Валентин Черных «Москва слезам не верит»
В 1980 году фильм «Москва слезам не верит» по сценарию Валентина Черныха получил «Оскар». История советской Золушки имела шумный успех и на родине. Но кинороман Валентина Черных, написанный через 14 лет после выхода фильма, – это совсем другая история. Вернее, история та же, но с новыми героями, с новыми подробностями из жизни «старых» героев, с событиями, которые остались за кадром.
Является новеллизацией:
— «Москва слезам не верит» 1980, СССР, реж. Владимир Меньшов
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 1 мая 2023 г.
Известный кинофильм оставлял много вопросов. Между двумя сериями пролетело два десятка лет. А многие эпизоды просто просят пояснения. И сценарист Валентин Черных, берясь за роман по мотивам ленты, был запрограммирован на успех. Но, увы, пришло время мистеров Секондов, и в угоду конъюктуре Черных начал заполнять белые пятна выпуклой антисоветчиной. Все вокруг относились к коммунизму, как к чуме, убегая от предложенного партбилета, как черт от ладана. Что в шестидесятые, что в начале восьмидесятых. Советскому Союзу обрекалось экономическая и политическая смерть, а работницы химчисток срочно переводили наворованные тысячи в живопись и антиквариат. Правда-правда. А ещё очень любили секс. Вон Гога уже на следующий день знакомства с Катериной учил её дочь Александру тонкостям флирта и межполовым отношениям. Конечно, везде были комитетчики. Думаете, пьяненкий Коля Гошу разыскал? Щас, лично генерал-лейтенант органов пособил. И все в таком же духе, вплоть до финала, когда отысканный Жора остаётся с Катериной под объявление о смерти Брежнева. Что, фильм сняли в 1980, а Брежнев умер в 1982? Ай, не лезьте со своими замечаниями, не мешайте сценаристу плыть по генеральному течению, не потонув.
А белые пятна фильма во многом пятнами и остались. Например, как тот же Георгий Иванович, уже начавший спать с любимой женщиной, в упор не видел номенклатурного достатка, считая её обыкновенной рабочей. При том, что все остальное угадывал, аки Шерлок Холмс.
Читать особо не рекомендую. Разочаруетесь как в любимых героинях, которые (за исключением вздыхающей по своей нерешительности Антонине) оказались порядочными стервами, так и в атмосфере фильма, в которой Меньшов поубирал всю чернуху. старательно лелеемую Валентином Черных.
amak2508, 21 апреля 2017 г.
Если кто-то думает, что фильм 1979 года и книга 1994 года (кстати, любопытно, почему она появилась только в 1994 году?) похожи друг на друга как близнецы-братья, то он глубоко заблуждается. В 1979 году народу больше нужна была волшебная сказка для взрослых со счастливым концом и он ее получил. А в 1994 году лучше всего шли книги, где было как можно больше секса и где как можно больше ругали советскую власть и «коммуняк». Соответственно, книга и была доработана в нужном конъюнктуре направлении.
Вот и получилось, что открывая книжку со знакомой картинкой на обложке, читатель неожиданно сталкивается с сильно сексуально озабоченным населением страны, а Гога (он же Гоша и т.д.) вдруг ни с того, ни с сего начинает говорить о том, что коммунистам вовек не отмолить того, что они натворили и каждый из них каждое свое утро должен начинать с покаяния.
Впрочем, основные сюжетные линии в книге, слава богу, сохранились, а, в ряде случаев, оказались даже более подробно выписанными. Ну и, естественно, сняли те вопросы, что возникли у читателя после просмотра фильма. В целом же, по сравнению с фильмом книга получилась гораздо более то ли циничной, то ли прагматичной и очарования волшебной сказки в ней уже не наблюдается. Хотя, стоит признать, что читается роман совсем неплохо — и повспоминать есть чего, и с новыми любопытными фактиками из жизни трех подруг познакомишься. Тем более, что во многом, что касается наблюдений автора о той далекой поре советской жизни, нельзя не согласиться.