Август Дерлет «Лабан Шрусбери»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток | Восточная Азия ) | Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации | В открытом океане ) | Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка | Латинская Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Цикл рассказов о профессоре Шрусбери, который противостоит культу Ктулху и других Властителей Древности. В каждом рассказе профессор находит себе нового помощника, как правило, писателя, пишущего о таинственном, либо исследователя, исследующего загадочное. Вместе они наносят очередной удар зловещему культу.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
- /языки:
- русский (1), английский (11)
- /тип:
- книги (7), периодика (5)
- /перевод:
- С.Б. Теремязева (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aclo Aigiz, 11 ноября 2022 г.
Весьма интересный цикл.
Да, оригинальностью, хорошим сюжетом, лавкрафтовскмм ужасом здесь и не пахнет. Но зато Дерлет предложил ряд интересных новинок и идей, для любителя Мифов Ктулху представляющих определенный интерес. Тем более после лавкрафтовской безысходности и бездействия главных героев хочется чего-то говардовского, только в рамках мифологии — и тут выручает профессор Лабан Шрусбери, который активно борется с Властителями Древности и зловещими культами.
Да, рассказы в общем однотипны, допрос Альхазреда не слишком проработан, но «Черный остров» мне понравился особо. Неужели люди настолько окажутся слабыми, что даже не попытаются сразится с Древним Ужасом? Нет, нельзя жить только тем, что человек не способен понять и противостоять божествам Мифов Ктулху. Да и разве это после сотого рассказа не приесться?
В общем, советую прочитать.
И напоследок. Мифы Ктулху продолжают жить, а раз они живут, то они эволюционируют. Что-то меняется, что-то привносится. Дерлет, Кемпбелл, Ламли, Прайс, Лин Картер — они молодцы. Пусть не все рассказы хорошие, но есть шедевры, например, «Роющие Землю» или «Очень холодная война».
Кел-кор, 3 февраля 2015 г.
Не так уж много я читал разной (в смысле — помногу от одного автора) «ктулхианы», особенно оформленной как циклы и сериалы. А Дерлет всегда привлекал моё внимание, даже несмотря на то, что его «Мифы» оставляют желать лучшего.
Лабан Шрусбери — это, если хотите, некий аналог супермена в мире Ктулху. Во время чтения цикла меня не отпускали стойкие ассоциации с сериалом Александра Лидина «Льды Ктулху». Хоть я и осилил из четырёх романов только два, этого мне хватило, чтобы составить впечатление о работе Лидина. Фредерикс, один из главных героев «Льдов Ктулху», является действующим лицом первого романа, поучая и наставляя юного падавана на тропах войны с Великими Древними. Во втором романе он уже превращается в этакого всезнающего и вездесущего помощника героя, который не появляется на «передовой», но без которого тот и шагу бы не ступил. Что там случилось дальше с лидинскими бесстрашными персонажами, не знаю...
Так вот, у Дерлета Лабан Шрусбери — тот же Фредерикс, только американский. Он ведёт борьбу с Ктулху практически в одиночку, путешествует в иные миры, перемещается с Земли на Гиады и обратно... Ужасные птицы-посланницы Хастура Невыразимого у него чуть ли не с руки крошки едят. Он обладает многими знаниями и видит на два, три, десять шагов вперёд! Вылавливает людей, натолкнувшихся на тайны Ктулху, и помогает им скрываться от преследования Глубинных тварей, одновременно агитируя на борьбу с Тем, Кто Сидит В Пруду... то есть, в Р'Льехе!
Но понимаете, в чём дело... Такая постановка вопроса — бравый Шрусбери сотоварищи против всего иннсмутско-глубоководного выводка — как раз и убивает лавкрафтовский ужас на корню! Кто-то находит в этом цикле что-то говардовское — но я обнаруживаю лишь только самое малое сходство. Непреклонная решительность героев присутствует, да, однако она подана совершенно не так, как это делал техасский Мастер. Один на один с каким-нибудь ктулхуподобным созданием мог выйти только Говардов Варвар — в принципе, любой из них, не только Конан. И то это была бы местечковая стычка, уж никак не битва за спасение мира. А чтобы современный человек у Говарда совершил такой подвиг?.. Сильно сомневаюсь...
Но у Дерлета именно так всё и происходит. Шрусбери и его команда — ни много ни мало — спасают мир от вторжения Великого Древнего. Где здесь мрак, кошмар и ужас, где заветы дедушки Лавкрафта? Нет, это понятно, что рассказы изначально не позиционировались как атмосферный затягивающий хоррор, но в таком случае обратим внимание на вторую составляющую и также обнаружим некоторые проблемы.
Приключения. Повествование недостаточно «живое» для нормальных приключенческих историй, разве что в заключительном «Чёрном острове» дело идёт бодрее. Описание расследований каждого из героев в каждом произведении не играет ни на «страшную», ни на приключенческую составляющие сюжета, а из таких описаний складывается добрая половина цикла! Опять же, вспомним Говарда — вот кто умел грамотно смешивать динамику с атмосферой! Воспользуйся Дерлет заветами дедушки Роберта, и Шрусбери получился бы гораздо симпатичнее...
Напоследок вспомню и самого Дерлета. Другой его окололавкрафтовский сборник, «Маска Ктулху», состоящий из шести рассказов, я прочитал уже давненько и совсем не был от него в восторге. Однако на фоне этих рассказов те истории в общем и целом выглядят лучше. По крайней мере, они написаны, можно сказать, по «ктулхианским» канонам.
А ещё лучше выглядят некоторые рассказы Дерлета, к «Мифам Ктулху» вообще отношения не имеющие.
opasnoeleto, 6 ноября 2012 г.
На удивление неплохой, местами даже интересный цикл произведений о неутомимом борце с Ктулху профессоре Шрюсбери, этаком Ван Хельсинге в мире Мифов Ктулху. Сразу стоит оговориться, что ничего нового по сравнению с лавкрафтовской классикой Вы тут не найдете, лавкрафтовского ужаса и обреченности в рассказах цикла нет. Зато обильно присутствует Говардовская решимость героев. Да, им страшно, но они все равно решаются на борьбу с Ктулху, используя при этом любые методы вплоть до взрывов и физического уничтожения глубоководных и их последователей. Итог: у Дерлетта получился крепкий приключенческий цикл, без претензий на эстетство от хоррора, но весьма приятный для чтения.