fantlab ru

Томас Пинчон «Энтропия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.03
Оценок:
67
Моя оценка:
-

подробнее

Энтропия

Entropy

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Группа молодых интеллектуалов весело проводит время на вечеринке с алкоголем и наркотиками, и пытается разобраться в метафизических явлениях и эффектах термодинамики.

Примечание:

Впервые опубликован в газете «Kenyon Review» весной 1960 года.


Входит в:

— антологию «The Best American Short Stories 1961», 1961 г.

— антологию «Nelson Algren's Own Book of Lonesome Monsters», 1962 г.

— сборник «Нерадивый ученик», 1984 г.

— журнал «Иностранная литература №3, 1996», 1996 г.


Похожие произведения:

 

 


Выкрикивается лот сорок девять
2000 г.
Нерадивый ученик
2022 г.

Периодика:

Иностранная литература № 3, 1996
1996 г.

Издания на иностранных языках:

The Best American Short Stories 1961
1961 г.
(английский)
Nelson Algren's Own Book of Lonesome Monsters
1962 г.
(английский)
Nelson Algren's Own Book of Lonesome Monsters
1962 г.
(английский)
Nelson Algren's Book of Lonesome Monsters
1964 г.
(английский)
Slow Learner
2000 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит».

Удивительное дело — сколько ни читал этот рассказ ,не обращал внимание на то, что его действие происходит в феврале. И по настроению, и в чем-то по содержанию он очень созвучен дебютному стихотворению Бориса Пастернака, хотя и написан сорок семь лет спустя по другую сторону Атлантики. Видимо, не зря так много внимания Пинчон уделил в «Энтропии» русской музыке (которую его соотечественники теперь отменили!) — часть русского духа и миросозерцания в рассказ проникло))

За истекшие два года мое мнение о тексте практически не изменилось (разве что в формулировках я сейчас был бы помягче)), так что добавлю несколько свежих наблюдений, только усиливших мой восторг от текста.

О, конечно же, четверть века спустя Пинчон строг к этому раннему тексту. Мол ,слишком наукообразно, даже псевдонаучно — вплоть до того, что молодой Пинчон грипп-испанку (термин на испанском и употреблен) посчитал каким-то модным европейским неврозом. Однако в науке есть бесспорное правило — формула или уравнение всегда умнее своего создателя, если верно, конечно. Так и состоявшееся художественное произведение (если художник талантлив, и это не результат слепой удачи) всегда умнее своего автора. «Энтропии» это тоже касается на прямую.

Персонаж рассказа Каллисто предсказывает «тепловую смерть» американской культуры. И предсказание попало в точку. Охватив весь мир, она достигла предела своего распространения и стала неизбежно превращаться в полный хаос. Земляне покупают столько кока-колы, смотрят столько голливудских фильмов и читают столько американских комиксов, сколько могут и ни йотой больше! Никакое качество не изменит количество продукции, а значит и качество будет неуклонно снижаться и падать средний уровень, а потом...

Мало того, литературная игра дерзкого молодца распространяется даже в те области ,о которых он, пиша рассказ, не мог и понятия иметь. Пинчон выбрал свою среднюю температуру в 37 по Фаренгейту потому, что по Цельсию это +3, а температура человеческого тела по Цельсию как раз около +37. Но ведь речь идет о всей Вселенной. Так вот тебе продолжение метафоры, мистер Пинчон, — температура реликтового излучения, пронизывающего всю Вселенную, сейчас как раз +3 по Кельвину. О чем автор знать не мог, ибо излучение это было открыто только в 1964 году! Вот это я понимаю зверская интуиция художника.

И она работает в разных плоскостях, ибо:

«И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд».

Тут у него опять появляется персонаж — второстепенный — мужчина 30+, ученый по имени Сол, внезапно оказавшийся на пороге серьезного жизненного выбора. Напророчил себе что-то нехорошее на этот возраст Пинчон в ранних рассказах, потому что есть у меня стойкое подозрение, что не случайно между публикациями «Радуги тяготения» и «Винляндии» семнадцать лет прошло. Предвидел он какой-то сильный слом в свои 30+. Ну, дай бог, доживем до мемуаров о нем, и узнаем побольше.

Но уже сейчас понятно, что рассказ он в двадцать один год создал великий. «Энтропия» написана одновременно в ключе сразу двух направлений испанского театра 17 века — поэтическая драма и комедия глупцов, а также как музыкальная композиция. Он даже заканчивает рассказ музыкальной фразой, записанной словами, и смолканием инструментов.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одно чтение в честь юбилея Пинчона. Совпало, что тоже премьерное. Я «Энтропию» читал уже раза три или четыре, но все по сборнику «Симпозиума», а тут оказалось, что давным-давно скачал из Сети перевод Сергея Кузнецова и вот с ним ознакомился. Он отличный, рекомендую!

В позднейшем автокомментарии Пинчон говорил, что не надо относиться к этому тексту серьезно. Это не творческий манифест, а молодая шалость, интеллектуальная проказа. И ведь действительно — Пинчон, он не о тепловой смерти, не о том, что все равно всему и ничто не имеет смысла, раз конец один — энтропия вселенских масштабов. Пинчон о яростной борьбе за справедливость, человеческое достоинство и право самим решать свою судьбу. Об этом все его великие романы.

Скорее, в еще одного постмодерниста, холодного игрока в литературные бирюльки, а-ля Набоков-лайт, его стремится превратить псевдоинтеллектуальная американская профессура, грантожоры на подачках Капитала. Сделать Пинчона безопасным, редуцировать до всего лишь изящной словесности — их задача.

