Наталья Иртенина «Русь на Мурмане»
Великий князь Иван III отправляет большую рать на Каяно-озеро, самый север Балтики, чтобы вернуть под свою государеву руку местное карельское население и показать шведам, кому на самом деле по древним договорам принадлежит эта земля. В поход вместе с дворянским сыном Палицыным идёт его юный воспитанник Митроха Хабаров. Попутно отрок намерен разгадать тайну гибели своего предка на дальнем берегу Студёного моря, в земле лопарей, слывущих племенем могучих колдунов. Он ещё не знает, что навсегда окажется связан с этим северным краем — Мурманом, исходит его вдоль и поперёк сперва атаманом полуслуживой-полуразбойной вольницы, а затем монахом-отшельником — будущим святым Трифоном Печенгским. Сойдётся в смертельной схватке с лопскими колдунами, пытаясь вырвать Мурман из под власти древних демонических сил, а основанный им у Ледовитого океана монастырь станет крупной торгово-промысловой факторией, боевой крепостью и эпицентром борьбы между русскими, шведами, норвежцами, датчанами за этот холодный край и его богатства.
Возможно, роман следует выделить в цикл — к нему имеет отношение повесть «Чудское городище», другая повесть «Северная вольница» входит в состав романа.
В произведение входит:
|
Награды и премии:
лауреат |
Басткон, 2017 // Премия «Чаша Бастиона». 2 место | |
лауреат |
Басткон, 2017 // Хронограф | |
лауреат |
Филигрань, 2017 // Большая Филигрань |
Номинации на премии:
номинант |
Басткон, 2017 // Премия «Иван Калита» | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2017 // Премия "Золотая цепь" |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 15 сентября 2017 г.
Роман, начавшийся как история про приключения озорного мальчишки Митрохи Хабарова, неожиданно для меня, перерос в целую эпопею, описывающую историю русского Севера, на протяжении всего XVI века.
Автор, взяв за основу подлинные исторических документы той эпохи — «Житие преподобного Трифона Печенгского» и труды Авраамия Палицына, создала достаточно сложный, но от этого не менее захватывающее, художественное произведение.
По-жанру, получился исторический роман, щедро разбавленной мистикой. Но от этого книга не теряет своей реалистичности и органичности. Это произведение очень напоминает книги другого автора, пишущего в таком же жанре — Алексея Иванова. Например, его «Сердце Пармы», или «Золото бунта». Только, у Иванова — средневековая Пермь, а у Иртениной — Мурман.
Очень хорошо у автора вышло создать яркие и живые образы героев — монахов, разбойников, служивых людей. И огромный плюс — персонажи не односторонние — герои или злодеи, а реальные люди, со сложными характерами, постоянно изменяющимися и динамичными. Поэтому, книга, начинающаяся как приключенческий роман, выросла в глубокое, сложное и психологически интересное произведение.
Роман шикарный — увлекательный, написан отличным языком. Только из недостатков, я отмечу, что писательница слишком увлеклась этническими словами, названиями и именами. Уж очень трудно читать все эти карельские и саамские труднопроизносимые термины. Да, это добавляет книге специфический колорит, но режет глаз.
Непременно познакомлюсь с другими книгами Н. Иртениной, и, надеюсь, они будут такого же высокого уровня, как и «Русь на Мурмане».
volodihin, 6 июня 2016 г.
Это историко-мистический роман. Несмотря на наличие магии, колдовских артефактов, неких «мест темной силы», это именно мистика, а не фэнтези. В сущности, роман посвящен противоборству христианства и бесовщины на Русском Севере. С точки зрения стилистики это сделано очень интересно и оригинально: язык очень «густой» в смысле исторических и фольклорных реалий. С точки зрения временного охвата — вообще великолепно: вышла своего рода историческая хроника со времен Ивана Великого до времен Федора Ивановича.
Особой похвалы достоин язык повествования: чрезвычайно «густой», насыщенный средневековыми реалиями, можно сказать, экспериментальный; впрочем, воспринимается он без напряга.
У романа есть «приквел» — повесть «Чудское городище», опубликованная в сборнике «Terra Sacralis».
Фрагменты романа в виде отдельных повестей и рассказов публиковались в альманахе «Соловецкое море», в сборниках «Мистикон», «Мистикон-2», «Мистикон-3».