Фаина Раневская «Как я была Пинкертоном. Театральный детектив»
К 120-летию Фаины Раневской. Правду говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Вот и Раневская была не только великой актрисой и автором множества знаменитых острот, афоризмов и анекдотов, но, оказывается, еще и писала замечательную прозу, и сама ее иллюстрировала. Этот роман – ее первый опыт в жанре «комедийного детектива», ждавший публикации более полувека.
В разгар Крымских гастролей прославленного театра бесследно исчезает его прима, главная «звезда» СССР Любовь Павлинова (явный намек на Любовь Орлову, с которой у Раневской были непростые отношения). Что это – несчастный случай или предумышленное убийство? Кто столкнул «звезду» за борт? И нет ли тут, упаси бог, «политики»?! Ведь Павлинова – любимица Вождя, который собирался лично посетить ее бенефис! Если под подозрением вся труппа, когда бессильны и милиция, и госбезопасность, за расследование берется самая «несносная» и насмешливая актриса театра, которую за ее острый язык вечно держат «на ролях старух» и в которой несложно узнать саму Раневскую. Читайте ее блистательный, язвительный и гомерически смешной «театральный детектив» в лучших традициях булгаковского «Театрального романа» и «12 стульев» Ильфа и Петрова!
Входит в:
— цикл «Театральный детектив»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 10 марта 2025 г.
Не знаю, правда ли, что эту книгу написала Раневская (сильно сомневаюсь), и прочитав кусок надеюсь, что это просто очередная попытка сорвать куш на известном имени
Потому что книга безнадежно плоха. Не спасает даже многократное использовании слова на букву ж:
– С моей-то жопой? Никаких крыльев не хватит!»
Это произведение (хочется вслед за Львом Рыжковым написать «буквопродукт») позиционируется, как детектив, но фактически это неумелая попытка натужно подшутить над группкой актеров. Примерно треть книги проходит в повествовании о том, как труппа театра отправилась на гастроли на пароходе (в основном с целью на халяву съездить в Крым), по ходу дела давая концерты в селах типа Гадюкино, Тарасюки, Малозаседателево и т.п. Фамилии персонажей тоже исключительно говорящие – красавец Бельведеров, милиционер Проницалов, прима Павлинова и т.д.
Уровень юмора примерно такой (из лучшего):
Пережив некоторое количество однотипных сел и концертов, читатель добирается-таки до начала интриги – пропала прима Павлинова. Однако никакой динамики действию это не придает, все те же концерты и между делом попытка расследовать, кому была бы выгодна смерть примы, на фоне остального – исключительно робкая и бледная. 6 съеденных двумя дамами вареных яиц в процессе обсуждения мотивов и подозрений выглядят куда круче, чем те самые мотивы.
Все это сделано в духе тех старых немых фильмов, где все преувеличено, гротескно и наивно. Женщины заламывают руки, а мужчины сияют начищенными ботинками и получают тортом в лицо. Здесь обошлось без таких явных штампов, но прочее так же плохо.
В общем, жалкая такая книжонка, которая была брошена примерно на середине. Могли бы литературного негра и поталантливее нанять.