Однако, в рассказе явно считываются эсхатологические мотивы. Живое превращается в мертвое, но нет реакции отчаяния и скорби. Текст не вызывает уныния. Концы с концами не сходятся.

После чтения, оставаясь в недоумении, я задремал. И приснилась мне сюрреалистическая вечеринка каких-то полоумных киноманов, которые постоянно крутят по видео один и тот же фильм, каждый раз добавляя перед экранам нового зрителя. И при этом однообразно стонут о том, что кинематограф пришел в окончательный упадок (обожаю, когда четкие тексты вызывают видения, значит, проникло прямо в подсознание, крепко вставляет!)

Проснувшись я понял, где ответ. Он в фигуре Митболла — хозяина безумной многодневной вечеринки. Его мир постепенно скатывается в мельтешащий хаОс. И у него есть выбор — попустительствовать тотальному разложению бытия, самоустраниться или восстать. Он предпочитает занять активную позицию и начинает планомерно вносить порядок в хаос, противостоять энтропии, без твердой уверенности в окончательной победе (в финале вечеринка замирает в шаткой неопределенности). Но сам выбор прекрасен — Пинчон все-таки о силовом наведении гармонии, а не о равнодушии или отчаянном бездействии (Кстати, на фоне последних событий многие норовят умыть руки и самоустраниться в ожидании всеобщей гибели. Но я на стороне мужественного американского прозаика!).

Однако эстетическим манифестом этот рассказ все-таки является. Все любимые штучки Томаса Раглза здесь танцуют и сверкают — ироничный стиль, смесь грубости и философичности, вечеринки, паранойя, научная фантастка (люди — это запрограммированные биологические машины) — кордебалет идей и приемов.

И какая потрясающая точность деталей — сколько таких вечеринок я перевидал, с музыкантами, солдатиками и студентками в одной тусовке, со сколькими стареющими хипстерами, годами не выходящими из своих апартаментов-оранжерей, общался. Портреты и зарисовки их едки и верны.

Этот рассказ и есть само преодоление хаоса и энтропии.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пинчон выносит в эпиграф отрывок из «Тропика Рака» Миллера, завершающийся словами «Погода не переменится.» В пандан Миллеру я поддакну эпиграфом из Летова — «Я никогда не поверю в перемену погоды». Интересно, кстати, читал ли Летов Миллера и Пинчона.

Программный рассказ Пинчона, затрагивающий тему, которая в дальнейшем будет интересовать его всегда — энтропию.

Если читать много малой американской прозы, можно заметить, что существует вполне устойчивый, хоть и редкий сюжетный архетип, который можно назвать «дело было на вечеринке». Гейман, Буковски, половина рассказов в антологии «Диско 2000». Понятно, почему авторы используют этот приём — возможность свести в одном месте любое количество совершенно разный персонажей; так как вечеринки редко проходят на трезвую голову, это позволяет добавить мощные драйверы сюжета — сексуальное напряжение, безумные пьяные разговоры и даже сюр и сверхъестественное. А мастера пера просто обрывками разговоров создают целый мир или рассказываю полноценную историю.

Вот и в «Энтропии» одна из сюжетных линий — вечеринка Пельменя Маллигана по поводу перезда, продолжающаяся уже сорок часов. Спящие где попаломдевицы из АНБ, начинающий джаз-бэнд; несчастный влюблённый и прочие любопытные персонажи. Второй линией — сосед Пельменя сверху, пожилой мужчина Каллисто, свихнувшийся на почве второго закона термодинамики и неизбежной тепловой смерти Вселенной. Каллисто выстраивает хрупкую оранжерейную экосистему, с растениями и птицами, никогда не выходит из дома, но живёт с молодой вьетнамкой Обад, тоже страдающей как минимум ОКР. Откуда она, кстати, взялась?

Много физики и музыкальных терминов.

Я примерно понимаю, что хотел сказать автор — хаос жизни, страх перед смертью и внешним миром. Опять автобиографичные эпизодические морячки из ВМФ и невольно проникшие в текст мечты о затворничестве. Пельмень мечтает запереться в кладовке на вечеринке в своей квартире, Каллисто живёт в своём вечном гомеостазе.

Рассказ о том, как может выбить из колеи уличный градусник, замерший на одной и той же температуре.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пинчон и здесь любит перепрыгивать с одного на другое, поэтому понять, о чем он пишет действительно непросто. По сути, он попытался распространить закон термодинамики на компанию будущих хиппарей, и шире — на всю культуру. Но галактика, двигатель и культура действительно не являются закрытыми системами, и уж тем более изолированными, для которых только и работает закон об энтропии. Пинчон сложен, непонятен, и характерен некоторым однообразием своей сложности, наиболее полно проявившейся в «Радуге тяготения». Поэтому читать его утомительно. Но если в «Радуге тяготения» была пронзительность и мощная эзотерически-философская компонента, то «Энтропия» этим похвастаться не может. Даже несмотря на то, что она является программным произведением писателя, необходимым для понимания его творчества.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что я могу сказать...

[i]«...любая закрытая система — будь то галактика, двигатель, человеческое существо, культура или что угодно — самопроизвольно движется к Наиболее Вероятному Состоянию.»[/i]

Ничто из этого не является закрытой системой, дорогой Пинчон.

В целом же я совершенно не понял, о чем этот рассказ. Какой-то поток сознания.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх