Т. Р. Ричмонд «По её следам»
Алиса Сэлмон молода, талантлива и амбициозна.
Впереди у нее — целая жизнь…
Точнее, могла бы быть. Если бы однажды ночью она не утонула при весьма загадочных обстоятельствах.
Никто не знает, что это было: самоубийство, несчастный случай… или убийство?
Все, что осталось после нее, — дневники, имейлы, переписка в соцсетях…
Возможно, именно среди них и кроется разгадка случившегося.
Но найдется ли тот, кто сможет по крупицам собрать ее жизнь — и узнать истину?..
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nikquest, 31 июля 2018 г.
После успеха «Исчезнувшей» Гиллиан Флинн я видел несколько попыток добиться того же другими авторами. Часть была отвратительной (но тоже пробившейся в экранизации), часть так и осталась на уровне проходного детективчика, не имея какой-либо фишки или не зная, что делать с главной интригой, часть просто жутко буксовала из-за попыток объять необъятное и понапихать кучу тайн без эффектных разгадок. И вот в «По её следам», на мой взгляд, наиболее хорошо сошлись многие компоненты. Есть детективная интрига (мы даже не знаем, что произошло с девушкой: убийство, самоубийство, несчастный случай), есть определенные заигрывания с читателем на почве проводимого расследования, когда мы узнаем примерно то же самое, что и люди, его ведущие, шаг за шагом. Есть постоянно выстраивающийся образ жертвы, мы проникаемся ее жизнью, вкусами, проживаем с ней горести и радости, помня при этом, что она уже мертва, что накладывает трагический отпечаток на восприятие, узнаем ее тайны, личность, желания. Мы идем по её следам, помня, что вот этой девушки, мечтавшей о многом, уже нет в живых. И приходим к развязке. Но главное, в чем заключается фишка романа, это подача истории. В книге нет ни одного момента, ни одной строчки, которые раскрывались бы иначе, нежели через источники информации. Вся книга – собрание дневников, записок, писем, электронных и рукописных, газетных статей, различных выдержек с форумов, чатов. Так, о смерти героини мы узнаем из сообщений на форуме, о ее любви и увлечениях – из писем, анкеток, списков музыки и книг, sms-ок, о прошлой жизни ее матери – из электронной переписки старого профессора, который ведет свое расследование, баламутит воду и пишет от руки умершему.другу, рассказывая, что он узнал и почему это важно. Постепенно из всех обрывков информации, из крохотных страничек текста, газетных статей, имейлов и прочих бумажно-электронных следов мы узнаем не только, что случилось на самом деле, но и то, что этому поспособствовало, как и почему, узнаем о других трагедиях в прошлом и настоящем. И наконец, главное – понимаем, что память о нас самих скрывается в тысячах миллионов мелочей, и что она столь же хрупка, сколь и вечна. В романе множество мелочей, делающих эту историю и ее персонажей живыми. Списки любимой музыки и рекомендуемых книг дают представление о характерах и увлечениях, обращения и названия тем в электронных переписках словно вживую прописывают эмоциональные моменты. Например, узнав кое-что шокирующее, девушка в переизбытке чувств пишет электронное письмо, но ошибается в адресе почты, сама этого не замечая, т.к. очень волнуется, а мы узнаем об этом постфактум из сообщения почтового сервиса о невозможности доставки письма. Или форумные дискуссии, в которых можно углядеть самих себя, от потралливающих собеседников до рассудительных модераторов. Т. Р. Ричмонд удалось создать роман, повествовательной основой которого являются не события и действия, а их описания и чьи-то интерпретации. И вышло просто превосходно, пусть в паре мест наблюдалась некоторая нелогичность и натужность использования такого метода.