Пол Остер «Мистер Вертиго»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
На задворках «эпохи джаза», в стороне от гангстеров и бутлеггеров, кудесник Мастер Иегуди обучает малолетнего гопника Уолта летать — в прямом смысле и в переносном. Исполненная сильных чувств и неожиданных поворотов волшебная история — от признанного волшебника слова, знаменитого автора «Тимбукту» и «Нью-йоркской трилогии».
Если корни ранней прозы Остера находили в творчестве Эдгара По, символистов и сюрреалистов, Сартра и Роб-Грийе, Кафки и Беккета, то теперь к этой смеси добавились Марк Твен и Франк Баум. Главный герой «Мистера Вертиго» — это Питер Пэн, трансформированный в бывалого городского гопника, или Гекльберри Финн, обученный левитировать всемогущим магом-наставником. Мораль же этой ностальгической притчи проста: каждый из нас может найти в себе силы для полета.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
redmarie, 3 января 2013 г.
«Мистер Вертиго» — история мальчика-сироты Уолтера Клерборна Роули, начавшего свой жизненный путь бродяжкой в Сент-Луисе, где судьба преподнесла ему чудесный подарок в лице учителя, отца, друга — Мастера Иегуды. Полжизни Мастер искал такого, как Уолт, имеющего дар — особую искорку души, которую не смогли затушить нечеловеческие тяготы жизни. Искусство левитации, которому взялся обучить Уолта Мастер Иегуда, в прямом и переносном смысле — возвышение над обыденностью, стремление к дерзким высотам, попытка стать счастливее, изменить себя и свое окружение в сторону добра.
В романе нет рядовых персонажей. Как главные, так и второго плана — индивидуальности, многогранные, запоминающиеся.
Мастер Иегуда, носящий имя, с еврейского означающее «Хвала Божия», принадлежавшее выдающимся еврейским деятелям, поэтам, философам-мистикам (таким как Иегуда Галеви, Иегуда Хасид), сочетает в себе таинственность и мудрость, бесконечную любовь и жажду открытий, тягу к познанию и мечту поделиться чудом. Мастер находится в постоянном поиске и самосовершенствовании, всю жизнь читая, перечитывая трактат Спинозы, потому что «в этой книге невозможно дойти до конца, она неисчерпаема». Именно такой человек идеален в роли наставника для «шпендрика» Роули, достоин сделать из мальчишки стоящего человека.
На глазах читателя происходит превращение «образца людского ничтожества», Уолтера, сначала в счастливейшего Чудо-мальчика, умеющего летать и ходить по воде. А затем и в мужчину, пережившего эмоциональную встряску, превратившегося в подобие перекати-поля. Но куда бы ни привела жизненная тропа, в каждом деле Уолт добился успешных для себя вершин, прожил жизнь со своими взлетами, и никогда не опустился до позора.
Для меня смысл романа символичен: свои крылья есть у каждого, для полета не обязательно, в буквальном смысле, отрываться от земли и парить в вышине. Дело в постоянном влечении к большему, чем достигнуто, и привнесении этой тенденции во все аспекты существования.
Смешно, конечно, судить обо всем творчестве писателя по одному роману. Но если другие произведения хотя бы в толику такие яркие, живописные, актуальные, жизнеутверждающие, оригинальные стилем и легкие языком, на работы Пола Остера стоит обратить внимание.
Мириам, 26 декабря 2010 г.
Мистер Вертиго для меня — история маленького человека, отхватившего для себя в этой жизни кусочек счастья. Недолгого, мимолетного, но постоянно потом возращающегося уже в других формах и ипостасиях счастья. И уже в конце жизни бывший когда-то Чудо-мальчиком мистер Вертиго смог сказать, что прожил свою доглую жизнь не зря.
Так как идеальных произведений не бывает и какие-то моменты могут не понравиться в любой книге. Меня немного отпугнули методы обучения хождения по воздуху. Скорее похожи эти методы на пытки, которые применяли к преступникам в Средневековой Европе. А тут вдруг почти пытки применялись к ребенку 9-10 лет в 20-ых годах прошлого века в Америке. С другой стороны можно возразить — а как же воспитать дух и сломать уже устоявшиеся стереотипы? Другого способа как то не вижу, особенно в плане смены стереотипов. Пусть жестоко, пусть по-варварски, но эффективно, с достижением конечного результата.
Понравилось то, что автор не стал подробно описывать всю жизнь своего героя, а ограничился только тем, что происходило с ним в 20-30-ых годах, упомянув всю оставшуюся жизнь в общих словах. В какой-то степени эти годы как раз больше всего могли раскрыть героя, остальная жизнь — уже рутина. Кому будет нужна эта рутина, если есть такие интересные годы, как годы перед и время самой Великой Депрессии? Другого такого времени больших возможностей потом уже не было. И только в эти годы можно было стать Чудом, а потом, потеряв всё, начать с начала.
В общем то произведение светлое, необычное и легко читаемое. Не каждый день попадается книга, способная захватить.
Sfumato, 29 августа 2009 г.
Весьма хороший образец магического реализма.
История начинается в середине 20-х годов XX века, на носу Великая Депрессия... Жил-был паренек Уолт в городе Сент-Луисе. Обыкновенное такое дитя улиц, полубродяга, без страха и совести. Жил, не понимая что такое родительская любовь, ведь родители его умерли давным-давно. Из родственников только скорый на расправу дядя — живодер. Но жизнь Уолта проходила не без радостей, он любил эти городские улицы, полные движения. Любил синематограф, полутемные бары, джазовых музыкантов с задумчивыми лицами.
И вот тут-то появляется мастер Иегуди. Он предлагает Уолту стать своим учеником, причем обучаться придется не совсем обычным вещам, главным образом — левитации, ну и между делом — хождению по воде... В лучших традициях магреализма, мы узнаем, оказывается — левитаторы не такое уж редкое явление, история их знает немало. И не какие-нибудь тибетские жрецы, способные оторваться от матушки земли на каких-нибудь жалких пару дюймов, а настоящие летуны. Поэтому, задача Уолта — достичь в этом экзотическом искусстве небывалых высот (в прямом и переносном смысле). Тут сюжетный ход мне показался недоработанным. Что-то черезчур легко и буднично можно научиться левитации, как оказалось...
А так произведение замечательное. Отлично психологически проработанные образы — мастер Иегуда, его возлюбленная миссис Вит (довольно сложные и драматичные отношения, достойные отдельного разговора), Уолт на своем непростом пути превращения из Чудо-Мальчика в мастера Вертиго... Да, история действительно исполнена сильных чувств и сопереживаний героям. И основной вопрос, а что же такое полет в жизни обыкновенного человека ? Стоит ли оно того и что останется после ?
Чудесный легкий язык, изящный перевод.