал. Читать дальше вряд ли буду. Вроде у этого автора есть ещё одна антиутопия с таким же жутким заделом, вот её почитаю.
DarklamaR, 27 марта 2019 г.
Scythe-Жнец-Коса-Серп...(трудности перевода)
Очень даже годный young adult, выделяется на фоне куч графомании от профессиональных наборщиц текста вроде Кассандры Клэр и ей подобных, которой место исключительно на помойке. Нет лишних соплей, взбитых со сливками и сахарной пудрой, предполагаю, это не в последнюю очередь из-за того, что автор – мужчина.
Скажу сразу, не пытайтесь слишком сильно анализировать мир, в котором происходят события. Он абсолютно абсурден, логических дыр в нем – вагон и тележка. Просто примите его как данность.
Герои – Мери и Марти Сью, хотя, ничего другого и не ожидалось. Не смотря на этот факт, желания ударить каждого из них по башке у меня не было, за что честь и хвала автору, снимаю шляпу, задача не из легких.
Перед каждой новой главой, автор предлагает нам запись из дневника одного из нескольких ключевых персонажей. Однозначно хорошая идея, помогает лучше познакомится с соответствующим персонажем, понять его мыслительный процесс, мотивацию.
Читал в оригинале, поэтому оценить качество перевода не могу.
Несомненно, ознакомлюсь со следующей книгой в серии. Рекомендую.
Anahitta, 1 августа 2019 г.
Тот случай, когда «любительский» перевод лучше издательского как по передаче на русский терминов, так и в литературном отношении. Что же касается именно серпов, а не жнецов, то в книге так прямо и написано: «Сначала нас хотели назвать жнецами, — продолжал Годдард, — но основатели нашли, что будет более подходяще называть нас серпами, ибо мы — оружие в бессмертной руке человечества». Вот и всё доказательство. В «Жнеце» эту фразу пришлось исказить.
Жанр я определила одновременно как утопию и антиутопию. Это мир будущего, отстоящий от нашего где-то на три столетия. Мир, в котором все проблемы решает Грозовое Облако – всезнающее хранилище информации. бедных и голодных в мире больше нет, разве что по собственному выбору, болезни побеждены, преступность давно канула в прошлое. Но самое главное – люди стали бессмертными. В любой момент можно «завернуть за угол» и откатить назад свой биологический возраст. Смерть от несчастного случая – тоже никакая не проблема, когда есть центры оживления.
Но чтобы такая жизнь совсем уж медом не казалась, а заодно для борьбы с перенаселением существуют серпы – профессиональные убийцы, которые выпалывают (в смысле убивают) человека уже безвозвратно. Однако вероятность стать жертвой серпа составляет доли процента, это капля в море, не покрывающая прирост населения планеты. Поэтому первый возникающий вопрос: «А рождаемость ограничивать не пробовали?» Потому что омолодившиеся граждане начинают заводить новых бессмертных детей. С такими темпами удивительно, как за пару-тройку столетий бессмертия на Земле еще остались места, где можно упасть яблоку. И зачем тогда серпы, если их вклад в борьбу с демографическим взрывом ничтожен?
Почему антиутопия? Во-первых, когда наверху есть кто-то (что-то) мудрый и всевидящий, кто решает, как надо жить, это всегда напрягает, даже если у человека есть свобода выбора. Во-вторых – люди живут в страхе перед серпами, которые могут совершенно внезапно прервать любое бессмертное существование. Самой большой ценностью в мире, где нет нищеты (но есть богатые) становится временный иммунитет от прополки.
Почти все значимые персонажи книги – серпы либо ученики серпов. Они не подчиняются никому, разве что решениям собственного конклава. Они сами определяют, кого и каким образом лишить жизни. Серпы должны обладать высокими моральными качествами, серпом может стать тот, кто этого не хочет, кто не находит удовольствия в убийствах. В общем, такие буддийские монахи с отрешенным взглядом на мир и с целым арсеналом оружия и ядов в рукаве. А поскольку, как известно, даже служители Ватикана никогда не были безгрешными, то и в стане серпов, оказываются, процветают разногласия и интриги.
Юные ученики серпа Цитра и Роуэн оказываются в самой гуще этих интриг, к тому же их умышленно сталкивают лбами.
Если закрыть глаза на спорные аспекты этого мира будущего, идея достаточно интересна, воплощение – в рамках жанра (янг-эдалт), то есть достаточно динамично, без длиннот, с отчетливой моралью и без лишнего смакования кровавых подробностей. Интересно почитать продолжение.
exordio1990, 5 января 2020 г.
Довольно неплохая антиутопия, более рассчитана на подростков. Покупая книгу и читая об авторе я собственно не ожидал чего то сверх гениального (напомню, Шустерман-автор подростковых романов). Читалось легко, безумно понравилась задумка. Сразу отмечу что Пратчетта я (увы) не читал, поэтому сравнивать с его Смертью объективно не могу. Реализована задумка тоже довольно неплохо. Неплохие сюжетные ходы и повороты присутствуют. Немного не того ожидал я от финала, как по мне финал можно было бы продумать по лучше, динамичнее что ли. Вторую книгу цикла читать скорее всего буду. К переводу (читал в украинском переводе) претензий нет. Оценка: 8/10