Пауль Розенгайн «Радиограмма из иного мира»
Роман «Радиограмма из иного мира» П. Розенгайна («Der Ruf aus dem Äther», 1924) — замечательный образец научной фантастики 1920-х годов на тему радио, по времени предшествовавший «Властелину мира» Александра Беляева и «Машине воли» Жана де Ла-Ира. Профессор Григгс создает прибор, позволяющий считывать и передавать на гигантские расстояния электромагнитное излучение мозга живых людей с помощью радиоволн. Но работу этого прибора засекли живые существа, обитающие на Сатурне. Эти существа решили захватить Землю, воздействуя через прибор Григгса (вопреки воле его изобретателя) радиоволнами на сознание землян.
П. Розенгайн. Радиограмма из иного мира: Роман. Пер. Н. Д-ой (Н. Давыдовой?).
Paul Rosenhayn. Der Ruf aus dem Aether. 1924. Рус. пер. — газета «Сегодня»-Рига, 1925-январь.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 19 мая 2020 г.
Данное произведение — хороший пример того, как можно неинтересно писать об интересных явлениях. Я уж не знаю, виноват ли в этом сам автор или перевод 1924-го года, которым воспользовались современные издатели, но впечатление создалось именно такое. Хотя, казалось бы, тема выбрана самая что ни на есть захватывающая и благодатная — прием радиоволн с далеких планет....
Для начала — текст романа начисто лишен какой либо литературности. Сходу в сюжет вводится пять-шесть персонажей, но автор не утруждается дать каждому из них хотя бы минимальные односложные характеристики (ну например, указать примерный возраст или приметные черты — лысину, худобу, очки, вообщем, что-нибудь такое, чтоб их можно было как-нибудь отличать друг от друга). Ничего этого здесь нет, одни голые фамилии.
Далее — получен сигнал с Сатурна. Неизвестный переводчик данного произведения называет приемное устройство «радиоаппаратом». Эх, вот бы эту тему как-то развить, сделать модель непосредственного контакта с помощью радиоволн более ощутимой и показательной, что называется, дать прочувствовать эффект на расстоянии вытянутой руки. Ничего подобного. Автор начинает углубляться в психологию одного из персонажей, отдаленно показывая его внутренние мучения. Причем описывается все это крайне уныло и тоскливо. Ну и то, что действие происходит в Дании почему-то не добавляет бодрости....
Итого: строго и только для коллекционеров архивной фантастики (да и то, наверное, не для всех).
vokula, 28 сентября 2016 г.
Начинается роман почти как «любовный». Но довольно скоро главной темой становится «радио», модно это было тогда. Доктор Норман Григс двадцать лет занимался разгадкой эфирных колебаний (всех частот), в итоге добился передачи/приёма радиоволн от мозга к мозгу. На волне 10 см он получает странное сообщение неизвестно откуда, путём постепенных усложнений передач изобретённого им «телехора» устанавливает «контакт». Всё это очень похоже на НФ-роман, но вот далее… Другой точкой связи оказывается Сатурн, преступные «сатурняне» воздействуют «мозговыми радио-волнами» на волю землян. Под предводительством Григса преступники всей Земли объединяются, освобождаются из тюрем, создают своё «государство»… В итоге «чудесная машина» связи уничтожена самим же Григсом, трагически погибающим…
Начиналось повествование как вполне прилично написанный НФ-роман, закончилось же вполне антинаучно и даже «по-дурацки»…
РОЗЕНГАЙН П. [также РОЗЕНГЕЙН]
Немецкий писатель и сценарист Paul ROSENHAYN (11.12.1877, Гамбург — 11.09.1929, Берлин) был сыном капитана торгового флота. С отцом немало путешествовал, в школе сначала учился в Англии (выучил английский). В Германии после школы изучал несколько семестров право, но стал заниматься журналистикой. Путешествовал, жил несколько лет в Индии, сотрудничал с британскими и немецкими газетами. С 1915 года по его сценариям сняли десятки фильмов. С 1916-го опубликовал множество книг, детективов в основном. Автор двух «Zukunftsromane», один переведён — «Радиограмма из иного мира».