Василий Гейман «На вершинах знания»
В Петербург приезжает доктор Фадлан, посвящённый в тайные оккультные знания древних религий. Его сила настолько велика, что он может воскрешать мёртвых и оживлять инфернальные сущности. Материализовавшиеся лярвы, женщины-убийцы и садистки, входят в мир живых. За этими опасными опытами наблюдает профессор Моравский, когда-то бывший его учителем...
Впервые отдельное издание: Вега. На вершинахъ знанiя: Оккультный романъ /Илл. А.Е.Владимiрской. – СПб.: Изд-е А.С. Суворина, 1909, 308 с.
Входит в:
— антологию «"Мир приключений" 1901-1916 Выпуск 2», 2015 г.
— антологию «Чары полнолуния», 2020 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 19 июля 2020 г.
Когда в следующий раз буду проходить по Каменностровскому проспекту в той его части, что примыкает к набережной Карповки, непременно постараюсь вспомнить данное произведение и осмотреться вокруг — ведь где-то здесь находился сто с лишним лет назад особняк восточного мага ибн Фадлана...
Роман «На Вершинах Знаниях» недавно был восстановлен до читабельного вида и опубликован электронным издательством Salamandra P.V.V. В примечаниях к нему указано, что авторство книги действительно приписывалось некоему инженер-полковнику В.В. Гейману (да-да, вверху настоящей страницы есть определенное разночтение по поводу данной фамилии), но твердой уверенности в том, что именно он являлся автором, у редакции нет — и потому в заглавии сохранен псевдоним «Вега».
В небольшом предисловии автор не скрывает, что ставит целью познакомить читателя с оккультными понятиями на основе трудов западно-европейских и восточных герметистов (Э.Леви, Schuret, Lancelin, Larmandie и проч.). Собственно, это ключевая фраза. Приключенческая линия в книге носит простейший (условный) характер и единственной своей задачей ставит возможность позволить автору включить в сюжет как можно большее число описаний восточных ритуальных обрядов и рассуждений по сходной тематике. А за бытовыми деталями и сам автор не следит особо внимательно. Первую жертву волшебницы Авроры Джординеско — юную Тату один товарищ называл Татьяной, а другой — уже Наталией...
Честно признаюсь — внимание к чтению у меня угасало прямопропорционально появлению в книжке каждого очередного описательного магнетического действа под руководством опытного некроманта Фадлана и его помощника Петра Ивановича Моравского. Хотя салонное вступление (с гостями, изысканными дамами и котильоном!) весьма напоминает здесь начало повести «Упырь» Алексея Константиновича Толстого. Но автор, порассуждав поначалу о вампиризме, потом почему-то сворачивает от этой многообещающей темы совсем в другие стороны.
Однако, запомнилось следующее рассуждение о характере письма народов в различных частях света. По-моему, наблюдение заслуживает внимания, посему позволю себе процитировать его полностью:
«В манере писать порой скрывается забытый символ происхождения народа, — история развития целой расы. Возьмем наиболее типичные, совершенно различные языки: китайский, еврейский и санскритский. И вы увидите, что все народы, которые пишут, как китайцы, сверху книзу, от неба к земле — имеют происхождение, наиболее близкое к первоначальному источнику. Все народы, получившие знания из восточного источника, как евреи, пишут от востока к западу, от правой руки к левой. И, наконец, те народы, которые получили знания от древних друидов и с запада, пишут от запада к востоку, от левой руки к правой, как пишется санскрит.»
Итого: любопытно для ознакомления, но в целом — скорее всего строго и только для коллекционеров раритетов.