Артур Мейчен «Ужас»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Во время Первой Мировой войны в одном уголке Уэльса началась череда таинственных смертей мирных жителей, при этом об этих смертях не писали газеты и власти фактически не проводили расследование. Появился слух, что людей убивают германские агенты для того, чтобы посеять панику. Однако некоторые факты этой теории решительно противоречили.
Впервые опубликована по частям в The Evening News с 16 по 31 октября 1916 года под названием «The Great Terror». В виде книги опубликована в феврале 1917 года: London: Duckworth & Co. Исправленная версия опубликована в The New Readers Library No. 5, London: Duckworth, 1927.
Входит в:
— антологию «Six Novels of the Supernatural», 1944 г.
— сборник «Tales of Horror and the Supernatural», 1948 г.
— антологию «The Best Horror Stories», 1977 г.
- /языки:
- русский (2), английский (6)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- А. Агеев (1), И. Богданов (1), Л. Кузнецов (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rajt, 1 сентября 2020 г.
О бедном гусаре замолвите слово!
И слово это сам мэтр, именитый Лавкрафт, в восхищении молвил:
«Из ныне живущих создателей космического ужаса, вознесенного на высочайшую художественную вершину, немногие, если вообще кто-то найдется, могут соперничать с разносторонним Артуром Мейченом, автором нескольких дюжин коротких и длинных рассказов, в которых элемент тайного ужаса и надвигающегося кошмара передан с несравненной реалистической точностью и живостью… Однако факт остается фактом. Его мощные сочинения об ужасном начала девятисотых годов уникальны и определяют целую эпоху в истории жанра.»
И теперь плавненько непосредственно к самому «Ужасу.»
Небольшая по объему повесть. Построена по типу серии взаимосвязанных своеобразных репортажей, рассказов очевидцев. Спокойная, можно сказать сухая, по стилю изложения. С элементами детектива. Без экшна, красочных и кровавых описаний. Но...
По мере чтения атмосфера сгущается, напряжение растет. Неясная тревога сменяется иррациональным страхом, переходящим в ужас. И вот перед нами уже не повесть, а хроника страха, летопись ужаса.
Британия, 1915-й год. Первая мировая. Череда смертей в сердце Империи — и полное «молчание ягнят» в прессе. Цензура потому как. А в условиях отсутствия официальной информации нарастает неопределенность и страх. «И, что хуже всего, весь этот ужас творится за завесой секретности.» «На фронте но крайней мере своими глазами видишь то, что тебе угрожает». И словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам. Маньяки шалят? Или коварные немцы что-то воплощают в жизнь? Теории рождаются, а ужас шествует.
И вот во время чтения все знания, полученные в те времена далекие, теперь почти былинные, когда изучение истматов и диаматов было первейшей необходимостью в подготовке специалиста любого профиля, вдруг перестают быть истиной. А истиной становится:
«Вы не можете поверить в то, чего не видите, и увидеть то, во что не верите. Так было во времена Ужаса».
И верится в истину автора. Пусть даже она до предела фантастична и не питает радужных чувств к человеку как таковому. Ведь сам человек на протяжении веков «не уставал заявлять, что он вовсе не духовное, а просто-напросто разумное существо — то есть во всем равное животным, над коими некогда был поставлен владыкой. Он во всеуслышание провозгласил, что является не Орфеем, а Калибаном.» Свидетельством тому ежедневные картинки в глупом ящике для идиота и новостные ленты.
Рекомендую, однозначно. И, однозначно, десять из десяти.
P.S. Стивен Кинг, видимо, читал, и, мнится, вдумчиво. Очень бросается в глаза, особенно если вспомнить его ранние работы.
Rovdyr, 12 декабря 2016 г.
«Ужас» — повесть с довольно своеобразным сюжетом и оригинальной идеей; и то, и другое отнесу к несомненным достоинствам произведения. Правда, художественное исполнение не могу оценить как шедевр. Сюжет, представляющий значительную интригу и в определенной мере даже триллер, реализован Мейченом не слишком увлекательно. Во-первых, из-за многословия; во-вторых, временами мысль автора уходит в какие-то побочные ветви — некоторые из них сами по себе весьма интересны, но на общее восприятие могут влиять неблагоприятно. Кроме того, мне не понравилось использование военной тематики. Хотя это моя чисто личная позиция; на самом деле, эта тематика здесь уместна и, более того, усиливает идейный эффект произведения.
«Ужас» ценен тем, что дает почву и пищу для размышлений в антропологической сфере (если выражаться в сухом стиле). Например, любопытно мировоззрение некоего профессора Хувелиуса, который тратил все свои доходы на благотворительность и при этом был автором трактата «О преступном гуманизме».
А главным источником произведения является идея Мейчена о десакрализации Человека, который в Западной цивилизации стал всего лишь разумным животным (или, скажу от себя более «политкорректно» — биологическим существом), лишенным духовности. Что и возымело тот результат, который дал название произведению — Ужас. Хотя, не могу не заметить, повторившись, описано это Мейченом не очень убедительно; местами как-то ненатурально, натянуто.
Я же полагаю, что результатом будет не тот Ужас, что показан Мейченом, а Ужас разрушения человеческого естества на самых фундаментальных уровнях психологии и физиологии.