Андрей Балабуха «Любовь к повапленным гробам, или Опыт некрофагии»
Известный фантаст размышляет не столько о самом произведении Дашкова, сколько о причинах его появления: закате Золотого века литературы и пессимистической тенденции в фантастике, вынуждающей авторов обращаться к мистико-религиозной тематике.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 10 августа 2024 г.
Можно считать эту рецензию на роман Дашкова отдельным литературным произведением Балабухи, ибо в своем отзыве он использует не сухой журналистский, а витиевато-литературный стиль. Самому роману посвящено не так много слов — большую часть отведенного ему издательством места российский писатель посвящает философским рассуждениям об изменении ключевой парадигмы современной фантастики, вынужденной описывать мрачный мир живых мертвецов вместо увлекательных космических приключений, как это было в лучшие годы советской литературы. Причины ухода в мистику и готику автор статьи видит в «утере веры» в прогресс и справедливость. Действительно, прошло ровно 70 лет с момента написания «Туманности Андромеды», а мир светлого будущего так и не наступил. Более того, прогресс сильно замедлился, отвлекся на более приземленные цели: вот уж как 52 года человек не оставляет своих следов «на пыльных тропинках далеких планет». Судя по недавним сообщениям прессы, он вряд ли исправит это упущение в ближайшие 10 лет. Поэтому фантасты охладели к космической фантастике и начали писать сказки и мистические произведения, окрашенные в темные тона. Возможно, это недалеко от истины, но всё же не вся истина целиком. Скорее, писатели из экс-СССР просто пытаются освоиться в нехарактерной для былой империи отрасли, которая всегда считалась у нас «прозападной». Ник Перумов, к примеру, решил продолжить героическое фэнтези Толкина, а вот Дашков — темное фэнтези a la «Вий» или «Майская ночь» Николая Гоголя. Что ни говори, а вопросы жизни после смерти волнуют читателей не меньше, чем проблемы будущей космической экспансии человека во Вселенную.