Роджер Желязны «Мёртвое и живое»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Борк — существо, родившееся в ядре умирающего солнца. От человека в нем почти ничего нет, если не считать одной «малости» — он способен любить...
Входит в:
— антологию «Nebula Award Stories 10», 1975 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year #4», 1975 г.
— антологию «Time of Passage», 1978 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here», 1979 г.
— сборник «Последний защитник Камелота», 1980 г.
— антологию «Space Odyssey», 1983 г.
— антологию «My Favorite Science Fiction Story», 1999 г.
— сборник «This Mortal Mountain», 2009 г.
— журнал «Lightspeed. Issue 104, January 2019», 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1974 // Рассказ | |
номинант |
Юпитер / Jupiter Award, 1975 // Рассказ |
- /языки:
- русский (7), английский (14)
- /тип:
- книги (20), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Гурова (7)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 20 января 2025 г.
Очень лирично, одновременно печально, и необычно. Желязны умеет создавать такие вещи. Человек стал существом, которое существует за счёт искусственных частей, он мог бы жить вечно, но если бы только существовал как машина. Но он был и остаётся человеком, потому что может любить, и принимать любовь. И его сердце может разорваться от горя. Существо по имени Борк могло умереть по настоящему, а могло и фигурально — могло умереть только его сердце.
Если нет сердца, человек мёртв и так, даже если что-то бьётся в груди.
Тимолеонт, 5 сентября 2024 г.
Вот примерно такие мысли мне приходят в голову, когда слышу пафосные фразы вроде «любовь спасёт мир». Может, спасёт, а может, добьёт. Очень глубокий, серьёзный и грустный рассказ.
iskender-leon, 21 декабря 2013 г.
Трио рассказов неразрывно связаны в моём сознании. «Отель «Танатос» Андре Моруа. «Седьмая жертва» Роберта Шекли. «Мёртвое и живое» Роджера Желязны. 1937, 1953, 1974 года. Сюжетно эти произведения родные братья. С большой долей вероятности можно предположить, что Шекли читал рассказ Моруа и почти наверняка, что Желязны читал рассказы обоих. Моруа был первопроходцем. Шекли поднажал на психологическую линию и перевёл основу сюжета на социальные рельсы. Следующему желающему надлежало очень постараться, чтобы перекроить и перелицевать эту историю почти до неузнаваемости и сказать что-то новое.
Он смог. Совершив при этом своего рода литературный подвиг, Роджер преобразовал тёмную, жестокую, давящую историю в повествование настолько лиричное, насколько это вообще возможно, когда речь идёт о смерти. Читая Моруа, я ощутил шок. Читая Шекли — гнев. Читая Желязны — глубокую печаль. А имя существу было Борк и родилось оно в ядре умирающего солнца...
god54, 7 июля 2011 г.
С моей точки зрения — это плод размышления автора о любви, настоящей любви, которая рождается в таких невероятных условиях, когда даже часть человека, но сохранившая его человеческую сущность может любить и приобретать радость. Но зачем же смерть? И, что это за Центр? Вопросы, вопросы... Или же это размышление о смысле эвтаназии? Достойно ли человека выполнять эту функцию вместо Бога? Жаль, что вопросов больше, чем ответов, а это лично меня оставляет неудовлетворенным.
Сказочник, 11 августа 2011 г.
Когда последнее человеческое в тебе убивает любимый человек, больно не становится. Становится никак. Просто никак.
duke, 2 июля 2008 г.
Рассказ с одной стороны — очень лирический, с другой — какой-то «невнятный». И к тому же, имхо, переполнен «красивостями». Средненький такой рассказ...
Ruddy, 26 января 2007 г.
Грустно, когда в тебе погибает последнее Живое чувство, а именно — любовь...
olvegg, 30 ноября 2007 г.
Рассказ сильно напоминает «Отель Танатос» Андрэ Моруа. Похожий сюжет, перенесенный в фантастические декорации. Но не совсем идентичный...
квинлин, 22 сентября 2007 г.
Печально, когда такое чувство, как любовь, используют во зло...
Mandor, 19 декабря 2008 г.
«ПО БЕРЕГУ БРОДИТ ПРЕДМЕТ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОТОРОГО МЕРТВА...» :eek:
Каково начало!!! Просто волосы ДЫБОМ становятся от ТАКИХ ВСТУПЛЕНИЙ!!!
Когда Желязны начинает размышлять о ЖИЗНИ и СМЕРТИ я просто впадаю в интеллектуальный ступор, тупо пасую перед МЫСЛЬЮ АВТОРА!
...по берегу бродит ПРЕДМЕТ, человеческая ЧАСТЬ которого... МЕРТВА...
можно выделить слова по-другому:
... по берегу БРОДИТ предмет, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ часть КОТОРОГО мертва...
Как ни крути, ощущения жутковатые... .Любопытно, а что думал по этому поводу САМ АВТОР?
Уже не узнаем... Но на мой взгляд, это одна из ВЕЛИЧАЙШИХ вещей ЖЕЛЯЗНЫ!
Впрочем, мне затруднительно выделить САМУЮ ВЕЛИКУЮ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЕЙШУЮ из работ ГЕНИЯ!
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ!!!
ТРАДИЦИОННО ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ОБИЛИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕКСТА ( К АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА, КОНЕЧНО)