Хавьер Серкас «Законы границы»
Каталония, город Жирона, 1978 год. Провинциальный городишко, в котором незримой линией проходит граница между добропорядочными жителями и «чернегос» — пришельцами из других частей Испании, съехавшихся сюда в надежде на лучшую жизнь. Юноша из «порядочной» части города Игнасио Каньяс когда-то был членом молодежной банды под предводительством знаменитого грабителя Серко. Через 20 лет Игнасио – известный в городе адвокат, а Серко надежно упакован в тюрьме. Женщина из бывшей компании Серко и Игнасио, Тере, приходит просить за него – якобы, Серко раскаялся и готов стать примерным гражданином. Груз ответственности наваливается на преуспевающего юриста: Тере – его первая любовь, а Серко – его бывший друг и защитник от злых ровесников. Но прошлое – коварная штука: только поддайся сентиментальным воспоминаниям, и призрачные тонкие сети превратятся в стальные цепи…
Номинации на премии:
номинант |
Дублинская литературная премия / International IMPAC Dublin Literary Award, 2016 // (Испания; перевод с испанского Anne McLean) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Пушок, 31 октября 2021 г.
«Закон границы» Хавьера Серкаса.
Испанская современная литература, к сожалению, как правило, мало знакома современному российскому читателю. Но это почти нормально. Увы. Помимо Сервантеса и испанских поэтов «золотого века» у нас знают сейчас в основном Лорку и Переса-Риверте. Книги Артуро Переса-Риверте я сам очень сильно люблю (правда, всёж с некоторым допуском), особенно его циклы про приключения капитана Алатристе и Фалько. А ещё в последние годы к нам пришли книги Карлоса Луиса Сафона, да покоится он в свете. Это, прежде всего, сделавший знаменитым его цикл «Кладбище забытых книг», а затем и более ранние его работы, созданные на стыке сказки, романа для подростков и магического реализма. И вот именно в книжной серии «под Сафона» и вышла у нас книга другого современного испанского писателя, Хавьера Серкаса. Я понимаю издателя, ему лишь бы побольше испанцев издать и продать. )) Но по идее, нахождение данной книги в этой серии совершенно неправильно. Роман Серкаса – это чистой воды криминальный роман, пусть и с небольшим привкусом социальной драмы. Это – слабый вариант знаменитого «черный романа». Увы, Серкас ни разу не Жорж Сименон. И даже не свой земляк Мануэль васкес Монтальбан (цикл повестей которого про частного сыщика Пепе Карвальо я давно уже читаю и люблю). При этом и особо пинать ногами эту книжку всёж не за что. Потому что один раз прочитать её вполне можно. И даже в какой-то мере небезинтересно.
Как и у большинства прочитанных мною (современных) испанских книг
тут будет довольно много социальной составляющей. Время действия – сперва жаркое лето 1978, а потом уже наши дни. Как всегда, будет много стонов о де такой вот типа ужасной минувшей тирании, будет немного физиологии (но в основном вначале, где главные герои ещё по сути подростки) , будет немного истории и культурологи в местном преломлении (но опять-таки намного меньше, чем в тех же романах про Пепе Карвальо; и да, для меня это скорее минус). Итак, лето конца 70-х… Каталония, Испания. Жирона. Мальчик из хорошей семьи волей случая знакомится с «плохой компанией». У него кризис переходного периода, его тиранят сверстники (с этим связана одна из двух реально тяжёлых сцен в романе) – и вдруг он знакомится с настоящим лихим парнем Серко). И отвязной девчонкой (Тере). Которые быстро «берут его за рога» (гхм) и принимают в свою банду. А дальше у парнишки-очкарика начинается лето взросления, любви и уголовщины (сперва мелкой, а потом уже вполне себе довольно тяжёлой). И эти летние месяцы во много определят всю дальнейшую судьбу героев данной книги.
Повествование ведётся как от лица главного героя (парнишки-очкарика), так и от лица писателя-журналиста, а также отставных инспектора полиции и начальника тюрьмы. А всё вместе это как бы образует довольно широкое полотно.
Автор книги поднимает вопрос о подростковой преступности. О влиянии обществ на него. О предопределённости криминальных наклонностей. О гуманизме к падшим. И вот тут, помимо чисто детективных и жизненных перипетий главных героев, мы может наблюдать о т.н. современном гуманистическом отношении к преступности. По сути, почти что к всепрощенничеству. К излишнему долготерпению. К убеждённости что во всём виновато общество – а посему даже закоренелого преступника надо холить и лелеять, облизывать и прощать. Ну как же, он вырос в бедности! Родился при диктатуре! Ай-вэй! Несчастненький!!! А если серьёзно – это скорее не милосердие, а потакание жизни во зле, во грехе. За счёт общества. Что ещё. Поскольку действие происходит в Каталонии, есть местами показ местного провинциального сепаратизма. Но гораздо хуже тут совсем иное. То, что увидел я в некоторых книгах любимого, невзирая ни на что, Перес-Риверте. Это западноевропейский дрейф гуманизма к фиг знает чему, а также курс на дегероизацию личности и истории. Да-да, тот же У.Эко как-то ничтоже сумняшися причислил героическое (`культ героя) к фашизму. Впрочем, для тоталитарных уже по сути леволибералов нынешнего Запада всё, что не они – это уже фашизм. Быть героем – нехорошо. Это же ответственность и порою насилие. И лишняя кровь. Лучше сомневаться. Просто работать. А вместо твёрдых «да» или «нет» (Мф.5:37) говорить «не знаю».
Интересна судьба главных героев данной книги. По сути, все они получили по заслугам. По делам своим. Каждому – своё. И в чём-то это было очень правильно.
А ещё эта книга всёж очень хороша тем, как показано вовлечение обычного подростка в криминальную среду. Незаметно, быстро, случайно. Но слишком часто стоить это будет немало. Как там, «вход копейка-выход рубль». Но всё ещё будет зависеть и от личности самого человека.
Резюме: Если Вам интересна испанская литература и околокриминальные романы «о жизни» — можно и прочитать. В общем и целом, даже практически неплохая получилась книжка.