Яцек Дукай «Сердце Мрака»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Спустя десятилетия после победы Германии во Второй мировой — несколько держав в многосторонней «холодной войне», овладев межзвездными полетами, борются за право обладания дальней космической колонией...
Авторское примечание к этому произведению гласит, что лучше всего его читать под музыку группы Rammstein.
Входит в:
— сборник «Król Bólu», 2010 г.
— антологию «Формула крови», 2011 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1999 // Польский рассказ года | |
лауреат |
Серебряный Глобус / Srebrny Glob, 1999 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1998 // Рассказ |
- /языки:
- русский (2), польский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- М. Ковалькова (1), С. Легеза (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 9 января 2025 г.
Недавно прочел «Сердце тьмы» Конрада, которым вдохновлялись и Коппола в «Апокалипсисе сегодня» и Дукай в «Сердце Мрака». У Дукая повесть даже также разбита на три части.
Конрад — дитя модернизма с ужасно раздражающей фигурой умолчания, из-за чего повесть вышла невнятной. У Копполы — изживание свежей травмы Вьетнама и копание в изменениях человека на войне. У Дукая — альтернативно-историческая НФ.
Все три вещи помещают действие в максимально недружелюбное среднему западному человеку место: условная Конго с буйными джунглями и лихорадкой у Конрада; вьетнамские джунгли у Копполы; дендрофунгусные джунгли на тектонически активной планете у Дукая.
Дукай, наследуя Конраду, много времени уделяет экзотической флоре и фауне Мрака. И получается впечатляюще. Но всё равно проскальзывает ощущение, что противостояние Рейха, сталинистов, янки и японцев автору ничуть не менее интересно, чем буйная экосфера Мрака.
Гора родила мышь — интересная политика будущего, быт и разложение уберменшей, неуловимость Дьявола Лещинского, мрачная лебеншпирале в лебеншрауме и такое банальное разрешение загадки Ада.
Да, есть ещё белой ниткой пришитые рассуждения о свободе, но они крайне неубедительны.
За экологию Мрака — десятка, за сюжет — шестерка, итого семь баллов.
7(ХОРОШО)
И да, самое ненаучное допущение, что люди могли бы дышать на Мраке без приспособлений. Но иначе не получилось бы сюжета.
Lilian, 28 сентября 2024 г.
Завершающая повесть сборника. И снова весьма непросто «разложить по полочкам» свои впечатления.
Примем за аксиому: автор умеет писать, то есть затрагивать сложные вопросы, придумывать необычные декорации и экспериментировать с формой подачи истории. Это факт. Но дальше в каждом конкретном случае начинается лотерея: а насколько ты совпадешь с авторским видением на этот раз? Не говорю за всех, но у меня на страницах сборника происходило именно так.
Сердце Мрака, если отбросить почти всё и оставить один сюжет, это история, случившаяся во время попытки колонизации одной планеты. Мрак затянута непроглядными тучами, полна зловонных испарений и жизни. Жизнь здесь — это кипящий бульон из существ, влажное болото, где постоянно кто-то бегает, летает, ползает, охотится и спаривается. Существ меняющихся и эволюционирующих столь быстро, что зачастую обгоняющих любое понятие направленной эволюции. Хаос жизни. И да, тут нельзя не поймать параллели с «Глазом чудовища» из этого же сборника — только там хаос был машинный и бездушный, а здесь биологический и чуть более осознанный.
Мир мрачный и неприятный — начиная с чисто эстетических деталей чужой планеты и заканчивая личностями колонизаторов-землян. Ибо здесь альтернативная временная ветка, где космос осваивают сохранившийся Третий Рейх, обезличенные янки, милитаризованные японцы и «красный» Советский Союз. Мир взаимной ненависти, вооруженных угроз, постоянно меняющихся политических раскладов и вполне узаконенного по крайней мере на части территории деления всех разумных на людей и недочеловеков.
И вот главного героя отправляют в Ад убить Дьявола… И можно не сомневаться, что эти метафоричные прозвища куда ближе к истине, чем можно было бы надеяться.
В общем, история неприятная, осознанно неприятная. Как по декорациям, так и по задействованным персонажам. К тому же ближе к финалу переходящая в галлюциногенный трип главного героя, его изменение, ломку и постепенную потерю собственной личности под влиянием местной биосферы и существ, её населяющих.
Разумеется, есть здесь и слой общефилософский — человеческие страхи, грехи и заблуждения, богоборчество и потеря себя.
Но, но… В этот раз я снова не совпала с авторским видением и стилем. Слишком неприятное здесь… всё. Нет места эмпатии, не за что зацепиться. И финальные кадры воспринимаешь почти с облегчением.
Оценка поэтому традиционно субъективна, мера впечатления, а не качества.
Zangezi, 14 января 2025 г.
Очевидная перелицовка «Сердца тьмы» соотечественника Дукая Конрада. Плюс мотивы «Острова доктора Моро» (кстати, «Моро» и «мрак» одного корня). В отличие от «Глаза чудовища» здесь сделан упор именно на создание соответствующей атмосферы, автор даже дает указание читать под музыку Rammstein. И в общем, вполне получилось.
Правда, несколько пострадала логика повествования. Осталось непонятным, как же выживал поначалу Лещинский, пока не научился выращивать еду в джунглях, как уходил от ударов с воздуха, как обрел способность видеть во тьме и т. д. Мир, который придумал Дукай фоном, кажется слишком избыточным для его задач: так, главный герой ничем особо не демонстрирует, что он нацист, солдат Третьего Рейха, скорее даже наоборот.
Вообще фигура Лещинского как-то мало удалась автору. За что его прозвали Дьяволом? За пару пафосных радиопередач? В итоге «Дьявол» скопытился от первого же удара копьем. Удивительно другое: как смело поляк Дукай сделал отрицательного персонажа поляком, а положительного — немцем, еще и нацистом. Впрочем, конечно, это не ревизионизм, а мышление поверх рас и границ.
В целом можно только посочувствовать этому миру, где на арену вскоре выйдет обнаруженный Лещинским и Эрде «механизм сверхадаптации». Мало никому не покажется. Могла бы спасти ситуацию полная зачистка планеты, но ведь каждая сторона будет до последнего тянуть к себе одеяло Мрака.
P.S. Переводчик и редактор с немецким языком явно не справились. Mikrozählwerk нужно транскрибировать не микрозэлверк, а микроцэлверк. Lebensraum — не лебеншраум, а лебенсраум, лебенс-раум. Не лебеншпирале, а лебенсшпирале, потому что Lebensspirale, а не Lebenspirale.
Luсifer, 30 декабря 2024 г.
Главный герой отправляется с опасной миссией сквозь враждебные джунгли чужой планеты, причем в какой-то момент стирается грань между путешествием физическим и экзистенциальным...
В этот раз Дукай написал совсем небольшой рассказ из трех частей, общим объемом в 60 страниц. При том ему удалось настолько плотно утрамбовать идеи и описания, что рассказ одновременно воспринимается и как полноценное самостоятельное произведение, и как фрагмент большей истории (но, увы, несуществующей).
Как по мне, особенно хорошо удалась вторая глава с ее описаниями чужеродной флоры и фауны, развивавшейся и существующей по своим законам, чуждым эволюции на Земле. Путешествие персонажа в одиночку сквозь эту местность расписано очень образно и насыщенно, словно собственной кожей ощущаешь инородность, опасность и густую, липкую тяжесть воздуха джунглей.
В целом, «Сердце мрака» хочется назвать своеобразной смесью из фильма «Апокалипсис сегодня» и мультсериала «Царство падальщиков». (Если вам нравится что-то из этих произведений, очень рекомендую ознакомиться с остальными.)
heleknar, 12 февраля 2025 г.
Отзыв написан в рамках Книжного Клуба Фантлаба.
Ну да, стилизация под «Сердце тьмы» Конрада. Но в мире, где Третий Рейх не пал и где летают космические корабли «Адольф Гитлер» и «Иосиф Виссарионович Сталин», как-то уже становится всё равно на стилизацию и хочется узнать, как мир дошел до жизни такой. Но это автор изливает свои польские национальные комплексы, я так думаю. Опять слишком путанно, слишком психоделично. По итогам чтения сборника могу сказать, что Дукаю не хватает хорошего литературного редактора, который бы его контролировал и не давал скатываться в галлюцинаторный бред. Автор скорее разочаровал. Читать другие его произведения не хочется.
majj-s, 22 сентября 2024 г.
«Сердце Мрака» снова оммаж, на сей раз, ну, вы поняли. Будущее альтернативного мира, в котором Второй Мировой не было или она закончилась не так, ведущие мировые державы колонизируют Ад (у планеты есть официальное название, но оказавшиеся здесь другим, кроме Ада, не пользуются. Темень, вонь, необычайное многообразие здешней белковой жизни несовместимо с человеческим метаболизмом (жрать местную дичь нельзя, помрешь). Рейхс-офицер со знанием польского языка прибыл с миссией уничтожения беглого унтерменша из поляков, который, вопреки всему, не загнулся в этих джунглях, а умудрился наладить радиовещание и грозит фашистам карами, постоянно меняя позицию. отчего бомбардировки предположительных локаций не дают результата. Он найдет и «Сердце тьмы» вам в помощь для понимания.
lammik, 30 января 2025 г.
Тот самый случай, когда в небольшой рассказ очень много всего помещено. Нацисты, противостояние сверхдержав на далёкой планете, эволюционные механизмы, отсылки к предшественникам. Получилось атмосферно, но не более того. Идея о том, что поедая кого-то, воспринимаешь его во всей сложности, уже встречалась. А если её убрать, то останется только агрессивная и чуждая человеку природа планеты. Но и про это уже много где доводилось читать начиная с «Неукротимой планеты».
В итоге рассказ состоит из сплошных умолчаний. Неясно, что произошло в прошлом, раз на Земле появились аж четыре сверхдержавы. Непонятно, что такого ценного в планете Мрак, что из-за неё такая грызня происходит в нечеловеческих условиях. Загадкой остаётся и то, почему Лещинского прозвали Дьяволом. Зачем его так важно найти и обезвредить? Почему туда посылают одиночку «с колёс»? Главный герой — военный, для него в приоритетах исполнить приказ без лишних рефлексий. Читатель же получает картину мира с громадными белыми пятнами, при этом не поддающуюся логике.
То ли автору тесно в формате рассказа, а идей у него на цикл романов, то ли скучно доводить их до ума, и он позволяет читателю самому заниматься додумыванием деталей.
Aleks_MacLeod, 25 августа 2011 г.
Уже по заглавию и эпиграфу повести становится понятно, что Дукай собрался обыграть в своем произведении элементы сюжета и атмосферы классической работы Джозефа Конрада и не менее классического фильма Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».
Однако Дукай не просто перенес время и место действие в будущее, он создал целую альтернативную реальность, в которой Третий Рейх победил во Второй мировой войне и теперь борется с американцами, русскими и японцами за влияние не только на родной планете, но и за ее пределами. Например, на отдаленной планете Мрак. Официальное имя небесного тела отличается в документах каждой из сторон, однако все колонисты вынуждены согласиться в одном — на поверхности царит постоянный мрак, и ни один солнечный луч никогда не достигает земли.
Но, как и у Конрада, настоящая тьма таится совсем не в дебрях населенных множеством разнообразнейших созданий джунглей Пекла, а в сердцах и душах людей, как арийских солдат, так и отправляемых туда у-меньшей. И с этой тьмой бороться куда труднее. И вот здесь, на психологическом уровне и производимом на читателя впечатлении, Дукай-то своему знаменитому соплеменнику и проигрывает. Несмотря на буйство красок (даже у темноты есть свои разнообразные оттенки) и богатство воображения, на фоне волшебного и пронзительного «Сердца тьмы» повесть талантливого польского фантаста смотрится бледно и далеко не так выразительно.
armitura, 18 июля 2011 г.
О Яцеке Дукае в последнее время на любимом ресурсе доводилось слышать все чаще и что ж, первый же прочитанный рассказ подтвердил, что этот небольшой ажиотаж ни в коей мере не является преувеличением.
В «Сердце мрака» можно увидеть отголоски великого фильма Копполы «Апокалипсис сегодня», но это ни в коей мере не идет в минус. Потому что за узнаваемостью сюжетной линии стоит оригинальность подачи и новизна трактовки, а мир, описанный Дукаем в этой небольшой (50 страниц) повести по своей необычности, интересности и прописанности в легкую уделывает иные многотомные эпопеи. Космические базы «Третьего Рейха», посылаемые на верную смерть «недолюди», один из которых, оказавшись в Мраке, создает свою армию, свою религию со своим культом. Несмотря на сжатый объем, Дукай не забывает время от времени «угощать» читателя интересными подробностями своего мира, особенностями флоры и фауны Мрака (возможно, самые «вкусные» моменты повести, хотя берет она, безусловно, не этим), а кровавый ритуал Дьявола — очень впечатляющий эпизод.
Концовка, пожалуй, предугадывалась, но это ничуть не портит рассказ, наоборот, является логичным его завершением.
«Сердце Мрака» — отлично написано и не менее удачно переведено. Как и у Копполы, за первым слоем проступает второй, а там где-то еще проглядывают мысли, на которые я, пожалуй, постараюсь обратить внимание, когда буду перечитывать рассказ (а делать я это, несомненно, буду). Очень надеюсь, что Дукай еще появится на книжном рынке Одессы и я с удовольствием поставлю на полку как сборник его рассказов, так и полновесный роман. Что-то мне подсказывает, что его книги в моем дальнем ящике не залежатся.
Lartis, 11 ноября 2011 г.
Незаурядностью, тоскливой беспросветностью, неожиданностью и осязаемой реальностью альтернативного мира, созданного автором, повесть «Сердце мрака» напоминает произведения российского фантаста Василия Щепетнёва («Седьмая часть тьмы», «Марс, 1939 г.» и др.), а плотностью идей и информационной насыщенностью — классические вещи соотечественника Дукая Станислава Лема.
Жаль, что на русский язык переведена лишь малая толика творчества Яцека Дукая...