Пол Остер «В стране уходящей натуры»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Представьте себе не названный, но явный Нью-Йорк после не названной, но всеобъемлющей катастрофы, с полностью разрушенной инфраструктурой, населенный преимущественно бомжами. Для отчаявшихся существуют клубы самоубийц, предлагающие интересные пути выхода, и отнюдь не бесплатно. Кругами этого ада проходит молодая девушка, пытающаяся отыскать своего брата и находящая любовь в залах Центральной библиотеки, обращенной в неприступную цитадель...
В 2008 году экранизацией романа занялся режиссер Алехандро Чомски. Съемки проходят в Аргентине.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 11 сентября 2023 г.
Странноватый эпистолярный роман-антиутопия. Главная героиня пишет своей подруге письмо из неназываемого города, пережившего неназываемую катастрофу, после чего обособившегося от всего мира и живущего по своим странным законам.
Роман весьма небольшой, по объёму — скорее повесть. Тут нет захватывающих дух событий и приключений, ничего из происходящего толком не объясняется. Что случилось? Почему это произошло только здесь? Зачем город отгородился от остального мира? Ответов на эти и другие возникающие вопросы в книге нет и не будет. Автор как бы приглашает читателя поучаствовать в творческом процессе и завершить у себя в голове картину города. Разумеется, в такой ситуации детали сюжета, да и общее восприятие произведения у разных людей будут весьма различны. Что же в этой книге для всех? А для всех фантасмагоричное, очень негостеприимное и некомфортное гетто. Город, переживающий собственную агонию и увлекающий за собой своих жителей. Страна уходящей натуры, из которой постепенно уходят многие вещи и даже сами понятия, бывшие совсем недавно, целую жизнь назад, естественными.
Очень неоднозначная, странная, полная недоговоренностей книга. Очаровывающая и сбивающая с толку одновременно.
Siroga, 8 сентября 2014 г.
Поскольку я не расшифровал практически ни одного авторского намека, то либо их в книге и не было, либо автор и я играем на разных полях. Нет, самые очевидны вещи пропустить трудно — если писатель говорит о некоем городе, то подразумевается город вполне конкретный, а то и целая страна; если речь о группе людей, то, скорее всего, имеется в виду нация, народ или даже всё человечество.
Но я так и не понял — зачем? Достаточно интересно написано про скитания героини в поисках брата в безумном разрушающемся городе, где каждый выживает как может. Множество отребья, мало хороших людей, сжигание мебели и книг в суровые зимы, вечное полуголодное состояние — всё как обычно. Апокалипсис сегодня. Плавали — знаем. Тогда зачем? Что я должен почерпнуть, над чем задуматься, кроме прописных истин? Слошная постмодернистская пустота и повторение пройденного. Да, не самый плохой роман, можно даже цитат понавыписывать и медитировать над ними. Но. Для чего?
Впрочем, я, кажется, понял. Автора зацепил образ — страна уходящей натуры, а поскольку написать стихотворение показалось ему недостаточным, он написал... роман. (да и денег роман принесет больше)
Нет, правда красиво — была натура человеческая, остались инстинкты. Был город, остались руины. Была цивилизация, осталось варварство. Была жизнь, остался прах. Люди, вы считаете себя великими? А что останется от вашего величия после не самой большой катастрофы, которая почти изолировала город от остального мира? Впрочем, подробнее о романе не хочется — всё это было много раз. Можно как-то попытаться связать сюжет и год написания романа (1987), но у меня не получилось. Разве что преступность в NY в 80-х подросла...
Короче, хотите про странный город, из которого практически невозможно выбраться — пересмотрите «Город Зеро». Он лучше.
замри и умри, 4 апреля 2015 г.
Прочитал.
Полный впечатлений, сразу влепил десятку.
Автору просто отлично удались описательные части — описать город, его население, его структуру почти на четверти книги — это надо уметь. Описать всё это так, чтоб от всего этого потока описаний не стало скучно — к этому нужен талант.
Наступило утро. Я обдумал роман, что о нём можно написать. Сравнил с, так сказать, читательским багажом. Поставил восьмёрочку.
