Дмитрий Володихин «Смертная чаша»
Во времена Ивана Грозного над Россией нависла гибельная опасность татарского вторжения. Крымский хан долго готовил большое нашествие, собирая союзников по всей Великой Степи. Русским полкам предстояло выйти навстречу врагу и встать насмерть, как во времена битвы на поле Куликовом.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Эрик Дрейвен, 3 октября 2022 г.
Исторический роман эпохи Ивана Грозного, в центре сюжета — Битва при Молодях. 1571 год — сожжение Москвы войсками крымского хана Девлет Гирея. 1572 год — после прошлогоднего успеха, Девлет Гирей идёт добивать. В победе сомнений нет — обескровленное опричниной и Ливонской войной Русское Царство, кажется лёгкой добычей. Все земли уже заранее распределены между мурзами, осталось только протянуть руку и взять.... И вот у деревеньки Молоди наступает момент истины. Русское войско под началом воевод Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина, уступающее по численности крымцам более чем в два раза, совершает чудо. Заранее отпразднованная победа, оборачивается страшным поражением, после которого Крымское Ханство уже никогда не оправилось. На вопрос «Быть или не быть России», получен однозначный ответ — быть!
Битва при Молодях по своему значению ничуть не менее важна, чем Куликовская битва. Имена Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина, должен бы знать каждый ребёнок .... но здесь как раз тот случай, когда и победа и причастные к ней герои, незаслуженно подзабыты. Роман Дмитрия Володихина — один из всего лишь трёх (!!!) на эту тематику. Впечатления от книги можно разделить 50/50 — первая половина как бурелом, через который упорно продираешься, зная что впереди искомая поляна с белыми грибами. Все эти сюжетные линии с придурком Кудеяром, страдающей невестой — боярыней и пакостным немцем, особого интереса не вызывали и как оказалось не зря. Ни одна не получила должного развития, как будто автор и сам не понял, для чего они нужны — после завязки, минуя середину, сразу «зафиналил». Почти все действующие лица вроде описаны старательно, но ни одно как следует не раскрыто — читатель не сопереживает им, а как бы подглядывает издалека, в замочную скважину. Исключение составили только ключевые герои — Воротынский и Хворостинин. Вот они убедили. Как убедила и вторая половина книги. Когда бурелом наконец-то закончился и началось то, ради чего эта книга и бралась в руки. Начиная с сожжения Москвы, роман стал читаться влёт....только пакостный и бесполезный немец вызывал раздражение, своей абсолютной ненужностью для сюжета. Центральное событие — Молодинская битва, описана безукоризненно. Единственное до чего можно докопаться — вместо бесполезного немца, читателю было бы интересно заглянуть в лагерь Девлет Гирея и увидеть сражение с другой стороны ..... Резюмируя — довольно средний роман, который после «хирургических» сокращений, вполне мог бы стать отличной и эмоциональной повестью, об одном из важнейших событий в истории России.
Aluvian, 23 марта 2018 г.
«Смертная чаша» — книга не то, чтобы сложная, но очень непривычная. С первых страниц это, вроде бы, обычный роман о любви в историческом антураже, но чем дальше читаешь, тем сильнее книга отличается от других подобных романов, но даже и не языком — хотя и он стилизован, — но мышлением. Герои романа иначе видят мир — правильно ли, неправильно ли, неважно — это их психология, с которой можно соглашаться или спорить. Главное, что удалось передать автору — то самое «другое» восприятие, которое сейчас зачастую смотрится странно — потому что даже в 19 веке уже мыслили по-другому.
Есть здесь не только любовь, но и война — сражению за Москву посвящена значительная часть текста, — но ни любовь, ни война, здесь не основной элемент. Основа здесь люди, которые живут — и умирают — но при этом сохраняют в себе нечто очень важно, воплощённое то ли ими, то ли автором в вере.
Повторюсь — с этим можно спорить. Можно — но нужно ли? Мне кажется, автору удалось как раз передать то, чем жили люди 16 века. Правы ли они были? Москву в 1572 году они отстояли — и закрывая книгу, веришь, что именно потому, что у них была та самая вера.
Книга очень необычна и совершенно не морализаторна. Никакой морали — просто история. Верить в неё или нет — дело читателя, но мастерство автора в том, что верить хочется. Потому что в книге есть не только герои, любовь или приключения, но и надежда.
volodihin, 9 января 2018 г.
Собственно, хотел бы предупредить: книга — в основном историческая: роман, посвященный эпохе Ивана Грозного, период с января 1571 года по август 1572 года: сожжение Москвы крымцами и победа над ними в сражении у Молодей. Фантастический элемент есть, но он невелик: христианская мистика да еще чудесные сказания Русского Севера.