Всё таки на одной описательной части не вытянешь. Чего-то не хватает в остальной части книги, каких-то действий, что ли. Всё слишком размеренно и неспешно, главная героиня (да и все остальные персонажи) делает именно то, чего от неё ожидаешь.
Перечитал написанное. Исправил оценку еще раз, на девятку. Остановимся, пожалуй.
Роман берет своей пессимистичностью, что ли, не знаю. Тут не никакого хэппиэнда, концовка хоть и открытая, но не даёт никаких намёков на продолжение — дневник Анны (ну ладно, письмо) заканчивается именно там, где и должен.
ЗЫ: Складывается впечатление, что апокалипсис произошёл таки в отдельно взятом городе, почти не затронув остальной мир (почему? как? вот что интересно было бы узнать) .
mors_ontologica, 8 декабря 2013 г.
Книгу мне посоветовали как антиутопию. По аннотации я с удовольствием предвкушал странный постапокалитический мир в романе, пропитанном безысходностью, отчаянием и бог знает, чем еще.
Нельзя столько ждать от книги. Полное разочарование. Недоумение не отпускало меня до самого конца повести. Я не мог определить жанр. Для антиутопии — слишком странно, нелогично, непродуманно. Не хватает как-то безысходности. Может быть, что-то сюрреалистическое, фантасмагория? Слишком «прочный» мир, мало абсурда, мало необычного. Некоторые ситуации словно притянуты за уши, в них тяжело поверить, это выбивает из повествования, приходится снова погружаться в книгу...
В общем, мне не понравилось, совершенно не зацепило. Не усмотрел в повести ничего, достойного внимания.
Elessar, 10 июня 2012 г.
Превосходный роман, мрачно-великолепный и до невероятия атмосферный. Представьте себе Город, разверстую, алую с чёрным, пасть мёртвого мегаполиса, жадно заглатывающую человеческие жизни, перемалывающую и калечущую всё, способное любить и чувствовать. Город Остера заражён и медленно гниёт заживо, отравляя всё в себе. И, подобно тому, как перед смертью человек последовательно теряет способность видеть, ощущать и слышать, Город и жители его теряют самое себя. Краски, память, эмоции, все те мелочи, из которых состоит индивидуальность, места ли, человека — не важно.
Книга Остера чудовищно дистопична, пропитана тоской и безнадёжностью в не меньшей степени, чем прославленные романы Оруэлла и Хаксли. И если миры последних — место, куда приводят мечты, неважно, о счастье ли или власти, то Остер перешагивает и эту грань. Его Город — место, где люди разучились мечтать, вселенная серости и равнодушия, эмоциональный вакуум. Великолепная книга, которую стоит читать и перечитывать.
maxim1989, 6 мая 2011 г.
Очень атмосферный роман, при чтении окунаешься в мир переживший страшную катастрофу. Мир стал другим, люди стали другими, забываются предметы, слова, жизнь превращается в попытку выжить.
ни чего не осталось вечным, всё меняется дома рушатся, через миг окружающий мир вокруг может измениться. Сложно выжить в этом мире, но ещё сложнее если ты явился из другой страны и ищешь своего брата, не зная жив он или его давно нет в живых.
Великолепная психологическая книга написанная от первого письма в форме письма младшей сестре, девушкой прекрасно понимающей что письмо возможно никогда не дойдет до адресата.
Любовь, надежда, дружба, вера в будущее только это помогает не умереть в стране уходящей натуры
olya_p, 11 февраля 2009 г.
Это роман-письмо. Главная героиня Анна Блюм пишет своей подруге, которая осталась в прошлой счастливой жизни. Рассказывает ей обо всем, что произошло с ней за два года поисков брата. Разрушающийся город, правительство которого лучше всего решило проблему трупов и человеческих отходов. Безнадежность и одиночество в мире, где исчезают не только люди, но и дома и целые улицы.
Своей атмосферой роман напомнил прочитанную недавно «Дорогу» Маккарти, даже возникло ощущение, что это тот же мир. Точно также главная героиня движется от редких удач к дальнейшему прозябанию. Открытый финал оставляет много места для фантазии.